Файл: Проектирование..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Для начала я расскажу, почему я выбрала тему проектирования. Проектирование - само по себе сложный для изучения предмет, но он очень важен для дизайнера в целом. Ведь только проектирование позволяет выразить дизайнеру глубину и суть всех его мыслей, предложений и идей.

В античные времена проектирование рассматривалась как «наука архитектора». А деятельность архитектора была связана не только с возведением заданий, но и с созданием строительных и военных машин. Теперь же, в наше время, с проектированием связана большая часть творческих замыслов человека. Если бы проектирование не развивалось с ранних времен, такого мира, как сейчас, у нас бы не было. Ведь благодаря проектированию мы можем увидеть большинство красивых и удивительных зданий, вдохновивших следующее поколение на создание чего-то совершенно невообразимого и потрясающего. И именно поэтому я выбрала тему проектирования, чтобы вдохновляться самой и вдохновлять других людей.

В данной курсовой работе я расскажу, как облагородить парк и сделать его не просто обычным, как и большинство парков в Москве, а создать что-то неординарное. Как сделать его наиболее ярким? Как сделать его многофункциональным? И в то же время уютным и удобным для людей? Об этом вы узнаете из моей курсовой работы.

Глава 1.ПРОЕКТИРОВАНИЕ. ПОНЯТИЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ.ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ. ЗНАЧЕНИЕ

ПРОЕКТИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

1.1.Проектирование, как оно появилось и какую роль оно играет в современном мире.

Проектирование – это процесс определения архитектуры, компонентов, интерфейсов и других характеристик системы или ее части. Результатом проектирования является проект – целостная совокупность моделей, свойств или характеристик, описанных в форме, пригодной для реализации системы.


Чаще всего проектные работы ориентированы на достижение какого-либо одного результата – инженерного, технологического, социального. Особенности дизайнерского проектирования состоят в его двойном целеполагании – произведение дизайна призвано соединить в целостной конструкции (структуре, материально-физическом «теле») и утилитарно-практическое, и художественное начало.

Дизайнерское проектирование появилось не так давно. Дизайнерское проектирование – это элемент комплексного процесса проектирова- ния промышленной продукции. Однако дизайнер имеет дело не только с промышленной продукцией в целом, а с определенными отраслями промышленности и группами изделий, а порою лишь с отдельными отраслями. Как показывает опыт, к созданию любого изделия дизайнер должен привлекаться уже на предпроектной стадии разработки.[1]

Может показаться, что такому подходу противоречит тенденция к дальнейшей специализации современного промышленного производства. Но деятельность дизайнера направлена на изделие как целое и прежде всего на достижение только единства формы и функций, которое обеспечивает наиболее благоприятное воздействие на человека, в частности, его органы чувств.

Цель проектирования – это предполагаемый конечный результат, например, разработка серии социальных плакатов по определенной проблеме.[2]

Задачи проектирования – ряд частных вопросов, которые нужно решить для достижения цели, например, провести теоретический анализ вопросов, связанных с содержанием, функциями, изобразительными средствами плаката; выявить специфику социального плаката; разработать проектные варианты серии плакатов и т. п.[3]

Дизайнер создает привычные, реальные свойства предметов. Это доказывается всей его историей и современной практикой. Когда пытаются утверждать обратное, то есть рассматривать дизайн как создание в процессе производства определенного духовного содержания, интерпретирующего действительность, то это приводит к серьезным отрицательным последствиям: к ухудшению потребительских свойств изделия и к потерям в народном хозяйстве. [4]

Как ни отличаются друг от друга производственные интерьеры, станочные линии, химические установки, оборудование жилищ, средства транспорта, конторское оборудование, предметы домашнего обихода, бытовая радиоаппаратура и т. п., все они имеют одну общую сторону, благодаря которой и являются объектами деятельности дизайнера: они возникают в процессе производства. Это в подлинном смысле слова предметная среда человека. В обществе, где господствует промышленное производство, в каждом изделии, поступающем в сферу потребления, должны быть учтены законы сбыта и экономичности, свойства материала, конструктивные закономерности и т. п., а также закономерности дизайна.


Когда в двадцатые годы Баухауз впервые сформулировал задачу гуманизации целостной предметной среды современного промышленно-развитого общества, дизайнер был еще универсалом, программа его подготовки должна была учитывать специфику дизайна в самых различных сферах производства. Однако сегодня дизайн во всем мире развивается по другому пути. Современный дизайнер все больше отказывается от мысли, что он может с одинаковым успехом применять свои творческие способности во всех областях техники.[5]

Хотя в будущем дизайн еще больше, чем до сих пор, будет подвержен все возрастающей специализации, дизайнер по-прежнему будет координатором, по-прежнему будет обеспечивать целостность изделия.

Дизайнер и в дальнейшем будет противостоять отдельным частным задачам в планировании, эскизном и рабочем проектировании и изготовлении изделий. Но он должен будет — в частности, в ходе своего обучения — ближе знакомиться с проблемами определенных отраслей производства, с определенными группами изделий. В этом смысле дизайнер-универсал теперь уже не имеет будущего.[6]

Практика дизайнеров, нашедшая свое отражение в многочисленных отечественных и зарубежных публикациях, убедительно свидетельствует о своеобразии творческого процесса в дизайне. Она подтверждает, что под качеством дизайна надо понимать не непосредственное художественное воздействие, а качество структуры, то есть рациональной организации функционирующего изделия; благодаря ей изделие воспринимается как единое целое с практически полезной точки зрения — как в глазах потребителя, так и с позиций производства. Из обширной литературы, посвященной этому вопросу, следует назвать две особенно хорошие и убедительные работы: статью Г.Райсмана и X.Гизе «Дизайнерское проектирование универсального экскаватора» и статью Д.Рамса «Система бытовой радиоаппаратуры».

