Файл: Органы оперативно-розыскной деятельности, задачи права и обязанности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме прав, предписанных законом об оперативно - розыскной деятельности, должностные лица оперативно - розыскных подразделений пользуются полномочиями сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Так, сотрудники оперативных подразделений системы ОВД, являясь сотрудниками полиции, могут реализовать права, закрепленные в Законе о полиции, в частности:

– требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий;

– проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске;

– вызывать в полицию граждан и должностных лиц в связи с расследуемыми уголовными делами, получать от граждан и должностных лиц, в том числе по поручениям следователя и дознавателя, необходимые объяснения;

– запрашивать и получать на безвозмездной основе от государственных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы, иную необходимую информацию;

– производить в случаях и порядке, предусмотренных законом, следственные и иные процессуальные действия, а также ОРМ, осуществляемые по решению задач в борьбе с преступностью;

– требовать от организаций при наличии признаков подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления проведения проверок и ревизий;

– производить в соответствии с федеральным законом изъятие документов, материалов, сообщений и предметов;

– доставлять граждан в служебное помещение Отдела Внутренних Дел в целях решения вопроса о задержании гражданина, установления личности, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывающийся от органов дознания, следствия и суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как без вести пропавший;

– производить процедуры: регистрацию, дактилоскопирование, фотографирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, заключенных под стражу, обвиняемых в совершении преступления;

– применять в порядке и на условиях, определенных законом, меры безопасности для обеспечения защиты жизни, здоровья и имущества судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства;

– вести и использовать банки данных оперативно-справочной, криминалистической, экспертно - криминалистической, розыскной и иной информации о лицах, предметах и фактах;


– использовать банки данных других государственных органов и организаций;

– привлекать граждан с их согласия к нештатному сотрудничеству;

– устанавливать негласное сотрудничество с лицами, изъявившими желание оказывать содействие полиции;

– пользоваться беспрепятственно па безвозмездной основе в служебных целях средствами связи, принадлежащими организациям и гражданам. [4,стр37]

Должностные лица органов, осуществляющих ОРД, реализуя свои нрава, управомочены предъявлять соответствующие требования физическим и юридическим лицам для исполнения. Неисполнение законных требований сотрудников в ходе осуществления ОРД либо воспрепятствование законному осуществлению ОРМ влекут ответственность, предусмотренную законом.

Кроме прав у органов осуществляющих оперативно - розыскную деятельность имеются и обязанности.

Обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, определены ст. 14 ФЗ «Об ОРД». [2,стр56]

Так в соответствии с ФЗ «Об ОРД», при решении определенных законом задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, обязаны:

  1. Принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства.
  2. Исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и решения суда о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, принятым ими к производству.
  3. Выполнять на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств.
  4. Информировать другие органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации, о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь.
  5. Соблюдать правила конспирации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
  6. Содействовать обеспечению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, безопасности и сохранности имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, участников уголовного судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, выступая от имени государства, которое в соответствии со ст. 45 Конституции гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, обязаны согласно комментируемому закону предпринимать все необходимые меры по защите конституционных прав граждан, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства. Таким образом, закон требует полноты осуществления оперативно-розыскных мероприятий, направленных на реализацию названного нормативного требования. Это означает, что согласно закону недопустимым является пассивность при их проведении. Иными словами, в целях защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина оперативно-розыскные мероприятия должны осуществляться своевременно и в достаточном объеме.

Органы, осуществляющие оперативно- розыскную деятельность, обязаны выполнять поручения субъектов, обладающих властными полномочиями в сфере уголовно - процессуальной деятельности, которые, в свою очередь, возникают из необходимости решения задач обеспечения уголовного судопроизводства. Это положение как бы корреспондирует с регламентированным уголовно-процессуальным законодательством правом органов дознания, следователя, руководителя следственного органа и суда давать субъектам ОРД отдельные поручения о проведении оперативно - розыскных мероприятий.

Законодателем сформулирован ряд условий реализации правового предписания, касающегося исполнения органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, поручений властных субъектов уголовного процесса. К их числу можно отнести следующие:

- органы, осуществляющие оперативно - розыскную деятельность, могут исполнять поручения следователя только в пределах своих полномочий. Это означает, что орган дознания, следователь, руководитель следственного органа, суд при даче поручения или указания должны учитывать уголовно-правовую, уголовно-процессуальную, административно-правовую компетенцию оперативных подразделений, а также их функции, территорию и объекты, которые они обслуживают, и др.;

- поручения, указания и решения должны быть даны в письменной форме. Только в этом случае согласно п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК Российской Федерации они обязательны к исполнению. В Законе не определены структура и содержание поручения. Однако в сложившейся практике в документе должны найти отражение следующие вопросы: кому адресовано поручение, основания направления поручения (номер уголовного дела, обстоятельства преступления), что следует установить или какие мероприятия провести, срок выполнения поручения, какие документы представить следователю;


орган дознания, следователь, руководитель следственного органа, суд могут давать поручения и указания лишь по тем уголовным делам, которые находятся в их производстве;

- в поручении, указании и решении не должна определяться тактика проведения оперативно-розыскного мероприятия. Выбор способов и тактических приемов решения поставленных задач является прерогативой органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность.

