Файл: Методические указания по выполнению лабораторных работ по дисциплине Электроника и электрооборудование транспортных и транспортно-технологических машин..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лабораторная работа № 3 ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯ

Цель работы

Закрепить на практике знания и умения определять и исследовать основные характеристики батарейной системы зажигания.

Задачи работы

1.Изучить устройство принцип работы батарейной системы зажигания.

2.Изучить устройство и принцип работы стенда для проверки технического состояния приборов системы зажигания.

3.Освоить снятие и анализ характеристик системы зажигания.

Материально-техническое обеспечение

1.

Стенд СПЗ-8 М..............................................

1 шт.

2.

Прерыватель распределитель Р- 133 ...........

1 шт.

3.

Амперметр.....................................................

1 шт.

4.

Учебные плакаты ..........................................

2 шт.

Устройство стенда СПЗ-8М и описание органов управления

Стенд СПЗ-8М предназначен для проверки технического состояния приборов системы зажигания, снятых с автомобилей.

Стенд имеет настольную конструкцию (рис. 3.1), сверху на лицевой панели смонтированы искроразрядник 2, приборная панель 18, панель управления 19 и синхроноскоп 7.

На приборной панели расположены измерительные приборы: вакуумметр 3, тахометр 4 и вольтметр 5.

На панели управления расположены переключатели 12 «мотор» и 13 «вид проверки», тумблер 11 «работа-калибровка», ручка 10 «калибровка», кнопка 14 «индикатор», лампа 15 «индикатор».

Синхроскоп состоит из диска 7 и лимба (подвижная шкала) 8.

20


На передней стенке расположены: рукоятка 1 «обороты мотора» и рукоятка 9 «вакуум» вакуумного насоса.

Через трубчатую стойку 6 выведены высоковольтные провода 17 для подключения проверяемого прерывателя-распределителя 16 к катушке зажигания внутри стенда и к искроразряднику 2.

Рис. 3.1. Общий вид стенда СПЗ-8М

Схема подключения прерывателя-распределителя Р-133 к стенду СПЗ-8М

На рис. 3.2 показана схема подключения прерывателя-рас- пределителя для проверки технического состояния.

Клеммы распределителя 18 подключены к искроразряднику, центральная клемма Ц к вторичной обмотке катушки зажигания Т1.

Для измерения тока первичной цепи системы зажигания, первичная обмотка катушки зажигания Т1 подключена к прерывателю S1 через внешний амперметр ИП 1.

Вольтметр ИП 2 служит для измерения напряжения в первичной цепи системы зажигания.

21

Для питания системы зажигания служит аккумуляторная батарея Б1.

Рис. 3.2. Схема подключения прерывателя-распределителя Р-133 к стенду СПЗ-8М

Порядок выполнения работы

1.Ознакомиться с конструкцией и принципом работы отдельных элементов системы батарейного зажигания: катушка зажигания, прерыватель-распределитель, центробежный регулятор опережения зажигания, вакуумный регулятор опережения зажигания.

2.Ознакомиться с устройством и принципом работы стенда СПЗ-8 М.

3.Подключить амперметр ИП1 в разрыв цепи прерывателя.

4.Подключить аккумуляторную батарею Б1 для питания системы зажигания стенда.

5.Проверить правильность подключения приборов.

6.Провести проверку бесперебойности искрообразования.

22

6.1.Переключатель 13 «вид проверки» перевести в положение «состояние изол. распред.».

6.2.Включить питание стенда, тумблер «сеть».

6.3.Включить привод прерывателя-распределителя (переключатель 12 «мотор» перевести в положение «лев»).

6.4.Рукояткой 1 «обороты мотора» по тахометру 4 устано-

вить частоту вращения ротора прерывателя – распределителя

250об/мин.

6.5.Перемещая подвижный электрод искроразрядника 2, определите максимальный зазор между электродами, при котором возможно бесперебойное искрообразование.

6.6.По амперметру определите потребляемый системой зажигания ток.

6.7.Повторить измерения п.п. 6.5. и 6.6. для других частот вращения с интервалом 250 об/мин, 8–10 точек. Данные измерений занести в табл. 3.1.

6.8.Включить питание стенда, тумблер «сеть».

Таблица 3.1

Форма для данных характеристики бесперебойности искрообразования

№ п/п

n, об/мин

h, мм

I1, А

U2max, кВ

 

 

 

 

 

7.По номограмме «зависимость вторичного напряжения от межэлектродного зазора» (приложение 3) определить вторичное напряжение U2.

8.По данным измерений построить график зависимости вто-

ричного напряжения U2, от частоты вращения n, ротора прерывате- ля-распределителя.

9.Снять характеристику центробежного регулятора угла опережения зажигания Θ = f(п).

23


9.1.Переключатель 13 «вид проверки» перевести в положение «угол искрообразования».

9.2.Включить питание стенда, тумблер «сеть».

9.3.Включить привод прерывателя-распределителя (переключатель 12 «мотор» перевести в положение «лев»).

9.4.Рукояткой 1 «обороты мотора» по тахометру 4 устано-

вить частоту вращения ротора прерывателя – распределителя

250об/мин.