Живописец не формирует предмет, выполняющий практическую функцию. Конечно, картина может изображать продукты производства - приборы, инструменты, интерьеры, здания и т.п., но это не может заслонить принципиального различия между двумя процессами формообразования объектов: между художественно-изобразительной деятельностью и дизайном.

Один из этих процессов формообразования направлен непосред- ственно на создание действительной, реальной предметной среды, другой же - на воспроизведение художественно-духовного отношения человека к миру.[7]


Гёте в своей работе «„Опыт о живописи” Дидро», посвященной определению специфики изобразительного искусства, высказывается в том же смысле: художественный талант «…обладает методом, согласно которому и поступает с изображаемыми предметами, методом столь же духовным, как и практически-механическим…» С этими мыслями созвучны выводы Гердера и Гегеля. В изобразительном искусстве форма опредмечивает духовно-эстетическое отношение к миру. Материальное бытие картины в основном призвано передавать и фиксировать это эстетическое содержание. Дизайн имеет другую основу и другое содержание. Нельзя считать обоснованным вывод, сделанный Г.Ридом в его книге «Искусство и промышленность», что дизайн, подобно изобразительному искусству, есть формирование объектов, производящих эстетическое воздействие; что, поскольку сущность искусства состоит именно в процессе формирования, в обоих случаях речь идет о процессе художественно-эстетического творчества.

Практическое отношение к природе выражается в конечном счете в собственных специфических формах, отличных от форм, в которых выражается духовно-эстетическое отношение. Мир изделий создается в первую очередь для реальной человеческой жизни. Продукты производства существуют и функционируют по своим законам, по законам практического освоения природы, в соответствии с промышленно-техническими закономерностями и закономерностями дизайна.

Рассмотрение деятельности дизайнера подтверждает этот факт. Процесс дизайнерского проектирования начинается после заключения договора с промышленным предприятием или же - если дизайнер работает в штате предприятия - после составления внутреннего технического задания. Техническое задание включает как общие технико-конструктивные и экономические требования, так и специфически дизайнерские.[8]

Для решения этих задач необходим разносторонний анализ на основе отечественной и зарубежной информации: изучение технических характеристик изделий, экономической конъюнктуры, результатов социологических исследований, данных психологии рекламы, тенденций дизайна. Без такого анализа невозможно дальновидное планирование выпуска новых изделий. Это усиливает тенденцию к специализации в области дизайна.[9]

За этапом информации следует аналитическое исследование изделий-аналогов (бытовые электроприборы; башенные краны; гоночные мотоциклы и т. д.); при этом информационные данные — литература, фотоснимки, проспекты, технико-конструктивные характеристики и т. п. — привлекаются для сравнения при выработке и обосновании собственных вариантов дизайнерского решения, исходящего из условий и требований данного производства. Этап анализа образует основу процесса дизайнерского проектирования.[10]


Необходимость повышать функциональные свойства и потребительскую стоимость изделия требует от дизайнера особого внимания к комплексу функций, к материалу и способам его обработки (технологии).

Что и с какой целью должно подвергнуться обработке и составляет содержание дизайнерского замысла (решения). Этот замысел охватывает свой объект как единое целое и стремится придать ему наглядную, отчетливую организованность. Это относится как к объекту в целом, так и к его отдельным структурным элементам, включая арматуру, органы управления, шкалы и индикаторы. При этом учет психологических закономерностей восприятия позволяет достигать целостности впечатления или заранее намеченного воздействия путем усиления или смягчения фактических характеристик формы, цвета и структуры.[11]

При разработке дизайнерского проекта реализуется решение, намеченное автором. На разных стадиях разработки дизайнер работает в контакте с конструкторами, технологами и специалистами по испытанию изделий, пока не будет получена модель, которая при данных обстоятельствах в наибольшей степени соответствует требуемому решению.

Различают следующие виды моделирования: предметное и виртуальное.[12]

Предметное объемно-пространственное моделирование, или макетирование, имеет некоторые преимущества перед графическими средствами. Макет как метод моделирования имитирует в уменьшенном виде реальное пространство Творческий замысел материализуется, получает наглядное выражение.[13]

Виртуальное (компьютерное) моделирование широко применяется в реальном проектировании. Главное качество – это подвижность, наглядная изменяемость цифровой модели, что придает процессу проектирования характер активного диалога с моделируемым объектом.[14]

Смешанный стиль, как регулярный, так и свободный, имеет свои преимущества. В практике проектирования применяют оба стиля.[15]

Окончательная модель часто делается в цвете. При идеальном решении дизайн изделия, сопроводительной документации и рекламы образует некоторое единство. Оценка опытного образца (его критика) констатирует его недостатки. Заключительный этап представляет собой контроль соответствия серийно изготавливаемых изделий опытному образцу.

Дизайнер решает вопрос о модуле, исходя из функции изделия и многообразных вариантов этой функции. Более дробная модульная система обеспечивает большее разнообразие комбинаций и лучшее приспособление к заданным условиям. Ее недостаток — повышенная стоимость (в связи с наличием большего числа классов элементов) и повышенная сложность изделия в обращении.[16]