Файл: Формирование у старших дошкольников интереса к обучению в школе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проведение теста. Детям читают вслух вопросы, причем время на ответ не ограничивается. Каждый ответ фиксируют, так же как и все дополнительные замечания детей.

Анализ результатов. За каждый правильный ответ дается 1 балл, за неправильный – 0 баллов. Внутренняя позиция считается сформированной, если ребенок набрал 5 баллов и больше.

Если в результате анализа результатов обнаружатся слабые, неточные представления ребенка о школе, то необходимо провести работу по формированию у него мотивационной готовности к школе.

Ситуация. Исследование показало, что большинство детей 6 лет идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Ребята живо воспринимают слово учителя и активно выполняют его требования. Но в дальнейшем некоторые из них сталкиваются со сложностями, с необходимостью сделать выбор между «надо» и «хочу», «интересно» и «неинтересно», «умею» и «не умею».

Назовите причины данного явления.

Как приобщить детей к учебе?

Решение. Данное явление связано с потребностно-мотивационной сферой личности учащихся, которую предстоит формировать начиная с первого класса.

Учитель развивает у учащихся познавательный интерес к школьному обучению, предлагая им выполнение посильных трудовых заданий. Для этого учитель должен соответствующим образом строить процесс обучения.

Родителям также необходимо создавать все условия для развития познавательной активности детей.

Педагогические рекомендации по воспитанию у детей 5-6 лет

интереса к школьному обучению.

В нашем дошкольном учреждении проводится большая работа по воспитанию у детей интереса к школьному обучению, а так же подготовка родителей, ведь родители играют очень большую роль в подготовке своего ребенка к школе. Работа проводится совместно с детьми и родителями, что бы правильно построить работу, мы в месте с психологом проводим тесты для детей и родителей. На основе полученных результатов мы составили план работы.

1. Проведение экскурсии в школу и класс.

Цель: Дать представление детям о школе, рассказать, что дети в семь лет поступают в школу, их называют учениками, учит их педагог (учитель), обучение в школе проходит на уроках, начало и конец которых возвещают звонком. Вызвать интерес и положительное отношение к школе.

Познакомить с учителем, правилами поведения в школе (приложение).

Проведение сюжетно – ролевой игры «школа» (приложение).

Цель: В игре закреплять знания полученные, при посещении школы, закреплять умение распределять роли, выстраивать сюжетные линии.


3. Приобщение детей к играм и сюжетам ( в изобразительной деятельности), направленные на интерес к школьной жизни. Побуждать детей узнавать новое через игры, книги о школе.

4. Рекомендации и помощь родителям детей, которые идут в школу. Рекомендации составлялись после полученных данных тестов, которые проводились с родителями. (приложение)

Основная цель рекомендаций помочь родителям справиться с переживаниями и направить их в направлении совместной подготовки их детей к школе. Очень часто бывает, что родители не готовы к тому, что их любимое чадо пойдет в школу, и всячески пытаются отодвинуть это событие подальше (пускай еще годик походит в садик). Это очень часто отражается на детях. Поэтому наша задача объяснить родителям их опасения, и помощь справиться с этим барьером. Были подготовлены памятки рекомендации, и список интересной литературы с которыми родители могли ознакомиться.

5.Совместные праздники, посвященные школе (стихи, загадки, сценки, игры., где участвуют дети и родители.

6. Литературные вечера (тема: «Пушкинский лицей»)

7. Выставки работ, посвященные школе, темы выбирают дети (приложение)

Вывод: Только совместная работа воспитателей и родителей может вызвать положительный интерес к школьному обучению.

2. Прогулки к зданию школы.

Цель: Сформировать представление о Дне знаний – празднике всех школьников в начале учебного года. Рассказать о том, что дети в семь лет поступают в школу, их называют учениками, учит их педагог (учитель), обучение в школе проходит на уроках, начало и конец, которых возвещается звонком. Вызвать интерес и положительное отношение к школе.

Ход прогулки.

Воспитатель: Сегодня мы с вами пойдем к школе. Вы знаете, что такое школа? (Ответы.) Правильно, школа – это место, где дети учатся. Сегодня все ученики школы будут отмечать День знаний – первый день нового учебного года. Все они придут нарядные, с цветами. Учеников начальной школы будут провожать родители. Всех школьников будут встречать учителя. Нас с вами тоже пригласили на торжественную линейку. Мы увидим, как ученики встречаются со своими учителями.

