Файл: Пенсия по инвалидности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Вопрос о пенсиях по инвалидности в России является одним из основных в сфере социальной защиты населения. Первые реформы в социальной области были проведены еще в начале 90-х, но с того времени численность нетрудоспособного населения выросла. И по прогнозам ожидается его продолжительное увеличение.

Сложившаяся обстановка в экономике и в социальной сфере Российской Федерации привела к осознанию несовершенства пенсионной системы в России. Результатом Пенсионных реформ, начавшихся еще в 2002 году, должно стать формирование в России смешанной распределительно-накопительной пенсионной системы.

2013 год стал отправной точкой реализации очередного этапа пенсионной реформы, направленного на усовершенствование пенсионной системы России. В частности, 23 декабря 2013 года был принят, а с 1 января 2015 г. вступил в силу Закон о страховых пенсиях, которым был введен новый порядок формирования пенсионных прав граждан и назначения страховой пенсии.[2]. Данный Закон, по сути, пришел на смену ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который определил основы возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии.

Толчком для новой стадии изменения пенсионной системы стали проблемы, накопившиеся с начала реформ, которые связаны с финансированием пенсий. Это было вызвано усилением зависимости пенсионной системы от трансфертов из федерального бюджета, а также низкой эффективностью накопительной части пенсии, помимо этого, сказались и несовершенства пенсионной системы, оказывающие влияние на бюджет Российской Федерации в целом, а также на пенсионные права граждан.

Актуальность курсовой работы обусловлена прежде всего принятием этого закона, который требует тщательного изучения. Существуют и другие условия, позволяющие говорить об актуальности вопроса:

- возрастание роли социальных учреждений по социальной поддержке людей;

- необходимость усиления социальной поддержки инвалидов.

Цель курсовой работы рассмотреть условия назначения пенсии по инвалидности.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

- Раскрыть понятие страховая пенсия, рассмотреть ее виды;

- Изучить условия назначения страховой пенсии по инвалидности.

Объектом исследования выступают общественные отношения, вытекающие из пенсионных правоотношений в области назначения и выплаты страховой пенсии по инвалидности.


Предметом исследования являются условия назначения страховой пенсии по инвалидности, размер пенсии, порядок выплаты.

Глава 1. Пенсия по инвалидности как мера социальной защиты населения 

1.1. Сущность пенсионного обеспечения инвалидов

Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей. Данная норма конкретизируют положение Основного Закона о том, что Россия является социальным государством. Все иные нормативно-правовые акты, в том числе и о пенсионном обеспечении инвалидов, основываются именно на Конституции. Кроме того, конституционно закреплено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

В Российской Федерации основополагающим является Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Им определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов, установлены правовые основы обеспечения жизнедеятельности инвалидов и др. Положения данного закона развиваются и конкретизируются в иных нормативно-правовых актах Российской Федерации.

Пенсионное обеспечение инвалидов трудовыми пенсиями производится на основании закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации». [6]

Пенсионной реформой в России, проведенной в беспрецедентно короткий срок (впервые идея о накопительной пенсионной системе возникла в 2001 г., а с 2002 г. она уже начала функционировать), был кардинально изменен сам принцип пенсионного обеспечения - путем замены обязательной коллективно-распределительной (точнее, перераспределительной) системы пенсионного обеспечения наемных работников и членов их семей на обязательную индивидуально - накопительную систему обеспечения данных работников.

Суть коллективной распределительной пенсионной системы состояла в солидарности бывших, настоящих и будущих работников (солидарность поколений). При такой системе все средства, уплачиваемые за счет работающих граждан в виде обязательных пенсионных страховых взносов, распределялись между пенсионерами с учетом их трудового вклада (продолжительности трудовой деятельности, длительности уплаты страховых взносов и уровня оплаты труда). Подобные системы функционируют во всех странах Европы, в США, Канаде, Японии. Эту систему, по мнению М. Л. Захарова и Э. Г. Тучковой [21], можно считать системой коллективной защиты застрахованных от возможных социальных рисков (достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, смерть кормильца). Надежность этой системы обусловлена тем, что численность застрахованных, за которых уплачиваются в обязательном порядке страховые платежи в соответствующие фонды обязательного социального страхования, всегда значительно превышает число тех, кто получает те или иные виды материального обеспечения за счет этих средств. При этом пенсионное обеспечение гарантируется трудом, доходами занятого в общественном производстве трудоспособного населения и соответствующими вычетами из этого дохода на выплату пенсий.


Суть индивидуально-накопительной пенсионной системы, введенной в России с 2002 г., состоит в том, что, помимо выплаты базовой части трудовой пенсии, пенсионное обеспечение осуществляется в пределах общей суммы уплаченных каждым гражданином (или за него) страховых взносов, которая отражается на индивидуальном лицевом счете работника. Накопительные системы действуют во многих странах мира, но не как обязательные, а как дополняющие гарантированные распределительные системы. Введение подобных добровольных накопительных систем не взамен, а в дополнение к распределительным - следствие экономической зрелости указанных стран, достаточно высокого уровня доходов населения, стабильности развития и устойчивого финансового положения предприятий, а также - доверия граждан государству, его властным структурам [2].

