Файл: Ю. Ю. Громов, В. Е. Дидрих, О. Г. Иванова, В. Г. Однолько теория информационных.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 125

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

16
Модель функционирования (поведения) системы – это модель, предсказывающая изменение состояния системы во времени, напри- мер: натурные (аналоговые), математические, имитационные, машин- ные на ЭВМ и др.
Типы поведения системы определяются способностями системы и процессами в системе.
Равновесие системы – это способность системы в отсутствие внешних возмущающих воздействий (или при постоянных воздейст- виях) сохранить своё состояние сколь угодно долго.
Устойчивость системы – это способность системы возвращаться в состояние равновесия после того, как она была из этого состояния выведена под влиянием внешних возмущающих воздействий. Эта спо- собность обычно присуща системам при постоянном воздействии и если только отклонения не превышают некоторого предела.
Состояние равновесия, в которое система способна возвращаться, по аналогии с техническими устройствами называют устойчивым со-
стоянием равновесия. Равновесие и устойчивость в экономических и организационных системах – гораздо более сложные понятия, чем в технике, и до недавнего времени ими пользовались только для некото- рого предварительного описательного представления о системе. В по- следнее время появились попытки формализованного отображения этих процессов и в сложных организационных системах, помогающие выявлять параметры, влияющие на их протекание и взаимосвязь.
Исследованию процесса «развития», соотношения процессов развития и устойчивости, изучению механизмов, лежащих в их основе, уделяют в кибернетике и теории систем большое внимание. Понятие развития помогает объяснить сложные термодинамические и инфор- мационные процессы в природе и обществе.
Применение понятия «цель» и связанных с ним понятий целена- правленности, целеустремленности, целесообразности сдерживается трудностью их однозначного толкования в конкретных условиях. Это связано с тем, что процесс целеобразования и соответствующий ему процесс обоснования целей в организационных системах весьма сло- жен и не до конца изучен. Его исследованию большое внимание уде- ляется в психологии, философии, кибернетике. В Большой Советской
Энциклопедии цель определяется как «заранее мыслимый результат сознательной деятельности человека». В практических применениях
цель – это идеальное устремление, которое позволяет коллективу уви- деть перспективы или реальные возможности, обеспечивающие свое- временность завершения очередного этапа на пути к идеальным уст- ремлениям.


17
В настоящее время в связи с усилением программно-целевых принципов в планировании исследованию закономерностей целеобра- зования и представления целей в конкретных условиях уделяется всё больше внимания. Понятие «цель» лежит в основе развития системы.
Существует два принципиально разных подхода к определению системы: дескриптивный и конструктивный. Рассмотрим их специфику.
Дескриптивный подход основан на признании того, что систем- ность свойственна действительности, что окружающий мир, Вселенная представляют собой некоторую совокупность систем, всеобщую сис- тему систем, что каждая система принципиально познаваема, что внутри системы существует неслучайная связь между её элементами, структурой и функциями, которые эта система выполняет.
Отсюда дескриптивный подход к системе заключается в том, что характер функционирования системы объясняют её структурой, эле- ментами, что находит отражение в определениях системы, которые называются дескриптивными. К ним относятся почти все определения, которые анализировались ранее. В соответствии с дескриптивным подходом, любой объект выступает как система, но только в том ас- пекте, в каком его внешнее проявление (свойство, функция) задаётся его внутренним устройством (отношением, структурой, взаимосвязя- ми). Идеология этого подхода проста: всё в мире есть системы, но лишь в определённом отношении.
Дескриптивный подход лежит в основе системного анализа, кото- рый состоит в том, что обоснованно выделяется и осмысливается струк- тура системы, из которой выводятся её функции. Схема может быть такой:
− выделение элементов, имеющих некоторую пространственно- временную определенность;
− определение связей между элементами;
− определение системообразующих свойств, связей и отноше- ний; определение структур, т.е. законов композиции; анализ функций системы.
Конструктивный подход носит обратный характер. В нём по за- данной функции конструируется соответствующая ей структура. При этом используется не просто функциональный, но и функционально- целевой подход, потому что система должна соответствовать некото- рым целям конструирования. Выделение и построение системы осу- ществляются так:
− ставится цель, которую должна выполнить система; определяется функция (или функции), обеспечивающая(ие) достижение этой цели;
− подыскивается или создаётся структура, обеспечивающая вы- полнение функции.