После линейки учитель школы спрашивает у детей: понравился ли им праздник – День знаний? Понравилась ли учительница? Слышали они звонок? Что он означает? «Правильно , начало урока, когда все школьники должны отправится в классы на уроки. А когда звонок прозвенит снова. Дети выйдут в школьные коридоры на перемену – они смогут поиграть»

Воспитатель предлагает поиграть на школьном дворе в подвижные игры ( по выбору детей).


3. Экскурсия в класс.

Цель: Дать представление о том, что такое класс. Познакомиться с учителем, правилами поведения в школе. Вызвать интерес к труду учителя, эмоционально положительное отношение и к труду учителя, и к нему самому.

Ход экскурсии.

Воспитатель: Сегодня мы с вами вместе пойдем на экскурсию в школу, в класс, познакомимся с учителем.

В школе детям можно показать раздевалку, спортивный зал, кабинет медсестры и т.д.

Воспитатель: Познакомьтесь с учительницей, дети. Ее зовут Оксана Ивановна. Она расскажет, чем ученики занимаются в школе.

Дети рассматривают класс, плакаты, доску, школьный уголок, выставку работ первоклассников, садятся за парты.

Учительнице рассказывает дошкольникам, как интересно проходят уроки в школе, как дети учатся писать, читать, считать. Показывает учебники, говорит о том, как много узнают школьники, посещая уроки. Знакомит со школьными правилами, которые должен выполнять каждый ученик. Рассказывает, что ученики одного класса не только вместе посещают уроки, но и вместе играют, устраивают соревнования и конкурсы, ходят в цирк, театр…

Воспитатель:Давайте поблагодарим Оксану Ивановну за ее рассказ. Теперь мы знаем, как интересно ходить в школу, сколько полезного можно узнать, как многому можно научиться.

4. Сюжетно – ролевая игра «Школа»

Цель: В игре закреплять знания, полученные при посещении школы. Закреплять умение распределять роли, выстраивать сюжетные линии.

Материал. Куклы – персонажи знакомых сказок.

Ход игры.

Воспитатель предлагает поиграть в школу, распределив роли так: дети станут учениками в школе для лесных зверушек, а воспитатель – учителем, который проведет урок. Его тему воспитатель выбирает по собственному усмотрению, но обязательно с учетом интересов детей.

Загадки

1.

Умный Ивашка,

Красная рубашка,

Где пройдет – коснется,

Там след остается. (Карандаш)

2.

Два конца, два кольца,

В середине гвоздик. (Ножницы)

Азбука

Если хочешь много знать,

Многого добиться,

Обязательно читать

Надо научиться.

Азбука, азбука

Каждому нужна,

Нам поможет книжки

Прочитать она!

Надо буквы нам писать

Аккуратно в строчку.

Надо их запоминать

Без ошибки – точно.

Книжки могут рассказать

Обо всем на свете.

Очень любят их читать

Взрослые и дети.

З. Петрова

Здравствуй, школа!

Мы дошкольниками были,

Мы ходили в детский сад,

Мы из глины мастерили,


И лошадок и зайчат…

А теперь, а теперь

Открывай нам, школа, дверь!

Нам скорей подари

Расписные буквари!..

Мы немного буквы знаем,

Научились мы читать.

Мы по пальцам сосчитаем –

Раз, два, три, четыре, пять…

А теперь, а теперь

Открывай нам, школа, дверь!

Принимай, школа, нас –

Принимай нас в первый класс!

Л. Некрасова

Кто как считает

- Я всех умней! – кричит петух. –

Умею я считать до двух!

- Подумаешь! – ворчит хорек. –

А я могу до четырех!

- Я – до шести! – воскликнул жук.

- Я – до восьми! – шепнул паук.

Тут подползла сороконожка:

- Я, кажется, умней немножко

Жука и даже паука –

Считаю я до сорока!

- Ах, ужас! – ужаснулся уж. –

Ведь я ж не глуп. Но почему ж

Нет у меня ни рук, ни ног,

А то и я считать бы мог!

А у меня

Есть карандаш.

Ему что хочешь, то задашь.

Одной ногой умножит,

Сложит.

