Файл: Органы оперативно-розыскной деятельности, задачи права и обязанности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Закон определяет оперативно-розыскную деятельность (ОРД) как разновидность деятельности государства, осуществляемой гласно и негласно специальными органами, уполномоченными настоящим законом. Впервые оперативно-розыскной деятельности придан официальный статус как государственно-правовой форме борьбы с преступностью. [2,стр 12]

Правом на производство оперативно - розыскных мероприятий (ОРМ) в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших, обладают лишь оперативные аппараты органов, перечень которых определен настоящим Законом.

Различия в проведении ОРМ, исходя из того, каким ведомством они осуществляются, заключаются лишь в организации и самом порядке их применения. Конечная же цель оперативно-розыскной деятельности (независимо от субъекта) единая защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.

В данной работе целесообразно дать определение ОРД и органов осуществляющих эту деятельность, определив задачи и принципы оперативно-розыскной деятельности. Исследовать правовой статус указанной информации и возможности ее доступа в иныи виды процессуальной деятельности, а также правовои статус субъектов ОРД, как оперативных подразделений, так и их должностных лиц. Определить их право и обязанности в соответствии с действующим законодательством.

1. Понятие оперативно-розыскной деятельности

ОРД является одной из форм правоохранительной деятельности и наравне с другими ее видами (следственной, судебной и пр.) ее целью является защита здоровья жизни, прав человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Вместе с тем ОРД отличается от следственной деятельности ее можно осуществлять негласно, до возбуждения уголовного дела; при проведении мероприятий не обязательно соблюдения формальностей, обязательных для следственных действий; ОРД, как видно из ее названия, носит оперативный характер.

Результаты ОРМ во многих случаях являются основаниями для возбуждения уголовного дела и производства следственных действий. Как свидетельствует практика, наиболее сложные преступления (совершаемые организованными преступными группировками, связанные с коррупцией и др.) невозможно раскрыть посредством только следственных действий.


Задачи ОРД определяются сферами деятельности, в которых она осуществляется

Сферы осуществления ОРД

1. Борьба с преступностью: а) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; б) осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания; b) розыск без вести пропавших.

2. Обеспечение безопасности Российской Федерации: добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, экономической, военной, или экологической безопасности Российской Федерации.

3. Выявление несчастных случаев: розыск без вести пропавших в ситуациях, не связанных с криминалом.

ОРД основывается на принципах законности; уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина; конспирации; сочетания гласных и негласных методов и средств[7. стр 45].

2. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

На территории РФ право осуществлять ОРД предоставляется оперативным подразделениям

• органов внутренних дел РФ;

• органов федеральной службы безопасности;

• федеральных органов государственной охраны;

• таможенных органов РФ;

• службы внешней разведки РФ;

• федеральной службы исполнения наказании;

• органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

• органа внешней разведки Министерства обороны РФ (проводит ОРМ только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий иных органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность).

Перечень органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен тольк0 федеральным законом. Руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно - розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы.

В настоящее время органы, осуществляющие оперативно - розыскную деятельность, относятся к следующим федеральным органам исполнительной власти:

• органы внутренних дел Российской Федерации – Министерство внутренних дел РФ;


• органы федеральной службы безопасности – Федеральная служба безопасности РФ;

• федеральные органы государственной охраны – Федеральная служба охраны РФ;

• таможенные органы РФ – Федеральная таможенная служба;

• органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ – Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков

рганы, осуществляющие ОРД, решают определенные Законом об ОРД задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами РФ («О милиции», «О федеральной службе безопасности», «О Государственной границе РФ», «О государственной охране», «О внешней разведке», «О наркотических средствах и психотропных веществах», Таможенным кодексом РФ, УИК и пр.).

Оперативные подразделения органов, осуществляющих ОРД, вправе проводить совместно с работниками уголовно - исполнительной системы ОРМ в следственных изоляторах уголовно исполнительной системы.

Должностные лица, входящие в штат оперативных подразделений, реализуют ОРД. Следовательно, должностные лица других подразделений, входящих в структуру перечисленных гос. органов, не вправе самостоятельно проводить оперативно- розыскные мероприятия, а могут лишь привлекаться для их проведения должностными лицами оперативных подразделений указанных органов.

Под оперативными подразделениями понимаются структурные подразделения государственных органов, указанных в комментируемой статье, которые непосредственно выполняют оперативно-розыскные мероприятия в соответствии с ведомственным распределением функций и в пределах установленных полномочий.

В частно сти, в МВД РФ право м проведен ия ОРМ наделены оперативные подра зделения кримин альной мили ции, в которую входят подразделения: уголо вного розыска; по бор ьбе с экономи ческими преступле ниями; по нало говым прес туплениям; по борь бе с преступн остью; опера тивно-поиск овые; специал ьных технич еских меропр иятий; собст венной безопас ности; операти вно-роз ыскной информа ции. В кримина льную мили цию так же вхо дят Национал ьное центра льное бю ро Интерп ола и ег о территори альные подраз деления.

В струк туре Федерал ьной служ бы исполне ния наказан ий прав ом провед ения ОРМ наде лены: операт ивное управл ение и подчине нные ему подраз деления террито риальных орга нов и учрежд ений угол овно-исполни тельной систе мы, управл ение следстве нных изолятор ов и тюр ем и опера тивные подраз деления СИЗО и тю рем, операти вно-технич еское и поиск овое управле ние и подчиненные им подра зделения терри ториальных орга нов.


