Файл: Определение, основные задачи, функции бухгалтерского учета (Цели бухучета и его главные методы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Бухгалтерский учет располагает своим предметом и методом. Раскрытие и описание предмета и метода бухучета дает возможность определить его сущность и отличие от остальных предметов.

Содержание предмета бухучета раскрывается в экономической сути учитываемых объектов.

Объектами бухучета выступают имущество предприятия, его обязательства и операции, которые осуществляются по ходу финансово-хозяйственной работы организации.

Объекты бухучета делятся на 3 связанных между собой раздела: имущество предприятия по сущности и размещению; имущество по источникам его образования; хозяйственные операции и их эффективность, получаемые в сферах снабжения, выпуска и реализации. Отсюда предмет бухучета делится на 3 схожих раздела, любой из которых включает определенные виды имущества. В том числе, по составу - внеоборотные и оборотные активы, по источникам создания - собственные и заемные средства, представляет собой капиталы и резервы, долгосрочные и краткосрочные долги; хозяйственные процессы и их итоги - снабжение, выпуск, продажа и финансово-экономические результаты.

В то же время метод бухучета - это комплекс приемов и способов, посредством каких непрерывно рассматривается и обобщается работа организации.

1.Бухгалтерский учет: история развития, понятие, предмет, метод

1.1.Становление бухучета, его понятие и предмет.

Бухгалтерский учет зародился в период итальянского Возрождения. Изобретение двойных записей дало импульс дальнейшему развитию частного капитала, создавшего благосостояние ради существования и творчества общества людей. Система двойной записи возникла в XIII-XIVв., использовали ее в нескольких магазинах Северной Италии.

Первоначально начал систематизировать учитывание францисканский монах Лука Пачоли, написавший труд «Трактат о счетах и записях» (1494г.), где раскрывается суть учетных записей. Данная книга сохраняет свою актуальность и в настоящий момент. Последователи Луки Пачоли распространили использование учета в разных сферах: Альвизе Казанова (1558г.) – в кораблестроении, Д.А.Маскетти (1610г.) – в промышленности, Людовико Флори (1636г.) – на государственных предприятиях, Бастиано Вентури (1655г.) – в сельском хозяйстве. Первое общество бухгалтеров было зарегистрировано в Венеции в 1581г.


В России бухучет как наука получил собственное развитие в 1-ой половине XIXв. Его основоположниками явились К.И, Арнольд, И.Н.Ахметов, Э.А.Мудров. К.И.Арнольд прибыл из Германии и стал первым в Москве учителем бухучета; И.Н.Ахметов – был служащим торговой фирмы; Э.А.Мудров – преподаватель арифметики и физики в Олонецкой гимназии (ныне г.Петрозаводск).

Самые первые учебники по бухучету появились в России в XIXв. В 1831г. К. Кларком и В.Немчиновым издается учебное пособие «Счетная наука»; далее в 1866г. преподаватель коммерческого училища в Санкт-Петербурге П.Рейнбот издает «Полный курс коммерческой бухгалтерии по простой и двойной системам», который состоял из теоретических и прикладных составляющих; в 1883г. А. Прокофьев, преподаватель бухгалтерии в Московском техническом училище и коммерческой арифметики в Московской практической академии коммерческих наук, издает «Курс двойной бухгалтерии», в 1906г. в Санкт-Петербурге вышел учебник И.Максимова «Счетоводство. Краткий исторический очерк становления счетоводства и его роль в торгово-промышленных и сельскохозяйственных предприятиях». Последующее становление бухучета как науки нашло отображение в трудах видных ученых ХХв.

Данное позволяет рассматривать бухучет как науку со своим предметом и методом.

Предметом бухучета служит система информации, которая упорядочена и регламентирована, отражает комплекс имущества в зависимости от состава и размещения, обязательств, хозяйственных операций и итогов деятельности предприятия в стоимостном выражении для осуществления намеченных заданий.

По первому показателю имущество предприятия подразделяют на 2 группы: внеоборотные и оборотные активы.

Первые состоят из основных средств, нематериальных активов, оборудования к установке, вложений во внеоборотные активы, доходных вложений в материальные ценности, другие внеоборотные активы. Данные активы используются в деятельности долгое время, то есть свыше одного года. Отдельные из них отличаются тем, что со временем изнашиваются и переносят собственную цену на производственный продукт.

1.2.Цели бухучета и его главные методы и приемы.

Метод бухучета развивался параллельно с развитием производительных сил и производственных связей. Если же в прошлом учет отражал простейшие записи прихода и расхода каких-либо ценностей, то в дальнейшем он стал целостной системой способов и приемов отражения всевозможных явлений хозяйственной жизни.


Единой научно-методической основой бухучета, как и прочих экономических наук, выступает диалектический метод познания.

Его научное содержание в бухучете выражается его единым подходом к явлениям хозяйственной жизни, к их познанию посредством отражения и обобщения данных об имуществе, обязательствах и хозяйственных процессах в их единстве, взаимозависимости.

Наряду с этим теория и практика показывают, что любая наука располагает своими особыми приемами и способами подхода к исследованию и познанию собственного предмета. В свою очередь обладает своим методом и бухгалтерский учет. Он располагает специфическими приемами и методиками, обусловленными его предметом, вопросами, стоящими перед ним и требованиями, предъявляемыми к нему.

Данные приемы и методы представляют собой методологическую основу практики предприятия и ведения бухучета, формирования отчетности предприятия. Они дают выполнять бухгалтерскому учету его главные функции в системе руководства деятельностью предприятия: контрольную, информационную, обратной взаимосвязи, аналитическую и другие. При помощи метода исследуются, осмысливаются и анализируются факты хозяйственной жизни организации.