9.5.Лимб 8 синхроскопа 7 установить в нулевое положение относительно момента искрообразования для первого цилиндра.

9.6.Изменяя частоту вращения ротора, снять показания с лимба в 6–8 точках. Характеристику снять для двух случаев:

а) при возрастании частоты вращения 250–2500; б) при уменьшении частоты вращения 2500–250.

9.7.Включить питание стенда, тумблер «сеть».

9.8.Результаты измерений занести в табл. 3.2.

Таблица 3.2

Форма для данных характеристики центробежного регулятора угла опережения зажигания

Частота вращения вала прерывателяраспределителя, n, об /мин

Угол опереже-

Прямая характеристика

ния зажигания,

 

Обратная характеристика

Θ,°

 

10.По данным измерений построить график зависимости угла опережения зажигания Θ, от частоты вращения n, ротора прерыва- теля-распределителя.

11.Снять характеристику вакуумного регулятора угла опережения зажигания Θ = f(p).

11.1.Переключатель 13 «вид проверки» перевести в положение «угол искрообразования».

24

11.2.Включить питание стенда, тумблер «сеть».

11.3.Включить привод прерывателя-распределителя (переключатель 12 «мотор» перевести в положение «лев»).

11.4.Рукояткой 1 «обороты мотора» по тахометру 4 установить частоту вращения 250 об/мин, соответствующую холостому ходу двигателя.

11.5.Вакуумным насосом 9 создать разряжение 0,4–0,5 кгс/см2.

11.6.Лимб 8 синхроскопа 7 установить в нулевое положение относительно момента искрообразования для первого цилиндра.

11.7.Уменьшая разряжение, снять показания с лимба в 4–8 точках. Данные занести в табл. 3.3.

Таблица 3.3

Форма для данных характеристики вакуумного регулятора угла опережения зажигания

Разряжение, Р, кгс/см2

Угол опережения зажигания, Θ,°

12.По результатам измерений построить график зависимости угла опережения зажигания Θ от разряжения р.

13.Сделать вывод по работе.

Содержание отчета

В отчете по лабораторной работе должны быть приведены следующие данные:

1)цель и задачи работы;

2)материально-техническое обеспечение;

3)электрическая схема батарейной системы зажигания;

4)технические характеристики прерывателя-распределителя

Р-133;

5)таблица 3.1 с данными измерений;

25


6)график зависимости вторичного напряжения U2 от частоты вращения n, ротора прерывателя-распределителя;

7)таблица 3.2 с данными измерений;

8)график зависимости угла опережения зажигания Θ от частоты вращения п ротора прерывателя-распределителя;

9)таблица 3.3 с данными измерений;

10)график зависимости угла опережения зажигания Θ от разряжения р;

11)выводы по работе.

Контрольные вопросы

1.Схема классической батарейной системы зажигания, назначение ее элементов.

2.Катушка зажигания, устройство, схема, принцип работы, характеристики.

3.Прерыватель-распределитель, устройство, схема, принцип работы, характеристики.

4.Рабочий процесс системы зажигания. Замыкание контактов

инарастание первичного тока.

5.Рабочий процесс системы зажигания. Размыкание контактов

инарастание вторичного напряжения.

6.Рабочий процесс системы зажигания. Пробой искрового промежутка и разрядные процессы.

7.Емкостная и индуктивная составляющие искрового разряда, пробивное напряжение.

8.Угол опережения зажигания и факторы, его определяющие.

9.Зависимость вторичного напряжения от частоты вращения

ичисла цилиндров.

10.Свеча зажигания, устройство, характеристики.

26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.ГОСТ 959–2002. Батареи аккумуляторные свинцовые стартерные для автотракторной техники. Общие технические условия.

2.ГОСТ 29111–91. Свинцово-кислотные стартерные батареи. Часть 1. Общие требования и методы испытаний.

3.Чижков Ю.П., Акимов С.В. Электрооборудование автомобилей: учебник для вузов. – М.: За рулем, 1999. – 348 с.

4.Ютт В.Е. Электрооборудование автомобилей: учебник для вузов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Горячая линия – Телеком, 2006. – 440 с.

27


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Температурная поправка при измерении плотности электролита

Температура электролита, °С

Поправка, г/см3

от –40 до –26

–0,04

от –25 до –11

–0,03

от –10 до +4

–0,02

от +5 до +19

–0,01

от +20 до +30

0,00

от +31 до +45

+0,01

Плотность электролита полностью заряженной и разряженной батареи

Полностью заряженная батарея,

Полностью разряженная батарея,

г/см3

г/см3

1,31

1,15

1,30

1,14

1,29

1,13

1,28

1,12

1,27

1,11

Зависимость степени разряженности батареи от ЭДС

ЭДС батареи, В

12,65

12,45

12,24

12,06

11,89

Степень разряженности, %

0

25

50

75

100

Зависимость степени разряженности батареи от напряжения под нагрузкой в конце 5-й секунды

Напряжение под

10,2–10,8

9,6–10,2

9,0– 9,6

8,4–9,0

7,8–8,4

нагрузкой, В

 

 

 

 

 

Степень разряжен-

0

25

50

75

100

ности, %

 

 

 

 

 

28