Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Все три модели сходны в одном - важную роль в каждой из них играет государственное регулирование экономики и налоговая политика как его составная часть. Каково же место налоговой политики в системе государственного регулирования?

Изучение опыта построения и функционирования систем налогообложения дает возможность выделить два основных подхода с разных сторон, дающих обоснование места и роли налоговой политики в системе государственного регулирования (таблица 4):

1) кейнсианский подход государственного регулирования;

2) неоклассическая концепция формирования налоговой политики [4].

Таблица 4 - Место и роль налоговой политики в системе государственного регулирования:

Кейнсианская теория

Неоклассический подход

налоговые инструменты направлены на обеспечение использования всех факторов производства, устранение возникающих диспропорций между объемом производства и платежеспособным спросом диспропорций между объемом производства и платежеспособным спросом

использование налогов как инструмента изъятия излишка денег из обращения

налоги:

в условиях подъема - увеличиваются;

в условиях спада - сокращаются

снижение ставок влечет за собой увеличение доходов хозяйствующих субъектов, а значит и рост сбережений и инвестиционной активности

прогрессивная система налогообложения;

инвестиционные льготы для отраслей, являющихся основой для дальнейшего развития

низкие налоговые ставки;

пропорциональное налогообложение.

Таблица составлена автором на основе источников [5].

При проведении анализа налоговой политики государства в экономической литературе большое внимание уделяется целям, на которые ориентирована формируемая система налогообложения, и на структуры используемых элементов. Можно выделить две тенденции: для стран с низким уровнем развития и высоким уровнем развития.

Так, структура налогообложения в странах с низким уровнем развития экономики имеет следующие черты:

основная доля поступлений связана с налогообложением товаров внутреннего производства и внешнеторговых операций. Доля таких доходов в структуре налоговых поступлений составляет около 70%, при этом на поступления от импортных сделок приходится свыше 40%;

уровень подоходного налогообложения юридических лиц превышает налоговую нагрузку физических лиц. В целом, на ее долю приходится 25% налоговых поступлений [11].


Отличие структуры налогообложения стран с высоким уровнем развития состоит в низкой доле налогов по внешнеэкономическим сделкам. При этом высокая доля приходится на налоги с физических лиц и отчисления, поступающие в соответствии с программами социального страхования.

По мнению В.Г. Панскова, вне зависимости от уровня развития страны, для достижения наибольшего эффекта от проводимой налоговой политики следует менять не долю налогов, а применять целевые льготы, так как они "гарантируют государству практически 100% использование вливаемых в экономику финансовых ресурсов на цели им преследуемые" [15].

Поэтому, согласно мнению В.Г. Панскова, снижение налоговых ставок и освобождение от уплаты налога должны применяться, как правило, в тех случаях, когда основная цель - снижение налоговой нагрузки на экономику. Причем государство должно четко осознавать, что в этом случае только часть полученной экономии будет направлена налогоплательщиками на инвестиции или инновационное развитие. Вместе с тем, государство может и должно получить гарантированный экономический эффект как при любой другой форме предоставления налоговых преференций [15].

Помимо применения целевых льгот, важно место занимает и такой инструмент государственного налогового регулирования, как налоговые санкции, применяющиеся за ненадлежащее выполнение обязательств перед бюджетом или внебюджетными фондами. Они не только обеспечивают исполнение налогового законодательства, но также ориентируют хозяйствующие субъекты на использование в своей деятельности более эффективных форм хозяйствования.

Формирование налоговой базы также является серьезным инструментом налоговой политики государства, поскольку от этого зависят увеличение или уменьшение налоговых обязательств различных категорий налогоплательщиков. Это создает дополнительные стимулы или, наоборот, ограничения для расширения производства или инвестиционных проектов и соответствующего роста (снижения) экономического развития.

Так, по мнению авторов, в условиях рыночных отношений налоговая система является не только финансовым источником для реализации государством свих функций, но и основой механизма государственного регулирования экономики. Однако эффективное функционирование всего хозяйственного комплекса страны во многом зависит от того, насколько грамотно и обоснована ее налоговая система, а также налоговая политика, как составная часть налоговой системы [17]. Необходимо отметить, что при разработке налоговой политики важно учитывать мнение всех сторон налоговых отношений. С одной стороны, это стремление субъектов экономики к минимизации налогов, а с другой - интересы государства. Для продуманной налоговой политики одним из самых важных моментов является правильное определение оптимального размера налогового бремени. Для этого необходимо провести серьезную аналитическую работу по достижению компромисса между государством и налогоплательщиком.


Таким образом, можно сказать, что в налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и дестимулирует в других, исходя из общенациональных интересов. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических решений. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. Налоговая политика государства отражает тип, цель и степень государственного вмешательства в экономику и изменяется в зависимости от ситуации в ней.

1.4 Выводы по первой главе

Рассмотрев в данной главе различные подходы к определению понятия налоговой системы, можно прийти к выводу, что налоговая система представляет собой совокупность налогов разных уровней, функционирующих на единых принципах, формах и методах их установления, изменения и прочих действий, включающая так же меры привлечения к ответственности за нарушения законодательства.

Классическими принципами, присущими налоговой системе являются принцип справедливости, определенности, удобства, а так же экономичности взимания. Различия в определении принципов позволяет государству на каждом этапе своего развития строить свои налоговые системы с учетом экономического состояния, отбирая принципы, которые наиболее актуальны для конкретных экономических условий.