В ФСКН РФ осущес твлять ОРД уполном очены подраздел ения оперативно –роз ыскного депар тамента, собстве нной безопас ности, оперативно-техниче ского упра вления, оперативно-поисково го упра вления департамента операти вного обеспе чения и подчи ненные им подраздел ения территориа льных органов.

Руководи тели, уполном оченные на приня тие юридич ески значим ых решений в сфе ре ОРД, но не вход ящие в штат опера тивных подраздел ений, не впр аве осуществ лять ОРД, а лишь надел ены полномо чиями по контро лю за ее осущес твлением. Должно стные лица орган ов, контролиру ющих операти вно-розыс кную деятел ьность и надзир ающие за не й (прокурматуры), осуще ствляющие финанс овый контр оль, судьи и лица, привлекаемые к проведению ОРД, не относят ся к орган ам, осуществл яющим ОР Д (операт ивным подраз делениям). И хо тя они могут быть участ никами операти вно-розыс кных отн ошений, тем не менее не наделены правом осуществления ОРД даже в огран иченном объеме.

В Федеральном законе "Об оперативно-розыскной деятельности" упоминаются такие участники оперативно-розыскных отношений, как специалисты, операт0ры связи, следователи, дознаватели и др. Указанные категории лиц не входят в штат оперативных подразделений и поэтому не наделены правом осуществления ОРД.

Под полномочиями органов, осуществляющих ОРД, понимается совокупность их прав и обязанностей, вытекающих из задач и функций этих органов, которые определены соответствующими отраслевыми законами и подзаконными нормотивными правовыми актами. В частности, для определения и разграничения полномочий органов - субъектов ОРД следует руководствоваться: Законом РФ "О милиции"; Федеральным законом "О Федеральной службе безопасности"; Федеральным законом "О государственной охране"; Федеральным законом "О служб в таможенных органах РФ"; Федеральным законом "О внешней разведке ; Законом РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"; Федеральным законом "О борьбе с терроризмом"; Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах"; Таможенным кодексом Российской Федерации; Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации; Налоговым кодексом Российской Федерации и другими законодательными актами.

В ситуации, когда обязанность выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, определенных одними и теми же нормами Уголовного кодекса Российской Федерации, возложена одновременно на различные органы - субъекты оперативно - розыскной деятельности, их компетенция может определяться исходя из положений законодательных актов, регламентирующих борьбу с этими видами преступлений. Так, субъектами, непосредственно осуществляющими борьбу с терроризмом, являются: Федеральная служба безопасности РФ; Министерство внутренних дел Российской Федерации; Служба внешней разведки РФ; Федеральная служба охраны РФ; Министерство обороны Российской Федерации. Вместе с тем в этой сфере к компетенции Федеральной службы безопасности Российской Федераций и территориальных органов в субъектах РФ отнесена борьба с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, в том числе преступлений, преследующих политические цели, а также предупреждение, выявление и пресечение международной террористической деятельности. К компетенции Министерства внутренних дел Российской Федерации отнесено предупреждение, выявление и пресечение преступлений террористического характера, преследующих корыстные цели. Федеральная служба охраны РФ осуществляет борьбу с терроризмом посредством обеспечения безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов и т. д. (статья. 7 Федерального закона "О борьбе с терроризмом").


3. Задачи органов оперативно-розыскной деятельности

Любая деятельность включает в себя цель, средства и результат. Достижение целей, предусмотренных Федеральным Законом об оперативно-розыскной деятельности, обеспечивается посредством успешного решения оперативно-розыскных задач. Задачи оперативно-розыскной деятельности (ОРД) можно разделить на общие и частные.

Общие задачи органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, вытекают из содержания ст. 2 федерального закона об оперативно-розыскной деятельности. К ним относятся:

· выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

· осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

· добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Общие задачи оперативно- розыскной деятельности (ст. 2 федерального закона об оперативно - розыскной деятельности) взаимосвязаны, но каждая имеет характерное содержание, поэтому их правильно рассматривать как вполне самостоятельные.

Предупреждение и пресечение преступлений – одна из задач оперативно-розыскной деятельности, которая состоит в превентивном воздействии на условия и причины, способствующие совершению преступления, или на поведение конкретного

лица (группу лиц) с целью не допустить совершения им общественно опасного деяния. Главными направлениями этой деятельности являются:

· активное участие оперативных аппаратов в общих профилактических мероприятиях (рейды, совместные комплексные проверки);

· организация и целенаправленное осуществление индивидуальных профилактических мероприятий в отношении лиц, от которых, судя по их антиобщественному поведению, можно ожидать совершения преступлений;

· организация и непосредственное проведение оперативно-розыскных и иных мероприятий, обеспечивающих недопущение совершения замышляемых и подготавливаемых преступлений, а также пресечение покушений на преступление.

Пресечение преступлений предполагает активное вмешательство оперативных работников в деятельность лица и лишение его реальной возможности продолжить осуществление умышленного преступления на стадии приготовления или покушения (ст. 30 УК Российской Федерации). Методы пресечения могут быть самыми разнообразными: