Файл: Правовые основы организации нотариата.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принимая во внимание двойственность правовой природы нотариальной деятельности, была предпринята попытка раскрыть понятие нотариата через его юридическую сущность, определив, что нотариат, защищая права и законные интересы физических и юридических лиц, осуществляет свою деятельность от имени государства, в связи с чем его деятельность, направленная на обеспечение законности, защиту частных и публичных интересов, является по своей сути правоохранительной деятельностью с публичным характером [8 c.52].

Нотариат является публично-правовым, правозащитным и правоприменительным институтом, состоящим из системы органов и должностных лиц, обеспечивающих стабильность гражданского оборота в соответствии с Конституцией и иными законами Российской Федерации, а также осуществляющим функцию государства по защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц и общества в целом путем совершения нотариальных действий от имени государства [6 c.27].

В Основах законодательства Российской Федерации о нотариате отсутствуют нормы, четко определяющие публично-правовой или частноправовой статус нотариата, в связи с чем особую значимость приобретает анализ правоприменительной практики. В данном отношении следует отметить, что одна из наиболее полных характеристик публично-правового статуса нотариата представлена высшим судебным органом конституционного контроля. В Постановлении Конституционного Суда от 23 декабря 1999 года особой юридической деятельностью признается деятельность нотариусов, в том числе и частнопрактикующих, обеспечивающая на профессиональной основе защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Такая деятельность осуществляется от имени государства, что, по мнению судебного органа конституционного контроля, является гарантией доказательственной силы и публичного признания нотариально оформленных документов, а следовательно, предопределяет специальный публично-правовой статус нотариусов [11 c.10].

Таким образом, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации особенно подчеркивается публично-правовая сторона нотариальной деятельности, осуществляемой от имени государства.
В противовес стремлению обосновать публично-правовой статус нотариусов и нотариата в научных кругах представляется и тезис о независимости нотариата (и от государства, и от клиентов). Однако, на наш взгляд, частные начала в нотариальной деятельности не означают того, что работа нотариуса осуществляется исключительно ради его собственной выгоды.


Ряд исследователей, анализирующих юридическую природу нотариата, основополагающим определяют принцип публичности нотариальной деятельности, проявляющийся наличием у нотариуса государственно-властных полномочий. Вместе с тем государственно-властные полномочия представляют собой конституирующий признак, отличающий государственный орган от негосударственного. Вопрос об отнесении нотариата к государственным или негосударственным органам в юридической науке достаточно дискуссионный. При решении этого вопроса необходимо учитывать ряд существенных условий [21 c.134].

Посредством деятельности государственного органа происходит реализация государственной власти. Согласно нормам Конституции Российской Федерации (ст. ст. 10, 11) государственная власть в стране осуществляется на основе разделения властей (законодательной, исполнительной и судебной). Ни к одной из перечисленных ветвей власти нотариат структурно не принадлежит. При этом Конституционным Судом РФ установлено, что негосударственные структуры на основании специального поручения государства (в исключительных случаях) вправе осуществлять конкретные государственные функции. Так, Постановление от 19 мая 1998 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. ст. 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" содержит указание на то, что реализация нотариатом своих функций от имени Российской Федерации определяет статус нотариусов как публично-правовой. В Конституции страны не содержится запрет государственной власти передавать отдельные полномочия ее органов негосударственным организациям в выполнении функций публичной власти. Схожая позиция была высказана Конституционным Судом в его Постановлении от 19 декабря 2005 г. N 12-П 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. N 31. Ст. 4398.

Постановление Конституционного Суда РФ от 19.05.1998 N 15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" // Вестник Конституционного Суда РФ. 1998. N 5.

Постановление Конституционного Суда РФ от 19.12.2005 N 12-П по делу о проверке конституционности абзаца восьмого пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобой гражданина А.Г. Меженцева // Вестник Конституционного Суда РФ. 2006. N1.

Теоретическое осмысление роли и места нотариата в системе публичной власти нашло свое отражение в законотворческой практике. Так, согласно положениям проектов Федерального закона "О нотариате и нотариальной деятельности", разработанных специалистами как Федеральной нотариальной палаты, так и Минюста России, нотариатом в России было признано профессиональное сообщество нотариусов, выполняющее публично-правовые функции и не входящее в систему государственных и местных органов власти [12 c.38].


Исходя из роли нотариата в судопроизводстве по гражданским делам, в правовой науке нотариат нередко называют институтом предупредительного (превентивного) правосудия. При этом не предполагается прямое осуществление правосудия нотариатом, он лишь призван обеспечивать защиту прав и законных интересов юридических лиц и граждан, предупреждая обращение в суд. При невозможности предотвращения судебного разбирательства нотариальные действия позволяют максимально облегчить и упростить рассмотрение дела. Например, установление обстоятельств дела в "ординарной" судебной процедуре существенно упрощается за счет принятия во внимание большой юридической силы документов, выданных нотариусом. В этой связи следует указать, что Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - ГПК РФ) не определяет преимущественного характера определенных доказательств, а следовательно, нотариально оформленные документы не наделены определенной силой. Однако если показания одних свидетелей в ходе судебного разбирательства оспариваются с помощью других свидетельских показаний, то большинство документов, оформленных нотариально, оспариваются исключительно посредством предъявления соответствующего иска, в частности о признании недействительным договора, свидетельства и т.д. [2]