Все в мире сосчитать он может!

М. Карем

Памятка – рекомендация

«Готов ли ваш ребенок к школе»

Задайте своему ребенку следующие вопросы, которые помогут Вам определить, что ребенок знает о себе и своей семье.

Назовите свою фамилию, имя, отчество, возраст.

Знаешь ли ты свой домашний адрес?

Укажи фамилию, имя, отчество родителей и близких родственников.

Где они работают?

Вспомни домашний телефон, а также рабочие телефоны мамы и папы.

Если родителей нет дома вечером и в выходные дни, где они могут быть? Как их найти?

Ты заблудился в большом магазине, на незнакомой улице. Что ты будешь делать?

Ты один дома. Тебя настойчиво просят открыть дверь (говорят, что пришли из школы, милиции, домоуправления). Что ты сделаешь?

Отгадай загадки о себе:

- один говорит, двое глядят, двое слушают (язык, глаза, уши);

- между двух светил я в середине один (нос);

- всю жизнь ходят вместе, а обогнать друг друга не могут (ноги);

- если б не было его, ты не сказал бы ничего (язык).

Следующие высказывания помогут Вам выявить степень знаний и отношение ребенка к программе «Забочусь о себе сам»:

Самостоятельно или после напоминаний ребенок исполняет ежедневные правила личной гигиены ( чистит зубы, умывается, чистит обувь, одежду и т.д.)

Сформирована ли у ребенка потребность заниматься утренней гимнастикой? Что ребенок знает о влиянии гимнастики на здоровье, развитие мускулатуры и т.д.?

Знание о полезных продуктах, витаминах, культуре питания.

Осведомленность о вредных, нежелательных продуктах, особенно употребляемых в больших количествах (сахаре, соли, жирах и т.д.). Каковы признаки несвежих, опасных для здоровья продуктов?


Умение проводить элементарную гигиеническую обработку продуктов (помыть яблоко, апельсин).

Знание о пользе свежего воздуха, вреде пыли, о потребности жить в чистом помещении и принимать участие в уборке квартиры.

Представление об оказании первой медицинской помощи. Знания о том, как обращаться с йодом, бинтом и т.д.

Знакомы ли ребенку некоторые приемы релаксации?

Умеет ли ребенок отдыхать, восстанавливать затраченную энергию?

Ребенок должен обладать знаниями и специальными практическими умениями, необходимыми будущему первокласснику: общей эрудицией, знаниями об окружающем мире: временах года, растительном и животном мире, быте людей (одежде, обуви, постельном белье, посуде, технике); правилами поведения, правилами дорожного движения и т.д.

Ребенок должен знать:

цифры, знаки «+» и «-»;

смежные числа в пределах 10 («соседи – числа»);

количественный состав чисел в пределах 10 (состав числа);

простейшие геометрические фигуры.

Ребенок должен уметь:

- читать числа до 10;

- считать до 10 (прямой и обратный счет)

- ориентироваться на листе бумаги, понимать выражение «длина в одну тетрадную клеточку».

Ребенок должен обладать устной грамотностью и знать:

- средства интонационной выразительности (повышение и понижение голоса);

- ряд стихов, потешек, загадок, считалок.

Ребенок должен уметь:

- проводить звуковой анализ несложных слов, последовательно выделяя и называя все звуки в слове;

- различать и называть гласные и согласные буквы, твердые и мягкие звуки;

- выделять ударения в словах;

- устно пересказать то, что только что прочитал (осознанность текста);

- обводить и списывать (срисовывать) печатные буквы и слова.

Требования к речи как показателю готовности ребенка к школьному обучению:

- ясное произношение всех звуков родного языка;

- умение ребенка говорить тихо – громко – тихо, менять темп речи быстро – медленно – быстро;

- использование в речи средств интонационной выразительности, умение выразительно прочитать стихотворение;

- уровень культуры речевого общения: разговаривать. Глядя собеседнику в глаза, не прерывать разговаривающих людей;

- умение вести диалог логично; без лишних повторов, перескоков и длительных пауз рассказывать сказки, рассказы;

- умение объяснить своими словами смысл пословицы, стихотворения.

Уровень графических навыков:

- развитие мелкой моторики пальцев;

- умение создавать напряжение и расслабление в мышцах руки и кисти;