Поручения, указания и решения адресуются органу, уполномоченному на осуществление оперативно-розыскных мероприятий, но не конкретному сотруднику. Руководитель органа, получивший соответствующий документ, назначает сотрудника, ответственного за проведение ОРМ. Исключения составляют случаи, когда следователь и оперативный работник работают в составе одной следственно-оперативной группы. В этом случае поручения следователя, который руководит расследованием, обязательны для оперативного работника.

Российская Федерация заключила ряд двустор0нних догов0ров о с0трудничестве в сфере предупреждения и раскрытия преступлений. Обязательства, вытекающие из этих дог0воров, п0длежат исп0лнению.

В международном сотрудничестве в борьбе с преступностью Россия исходит из принципа, в соответствии с которым при исполнении запроса применяется законодательство государства запрашиваемой стороны. Вместе с тем по просьбе запрашиваемой стороны допустимо применение законодательства ее государства, если это не противоречит законодательству или международным обязательствам государства запрашиваемой стороны.

Оперативно – р0зыскные 0рганы 0бязаны вып0лнять запросы о пр0ведении ОРМ. Как правило, запросы оф0рмлены документальн0 (в отдельных специальн0 предусм0тренных соглашениями случаях запр0с может направляться устн0, но в дальнейшем н0 должен быть п0дтвержден письменн0.

Органом, обеспечивающим сотрудничество правоохранительных структур России и зарубежных стран, является Национальное центральное бюро Интерпола в России.

Поступление запроса международной правоохранительной организации в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 7 ФЗ «Об ОРД» является правовым основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Одна из эффективных форм взаимодействия органов, осуществляющих оперативно - розыскной деятельности, - обмен информацией. Подобный обмен (с соблюдением конспирации) проводится, как правило, в тех случаях, когда орган, уполномоченный вести оперативно - розыскную деятельность, получает информацию о фактах противоправных деяний, борьба с которыми отнесена к компетенции других служб.


Круг вопросов взаимных оперативно-розыскных возможностей, его порядок, а также основания для привлечения оперативно-розыскных возможностей соответствующих оперативно-розыскных органов определяются ведомственными нормативно-правовыми актами органов, осуществляющих оперативно - розыскной деятельности.

Конспирация закреплена в качестве одного из основных принципов оперативно - розыскной деятельности, и соблюдение ее правил является обязанностью сотрудников, осуществляющих оперативно - розыскную деятельности.. Конспирацию можно рассматривать и как способ обеспечения безопасности лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими оперативно -розыскной деятельности., и как условие результативности проводимых ОРМ.

Органы, осуществляющие оперативно – розыскную деятельность, обязаны в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, содействовать безопасноости и сохранности имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих содействие органам и сотрудникам, осуществляющих оперативно - розыскной деятельности., участников уголовного судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств.

Как правило, поводом для применения мер безопасности в отношении сотрудника, его близких или иных лиц является соответствующее заявление или непосредственное получение оперативной информации о наличии угрозы безопасности указанного лица.

5. Заключение

Упорядочение общественных отношений в сфере оперативно - розыскной деятельности федеральным законом, динамика изменений в системе и структуре органов, осуществляющих ОРД, поправки, вносимые в Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" и другие законодательные акты, формирование международного оперативно - розыскного права, судебная оценка действий и решений должностных лиц и органов, осуществляющих оперативно - розыскной деятельности их прав и обязанностей предполагают понимание этой деятельности и толкование норм Закона об оперативно - розыскной деятельности во взаимосвязи с положениями Конституции Российской Федерации, норм международного права, уголовного и уголовно-процессуального кодексов, иных законови подзаконных актов, регулирующих правоотношения в сфере борьбы с преступностью.

В ходе выполнения курсовой работы мы рассмотрели вопросы связанные с работой органов выполняющих ОРД. Их виды и системы ,в которых занимаются розыскной деятельностью. Изучили задачи возложенные на органы оперативно - розыскной деятельности. Ознакомились с правами и обязанностями.