Федеральным законом «О страховых пенсиях в Российской Федерации»х6ъ введена именно накопительная система пенсионного обеспечения. Данный закон устанавливает виды пенсий, условия их выплаты, размер и структуру. В тесном взаимодействии с ним с соответствующими отсылками на статьи закона о трудовых пенсиях действует и Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», устанавливающий основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.

Положения данных законов развиваются и конкретизируются в иных нормативно-правовых актах Российской Федерации. Так, например, действует закон, устанавливающий особые правила начисления и выплаты пенсии лицам, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах уголовно-исполнительной системы и т.д. [3]

Под социальной защитой следует понимать совокупность социальных и юридических гарантий, обеспечивающих человеку, нуждающемуся в таких мерах, реализацию его социально-экономических прав (в том числе право на достойный уровень жизни, социальное обеспечение по инвалидности и пр.). Следует отметить, что слабость социальной защиты ведет к усилению напряженности в обществе. К мерам социальной защиты инвалидов следует относить их социальное обслуживание, а также систему льгот и компенсаций и пенсионное обеспечение. Рассмотрим данные меры более подробно.

Социальное обслуживание является относительно самостоятельным звеном в общей системе социального обеспечения и социальной защиты. В последние годы появилось достаточно много нормативно-правовых актов, регулирующих отношения по предоставлению гражданам социального обслуживания в различных видах и организацию деятельности соответствующих служб. Основополагающими среди этих нормативных правовых актов являются федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» [4], «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» [5] и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».


Законодатель определяет социальное обслуживание как деятельность социальных служб по поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации (восстановление физических и духовных сил) граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Закон раскрывает также понятие «социальных услуг» - это действия по оказанию помощи клиенту социальной службы, то есть гражданину, находящемуся в трудной жизненной ситуации. Социальная услуга - это, таким образом, помощь указанным гражданам, оказываемая соответствующими социальными службами.

В законе также раскрыто понятие «трудная жизненная ситуация» - это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью и рядом других обстоятельств, таких как сиротство, безработица, отсутствие определенного места жительства, малообеспеченность, одиночество и т. п.), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Социальное обслуживание заключается в деятельности специально созданных служб и организаций по обслуживанию граждан, принадлежащих федеральным, региональным и муниципальным органам и находящихся в их ведении. Такая деятельность может осуществлять также организациями иных форм собственности (в том числе частными) и гражданами, занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью по социальному обслуживанию без образования юридического лица.

Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и другие).

Социальное обслуживание основывается на принципах адресности, доступности, добровольности, гуманности, конфиденциальности и профилактической направленности. Эти принципы образуют основу правового статуса личности в области социального обслуживания. Социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания [6].

В ч. 1 ст. 16 Закона о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, установлено, что основными формами социальных услуг, предоставляемых инвалидам, являются: социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание); полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания; стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания); срочное социальное обслуживание; социально-консультативная помощь. Следует иметь в виду, что социальные услуги предоставляются как на бесплатной, так и на платной основе.


Еще одной мерой социальной поддержки инвалидов является предоставление им льгот. Льгота в обычном понимании - это преимущество в чем-то перед кем-то. Социальная льгота - это льгота для соответствующих категорий граждан, выделенных по определенным признакам, которые дают основания для их дополнительной социальной защиты. Признаки - это соответствующие возраст, болезнь, нетрудоспособность, инвалидность, многодетность, сиротство и другие жизненные обстоятельства, вызывающие необходимость особого внимания, повышенной заботы о данном человеке по сравнению с другими гражданами [7].

Данные льготы не предусмотрены в каком-либо одном нормативноправовом акте, а носят бланкетный характер. Условно все льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации для инвалидов, можно подразделить на: льготы в сфере труда, жилищные и жилищно-коммунальные льготы, транспортные льгот, льготы по обучению инвалидов, медицинские и санаторно-курортные, протезно-ортопедические, налоговые и т. п.

В сфере труда инвалидам предусмотрены следующие льготы. Согласно Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалиды имеют право на специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов; создание необходимых условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда; привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья; инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней.

Данные льготы конкретизированы в статьях Трудового кодекса Российской Федерации [2]. Так, согласно ст. 92 ТК РФ, для работников, являющихся инвалидами I или II группы, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 35 часов в неделю. Согласно ст. 93 ТК РФ, продолжительность ежедневной работы (смены) для инвалидов определяется в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Также работники, являющиеся инвалидами, могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом указанные работники должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от работы в ночное время. Такое же правило, касающееся сверхурочной работы инвалидов, предусмотрено и ст. 99 ТК РФ. Привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни инвалидов допускается только при условии, если это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно ст. 128 ТК РФ, инвалидам предоставляется отпуск без сохранения заработной платы до 60 календарных дней в году. ТК РФ предусмотрены и иные льготы для работников- инвалидов.