С учетом этого, метод бухучета - это комплекс приемов и способов, которые обеспечивают сплошное, непрерывное и документальное отражение фактов хозяйственной жизни для познания их содержания и осуществления руководства ими по ходу кругооборота средств.

Некоторые способы и приемы бухучета представляют собой составляющие его метода либо главные методологические приемы и правила. К ним принадлежат: документация, инвентаризация, баланс организации, система счетов и двойная запись, оценка, калькуляция и отчетность.

Целью бухучета является последовательный учет поступающих документов, с последующим их использованием во всевозможных целях, а также в интересах отображения объективных данных в регистрах бухгалтерского учета.

1. Документация - это первичное оформление хозяйственных операций при использовании документов в момент и в местах их осуществления.

Обязательным условием отображения операций организации в системном бухучете считается оформление их первичной документацией, обладающей конкретными характеристиками и отвечающей требованиям, предъявляемым к ней. Документ представляет собой документальное отражение в установленном порядке свидетельства о совершении хозяйственной операции.

2. Инвентаризация - это метод проверки, выявляющий соответствие факта присутствия имущества в натуре показателям бухучета. Инвентаризация осуществляется с целью обеспечения правдивости показателей бухучета и сохранности имущества предприятия. Инвентаризации подвергаются ОС, ТМЦ, незавершенное производство, незавершенное строительство, денежные средства, расчеты и другие.


Инвентаризация осуществляется в заданные сроки, в случае смены материально ответственных лиц, по требованию следственных органов и тому подобное. Инвентаризация дает возможность выявить недостачи, хищения, неучтенные ценности и искажения, допущенные в бухучете.

3. Бухгалтерский баланс - приём экономической группировки и обобщения данных об имуществе предприятия по составу и размещению и источникам их образования в стоимостной оценке на определенное число.

4. Система счетов и двойная запись. Бухгалтерские счета служат для группировки, текущего учета и контролируемости наличия и движения хозяйственных средств и их источников. На любой тип средств и их источников заводится отдельный счет.

Сумма операций организации в учете записывается по счетам дважды: по дебету одного и кредиту другого, что и получило название двойной записи.

5. Оценка - это способ стоимостного обозначения средств предприятия и их источников. Реальность и правильность составления оценки имущества предприятия и его источников носит важный характер в интересах построения общей системы бухучета. В основе оценки имущества лежат истинные расходы, выраженные в стоимостном измерении.

6. Калькуляция представляет собой метод группировки расходов и расчета себестоимости единицы производимых товаров, выполненных работ.

7. Отчетность подразумевает под собой систему данных, которые характеризую производственно-хозяйственную и финансовую работу предприятия за предусмотренный период. Показатели отчетных документ используются с целью анализа экономического состояния предприятия, разработки, обоснования и принятия надлежащих управленческих решений.

В отчетных документах представляются данные о составе средств, источников средств, о структуре финансово-экономических результатов, использовании прибыли, движении фондов и другие.

1.3.Основные статьи формирования имущества.

Основные средства.

К ОС, как системе материально-вещественных ценностей, применяемых в качестве средств труда при изготовлении товаров, исполнении работ или оказании услуг, или в целях руководства организацией в течение периода свыше 12 календарных месяцев, или обычного операционного цикла, если он превосходит двенадцать месяцев, относят здания и сооружения, машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительную техника, автотранспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и другие ОС.


К ним принадлежат, кроме того, капитальные вложения в улучшение земель и в арендованные объекты ОС.

Капвложения в многолетние насаждения, коренное улучшение земель вводятся в структуру основных средств ежегодно в сумме расходов, которые относятся к принятым в отчетном году в эксплуатацию площадям, независимо от даты завершения всех работ.

В состав ОС входят находящиеся в собственности предприятия земельные участки, объекты природопользования и прочие природные ресурсы.

Законченные капвложения в объекты ОС в аренде вводятся организацией – арендатором в состав своих основных средств в размере фактических производственных расходов, если же другое не оговорено договором аренды. Стоимость основных средств предприятия погашается посредством начисления износа на протяжении срока их полезного использования.

Не принадлежат к основным средствам и учитываются на предприятиях как средства в обороте предметы со сроком службы меньше двенадцати месяцев.

Следовательно, ОС применяются в деятельности предприятия долгое время, не изменяя своего внешнего вида, изнашиваются частями на протяжении срока их службы посредством переноса собственной стоимости на стоимость нового товара, то есть путем начисления амортизационных отчислений. По характеру и назначению в работе предприятия они делятся на основные средства: производственного и непроизводственного назначения. Первые напрямую участвуют в производственной деятельности предприятия - производственные здания, сооружения, рабочие машины и др. Вторые не участвуют в производстве, а применяются в культурно-бытовой сфере предприятия - дома культуры, столовые, прачечные, садики, дома отдыха, санатории и др.

В зависимости от степени использования ОС делятся на находящиеся:

1) в эксплуатации;

2) в запасе;

3) на этапе достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации;

4) на консервации.

По имеющимся правам на объекты ОС подразделяются на:

1)объекты, принадлежащие предприятию на праве собственности;

2)объекты, которые находятся у предприятия в оперативном управлении либо хозяйственном ведении;

3)объекты, которые были получены предприятием в аренду.

Нематериальные активы.

К данного вида активам, используемым в деятельности организации в период, превышающий 12 месяцев и приносящим доходы, относятся:

1) исключительное право клиента на изобретение, промышленный образец, полезную модель;

2) исключительное авторское право на программы для электронных вычислительных машин, базы данных;