1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

18
Цель представляет собой состояние, к которому направлена тен- денция движения объекта. В неживой природе существуют объектив- ные цели, а в живой дополнительно – субъективные цели. Образно говоря, объективная цель – это мишень для поражения, а субъективная цель – желание стрелка поразить её. Цель обычно возникает из про- блемной ситуации, которая не может быть разрешена наличными средствами. И система выступает средством разрешения проблемы.
Схематично это представлено на рис. 1.2.
Теперь дадим следующее конструктивное определение системы.
Система есть конечное множество функциональных элементов и от- ношений между ними, выделяемое из среды в соответствии с заданной целью в рамках определённого временного интервала.
1.3. ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ СИСТЕМ
Классификация систем представляет собой исключительно слож- ную проблему, которая ещё не разрешена в науке. Одна из причин за- ключается в том, что конкретных разновидностей систем столь много, что создаётся ощущение их полного совпадения со всеми типами имеющихся объектов. Другая причина состоит в абстрактности пони- мания самой системы. К тому же до сих пор не выработаны общие параметры (классификационные признаки), характеризующие систему.
Одной из первых попыток создания классификации систем была попытка А. А. Богданова. В результате непрерывного взаимодействия формируется три вида комплекса (системы), которые Богданов разли- чает по степени их организованности – организованные, неорганизо- ванные, нейтральные.
Ныне существуют самые разнообразные подходы к классифика- ции систем. Б. А. Гладких с соавторами анализирует классификации видов, представленных на рис. 1.3.
Предметная классификация строится на основе выделения всех видов конкретных систем. Такова, например, классификация Стефана
Бира, которая представляет собой матрицу (табл. 1.1).
Рис. 1.2.Конструирование системы
Проблемная ситуация
Цель
Функция
Структура
Ликвидация проблемной ситуации

19
В клетки данной матрицы заносятся конкретные разновидности существующих систем (обычная оконная задвижка – простая детер- минированная система, а общество – вероятностная очень сложная система).
Категориальные классификации выделяют системы по некоторым признакам, общим для всех систем. Такой подход был реализован
Б. А. Гладких с соавторами на основе определения системы А. И. Уе- мовым в триаде «вещь» – «свойство» – «отношение» (табл. 1.2).
Рис. 1.3. Виды классификаций систем
1.2. Классификация систем по Б. А. Гладких
Категориальные характеристики
Компоненты системы
Свойства
Элементы Отношения
Моно
Поли
Статические
Динамические (функционирующие)
Динамические (развивающиеся)
Детерминистские
Случайные
Простые
Сложные
1.1.Классификация систем по Ст. Биру
Системы
Простые
Сложные
Очень сложные
Детерминированные
Вероятностные
Классификация систем
Предметные
Категориальные
Производные
На основе определения


20
Отсюда выделяются такие типы систем:
• монофункциональная детерминистская простая (работа часо- вого механизма, небольшого предприятия);
• монофункциональная случайная простая (те же примеры, только при наличии помех);
• монофункциональная вероятностная сложная (системы с оби- лием и сложностью случайных факторов);
• моноразвивающаяся детерминированная простая (предпри- ятие, осваивающее выпуск новой продукции);
• моноразвивающаяся вероятностная простая;
• моноразвивающаяся вероятностная сложная;
• полифункциональная детерминированная простая;
• полифункциональная детерминированная сложная;
• полифункциональная вероятностная простая;
• полифункциональная вероятностная сложная;
• полиразвивающаяся детерминированная простая;
• полиразвивающаяся детерминированная сложная;
• полиразвивающаяся вероятностная простая;
• полиразвивающаяся вероятностная сложная.
Одной из распространённых является классификация С. А. Сар- кисяна с соавторами, в которой все системы делятся на абстрактные и материальные с последующим делением их на простые разновидности
(рис. 1.4).
Рис. 1.4.Классификация систем по С. А. Саркисяну
Системы
Материальные
Описательные
(логические)
Дедуктивные
Индуктивные
Символические математические
Статистические математические
Динамические математические
Квазистатические математические
Естественные
Естественные
Астрокосмические
Планетарные
Физические
Химические
Простые
Сложные
Большие
Абстрактные

21
Существенный недостаток данной классификации состоит в том, что из неё выпадают целые классы систем (биологические, физиологи- ческие, социальные), т.е. она не охватывает материальные системы.
Развёрнутую типологию систем дают В. В. Дружинин и Д. С. Кон- торов. Они разбивают их сначала на классы по природе на техниче- ские, кибернетические, биологические, общественные и интеллекту- альные, а затем – на подклассы. При этом системы распадаются: тех- нические – на простые и сложные, равновесные и неравновесные; ки- бернетические – на программные, адаптивные и активные, биологиче- ские – на предбиологические, простейшие, колонии специализирован- ных организмов, колонии централизованных, колонии высших; обще- ственные – на индивидуумы, простая группа, управляемая группа, со- общество, общество, большое общество, человеческое общество, сверхобщество; интеллектуальные – на конкретные и абстрактные.
Анализ классификаций показывает, что многие из них отличают- ся эклектичностью, несущественностью и неполнотой.
В самом общем виде можно предложить сущностную классифи- кацию систем.
В основу любой классификации должна быть положена концепция, объясняющая классифицируемые явления. Классификация представляет собой многоступенчатое, разветвлённое деление логического объёма по- нятия. В результате создаётся система соподчинённых понятий: делимое понятие – род, новые понятия – виды, виды видов (подвиды) и т.д. Кон- цептуальный подход к классификации делает её сущностной (рис. 1.5).
Рис. 1.5. Интерпретация основных составляющих системы
Детерминация
Способ бытия
Происхождение
Элемент
Организация
Структура
Открытость
Сложность
Результат
Эффективность
Цель
Равновесие
Масштабы
Природа
Адаптивность
Скорость
Воспроизводство
Вектор
Траектория
Система
Субстанция
Строение
Развитие
Функционирование