Файл: Формирование у старших дошкольников интереса к обучению в школе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- умение правильно держать ручку, карандаш, кисть.

Уровень мышления и воображения:

- умение выполнять действие классификации;

- умение давать определение знакомого понятия через род и видовое различие;

- умение строить простейшие умозаключения.

Чтобы будущему первокласснику было легче адаптироваться к школьной жизни и построить отношения в новом коллективе, оцените Вашего ребенка со следующих позиций:

- Умеет ли ребенок слышать Ваши указания и слушать Вас в различных пределах, с первого раза?

- Обучен ли он управлять своим поведением (хочется поиграть, а мама попросила посмотреть за младшей сестренкой)?

- Соблюдены ли нравственные нормы жизни в коллективе:

основные формы приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения;

умение поделиться чем-то, попросить о чем-то, заводить знакомства, разговаривать на различные темы с новыми приятелями, дружить, помогать, сопереживать.

- Умеет ли Ваш ребенок произвольно действовать, работать в коллективе без Вашего личного контроля и присутствия?

- Каков уровень организованности и самостоятельности Вашего ребенка?

- По каким причинам ребенок хочет идти в школу (потому что купят портфель, надоело быть маленьким и ходить в детский сад; в школе я узнаю много нового и интересного).

Рекомендации родителям.

1. Положительное отношение к школе включает как интеллектуальные, так и эмоционально- волевые компоненты: стремление занять новое социальное положение (стать школьником), желание не только понять, но и принять важность школьного обучения, уважения учителя, товарищей по школе.

Осознанное отношение к школе связано с расширением и углублением представлений об учебной деятельности.

Важно знать уровень положительного отношения ребенка к школе

для определения пути дальнейшего формирования интереса к ней.

Сообщаемый детям материал о школе должен быть не только понят ими, но и прочувствован, пережит. Например, рассказывая о своих любимых учителях, читая художественную литературу, просматривая кинофильм. Надо активизировать как сознание ребенка, так и его чувства.

Экскурсии в школу, встречи с учителями помогают создать у ребенка положительную установку на учебу в школе.

2. Ребенка может привлечь к школе форма, ранец и другие аксессуары школьной жизни, кроме того, существенным может стать желание сменить обстановку или то, что в школе учится друг.

Важнее, чтобы ребенка привлекала школа и своей главной деятельностью – учением. Например, было бы хорошо, если бы у него возникло желание писать, читать, считать, решать задачи; если бы ему захотелось учиться, чтобы стать таким, как папа.


Быть школьником – это уже осознаваемая ребенком ступень вверх,

к взрослости, да и учеба в школе воспринимается ребенком как

ответственное дело.

После того как получены результаты беседы с ребенком о школе и его рисунки на эту тему, проанализируйте причины того или иного отношения к школе.

Затем особо обратите внимание на отношение ребенка к учебной деятельности: что в ней привлекательно для него, а что, напротив, непривлекательно. После этого проанализируйте результаты отношения ребенка к учителям, сверстникам и самому себе. Последние данные сопоставьте с предыдущими данными о школе и учебной деятельности.

3.Мотивация – это совокупность побуждений к жизненно значимым целям (явлениям, событиям, поступкам). Здесь речь идет о побуждении к познавательной деятельности, о поисковой, исследовательской активности в широком смысле слова. Однако мотивация – это не только то, что побуждает, но и то, что поддерживает стабильную направленность деятельности, придает значимость и осмысленность совершаемым действиям.

Предложите ребенку ряд интересных для него заданий:

выбрать из набора самые интересные картинки и составить по ним рассказ;

собрать панно из разрезанных картинок и др.

Обратите внимание не на количество заданий, а на само отношение ребенка к деятельности:

- к процессу умственного напряжения;

- к творческому поиску;

- к получению результата.

Сложнее решить проблему, если ребенок не хочет идти в школу. Необходимо выяснить, что послужило причиной такой негативной установки. Может быть, это неправильное отношение мамы к сыну в процессе воспитания. Тогда необходимо познакомиться с литературой по данному вопросу.

4. Все, что говорится в семье о школе, о ее роли в подготовке учеников к будущей работе по профессии, должно вызывать у ребенка положительное эмоциональное отношение, большой интерес к новой социальной позиции школьника. Важно, чтобы сообщаемая информация вызывала живой отклик, чувство радости, сопереживание.

Все мероприятия, организуемые в семье, должны включать ребенка в

деятельность, активизирующую как его сознание, так и его чувства.

Здесь уместны и совместное чтение художественной литературы, и просмотр фильмов о школе, телепередач о школьной жизни с последующим обсуждением, и показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей, и игры в школу, и, наконец, организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей. Разговоры ошколе должны подчеркивать значение книг, учения.


5. Если ребенок указывает, что в школе двойки будут ставить, там программа трудная, играть будет некогда, то это, как правило, результат ошибок в воспитании. Нередко к этому приводит запугивание детей школой, что особенно вредно по отношению к детям робким, неуверенным в себе. Примеры таких неверных высказываний: « Ты даже двух слов сказать не можешь…», « Там тебе покажут!» и т.д.

Не запугивайте ребенка школой!

На возникновение негативного отношения к школе могут оказать влияние не только взрослые, но и старшие дети.

Чтобы изменить отношение ребенка к школе, вселить веру в собственные силы, потребуется много внимания, времени и терпения.

Помните, что и самому ребенку его первые шаги в школе будут

нелегки.

Намного разумнее сразу формировать верные представления о школе, положительное отношение к ней, учителю, книге, к самому себе.

При подготовке к школе родители учат ребенка сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого дошкольник должен научиться внимательно слушать книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения.

Родители должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Это приучит ребенка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребенка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе. Также в формировании культуры речи детей пример родителей имеет большое значение. Таким образом, в результате усилий родителей, с их помощью ребенок учится правильно говорить, а значит, он готов к овладению чтением, письмом в школе.

Делайте.

Радуйтесь Вашему малышу.

Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, ободряющим голосом.

Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его заботливо и внимательно.

Установите четкие и жесткие требования к ребенку.

В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов.

Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.

Говорите медленно. Будьте терпеливы.

Каждый день читайте ребенку.

Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.

10) Не скупитесь на награду: похвалу или поцелуй.

11) Поощряете любопытство и воображение Вашего ребенка.

12) Поощряйте игры с другими детьми.

Не делайте


Не перебивайте ребенка, не говорите, что Вы все поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не закончил рассказывать, - другими словами, не дайте ему заподозрить, что Вас мало интересует то, о чем он говорит.

Не нужно задавать слишком много вопросов.

Не следует принуждать ребенка делать то, к чему он не готов.

Не стоит требовать сразу очень многого: пройдет немало времени, прежде чем малыш приучится независимо убирать свои игрушки или приводить в порядок комнату.

Не надо критиковать ребенка с глазу на глаз, а тем более не следует этого делать в присутствии других людей.

Не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на Вас внимание.

Не ожидайте от ребенка дошкольного возраста понимания: всех логических связей, всех Ваших чувств («Мама устала»), абстрактных рассуждений и объяснений.

Не сравнивайте малыша, ни с какими другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его приятелями или родственниками.