Во втором пункте курсовой работы были изучены нормативно-правовые основы формирования налоговой системы РФ, вследствие чего можно сказать, что система российского налогового законодательства представляет собой совокупность нормативных актов трех уровней, содержащих нормы налогового права; были определены пределы действия актов во времени, пространстве и кругу лиц. Следовательно, налоговая система РФ имеет за собой достаточное количество нормативной документации, обеспечивающей не только единство, стабильность и эффективность налоговой системы, но и защиту прав и интересов налогоплательщиков и плательщиков сборов, что, безусловно, содействует развитию экономики России.


В третьем пункте налоговая политика рассматривалась как инструмент государственного регулирования экономики, в ходе чего выявлена взаимосвязь налоговой политики и налоговой системы, состоящая в желании государства максимально эффективно организовывать систему. Так же изучены эффекты от применения различных инструментов государственного налогового регулирования, на основании чего был сделан вывод, что основной задачей государственной налоговой политики является создание благоприятных условий для активной финансово-хозяйственной деятельности субъектов экономики и стимулирование экономического роста. Было выявлено, что достигается это путем достижения оптимального сочетания личных и общественных интересов, обеспечивающихся через оптимальное соотношение между средствами, остающимися в распоряжении налогоплательщика, и средствами, перераспределяемыми через налоговый и бюджетный механизмы.

Таким образом, можно сказать, что оптимально построенная налоговая система должна обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, а также не только стимулировать налогоплательщика к предпринимательской деятельности, но и обязывать его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования. Перейдем к анализу, оценке налоговой политики и рассмотрению способов ее эффективной реализации.

2. Анализ, оценка налоговой политики и пути ее совершенствования.

2.1 Анализ форм отчетности федеральной налоговой службы России за 2015-2017 гг.

Обеспечение полного и устойчивого сбора налогов и других обязательных платежей является важнейшим требованием для стабильного и эффективного функционирования налоговой политики государства. Для более полного изучения налоговой политики необходимо рассмотреть, проанализировать и оценить формы отчетности федеральной налоговой службы России. В рамках данной курсовой работы будут рассмотрена такая форма, как 1-НОМ и 1-НМ.[20].

Поступление налогов, сборов в консолидированный бюджет Российской Федерации по основным видам экономической деятельности и их структура за 2015-2017 года представлены в приложении А. Из данных таблицы А.1 видно, что наибольшая величина поступлений в течение всего рассматриваемого периода приходится на добычу полезных ископаемых, причем налоговые поступления по данному виду деятельности ежегодно увеличиваются. При этом максимальное значение данного показателя в отраслевой структуре наблюдается в 2017 году , минимальное - в 2016 году , что позволяет сделать вывод не только о стабильности данного вида экономической деятельности, но и о его развитии, обусловленным высоким природно-ресурсным потенциалом страны.


Следующей по величине отраслью выступают обрабатывающие производства. По данным таблицы также наблюдается ежегодное увеличение налоговых поступлений по данному виду деятельности. В период с 2015 по 2017 года произошло увеличение в размере 1 000 млн. руб. В сравнение с увеличением поступлений от добычи полезных ископаемых, которое составило 1 438 млн. рублей, показатели приблизительно равны. Максимальное значение в структуре обрабатывающие производства достигают в 2017 году , что говорит также о повышении активности в данном виде деятельности.

Существенными являются и поступления от операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг. В 2016 году данный вид деятельности являлся третьим по величине, и в последующие годы уменьшался ; однако уже в 2017 году третьим по величине показателем становится оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и прочие виды деятельности.

Остальные показатели находятся в пределах от 0,03%: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, гостиницы и рестораны, рыболовство и рыбоводство, налоги и сборы, не распределенные по кодам ОКВЭД, остальные виды экономической деятельности, так же сведения по физическим лицам, не относящимся к индивидуальным предпринимателям и не имеющим код ОКВЭД.

Таким образом, можно выделить следующие виды экономической деятельности, поступления от которых занимают значительную часть доходов бюджета:

  1. добыча полезных ископаемых;
  2. обрабатывающие производства;
  3. операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг;
  4. оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и прочее.

Проведем анализ начислений и поступлений налогов, сборов и иных обязательных платежей в доходы федерального бюджета Российской Федерации за 2015-2017 года (таблица Б.1 приложения Б) для дальнейшего сравнения представленным выше анализом отраслевых налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ.

Наибольшая доля поступлений в течение всего рассматриваемого периода приходится на налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, максимальная величина по которым составляет 3710 млн. руб. (2017 г.).

Важно отметить, что несмотря на то, что наибольшая доля поступлений приходится на налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, на протяжении периода с 2015 по 2017 года, наибольший размер начисленных к уплате поступлений приходился на налог на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, что говорит о высоком уровне недоимок по данному виду налога. Это подтверждается данными таблицы Б.1: в течение всего периода разница между поступившими денежными средствами и начисленными к уплате по данному налогу является второй по величине среди всех представленных в отчетности налогов. Тем не менее, налог на товары, реализуемые на территории РФ, является вторым по величине поступлений. Так, его максимальное значение составило 4 236 млн. руб. в 2017 году