Признавая большую роль нотариата в защите прав и законных интересов юридических лиц и граждан, полагаем, необходимо указать на ошибочность отнесения нотариата к органам "превентивного правосудия". Целью правосудия становится разрешение социального конфликта. В бесспорных ситуациях правосудие не осуществляется. Нотариальная же деятельность относится к области бесспорной юрисдикции, так как социально-правовым назначением нотариальной деятельности выступает предотвращение судебных споров посредством удостоверения нотариусом сделок, бесспорных прав и фактов (придания им юридической достоверности) <19>. Более корректным в этой связи станет употребление термина "процесс", а не "правосудие" по отношению к нотариальной деятельности [5 c.38].
Нотариальные органы в России имеют двойственный административно-правовой статус, сочетающий принципы возложения на нотариусов государственных функций и государственного контроля их деятельности с саморегуляцией.
Нотариальная деятельность, так же как и нотариат, обладает двойственной правовой природой (публичной и частной). Однако публичный характер нотариальной деятельности имеет бесспорное преимущество:
1) факты и документы, засвидетельствованные нотариусами, приобретают подтвержденный государством характер;


2) формирование нотариата происходит по инициативе государственной власти;
3) любые нотариальные действия осуществляются от имени государства в процессуальных формах, определенных государством;

4) материальное и техническое обеспечение деятельности государственных нотариальных контор находится в сфере государственного ведения;
5) контроль за деятельностью нотариусов осуществляется государством.
Определение юридической природы российского нотариата предполагает проведение функционального анализа деятельности нотариусов. В настоящее время не существует единого мнения по поводу количества и содержания функций, выполняемых нотариатом. Разрешение этой проблемы имеет принципиальный характер, так как не только позволит выявить специфику нотариальных действий, но и предоставит возможность для четкого законодательного определения места и роли нотариата в правовой системе государства.
Особого внимания исследователей заслужили публичные функции российского нотариата. В качестве основной такой функции определяется охрана права и осуществление предварительного правосудия. В юридической науке она получила название "правоохранительно-юрисдикционная функция" [13 c.49].

Определена правоохранительная функция нотариата, которая, по мнению исследователя, представляет собой своеобразную детализацию функций Министерства юстиции Российской Федерации, ориентированных как на организацию юридических услуг, так и на оказание правовой помощи. Необходимо также выделить функцию предварительного и последующего контроля за соблюдением законности в гражданском обороте.

Увеличивая число функций российского нотариата до двух, Р называется в числе таковых правозащитную и правоприменительную. Позиция автора объясняется тем, что совершаемые нотариальные действия, предусмотренные законодательными актами Российской Федерации, призваны обеспечивать защиту прав и законных интересов всех обращающихся к нотариусам лиц. Совершение же нотариальных действий от имени государства выступает гарантией доказательственной силы и публичного признания нотариально оформленных документов .

Была предложена классификация публичных функций нотариата. Весь их комплекс исследователем представлен двумя группами [14 c.63].

Так, предупредительно-профилактическая, правореализационная, правоохранительная и фискальная функции нотариата вошли в группу социальных. Правоустановительную, удостоверительную, охранительную и юрисдикционную определили как содержательные функции [14 c.69].
Стоит отметить, что близость социальных и содержательных функций и их практическое соединение в процессе осуществления нотариальной деятельности являются теми факторами, которые позволяют охарактеризовать эту классификацию как спорную. Особую роль в числе функций нотариата принадлежит юридическому обслуживанию граждан и организаций, разъяснению им возможностей использования правовых норм, предотвращению разногласий между субъектами возможного правового спора.
В этой связи наиболее удачным, представлением является в классификационной группе социальных функций нотариата дополнительную - функцию юридического обслуживания населения и оказания ему правовой помощи.


Таким образом, осуществление правового обеспечения активно развивающихся в настоящее время экономических отношений невозможно без института нотариата. Нотариусами совершается ряд нотариальных действий по удостоверению бесспорных прав и фактов; приданию долговым и платежным документам исполнительной силы; обеспечению мер по охране наследственного имущества и др. Объектом нотариальной деятельности являются установленные законом действия, совершение которых обеспечивает права и законные интересы тех лиц, которые воспользовались услугами нотариуса. Анализ субъектов нотариальной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, позволяет выделить несколько категорий лиц: частные нотариусы, нотариусы государственных нотариальных контор, а также лица, уполномоченные совершать нотариальные действия в установленном законом порядке.
На нотариат возложена защита субъективных прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций. Нотариат, название которого происходит от латинского notarius (писец, секретарь), представляет собой систему органов, которые в рамках осуществления своей деятельности удостоверяют бесспорные права и факты, удостоверяют документы и выписки из них, придают документам исполнительную силу и выполняют другие нотариальные действия по обеспечению защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц [5 c.12].

Таким образом, современному российскому нотариату характерна двойственная правовая природа, проявляющаяся в функционировании нотариата на стыке публичных и частных интересов.

Глава 2. Проблемы законодательного реформирования нотариальной деятельности в Российской Федерации

2.1. Современное развитие нотариата в России

Важной точкой отсчета нового этапа развития нотариата стал 2013 год, когда был принят Федеральный закон № 379-ФЗ. Его положения заметно повысили привлекательность нотариальной формы сделок, открыли дорогу формированию инновационного, так называемого электронного нотариата, а также усовершенствовали организационные основы деятельности нотариата.