Файл: Особенности политики регулирования численности персонала корпораций (Система управления персоналом современной корпорации: составные элементы, основные цели и функции).pdf
Добавлен: 11.03.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты политики управления численностью персонала корпорации
1.2 Понятие численности и структуры персонала корпорации
1.3 Определение численности персонала корпорации
2.1 Общая характеристика производственно-хозяйственной деятельности предприятия
2.2 Оценка обеспеченности ООО «Омикрон» (Корпорация «Центр») трудовыми ресурсами
3 Основные направления повышения эффективности использования персонала на предприятии
3.1 Зарубежный и отечественный опыт эффективного использования трудовых ресурсов
3.2 Стимулирование как фактор повышения эффективности использования трудовых ресурсов
Содержание:
Введение
В условиях рыночной экономики эффективная деятельность предприятия невозможна без создания совершенного механизма управления развитием его кадрового потенциала, научной проработки кадровой политики.
В период экономических преобразований, происходящих в нашей стране, высокую актуальность приобрела необходимость формирования кадровой политики, соответствующей рыночным условиям хозяйствования и способствующей адаптации персонала к смене характера взаимоотношений в процессе трудовой деятельности.
На современном этапе для предприятий очень важно обеспечить свою деятельность необходимой численностью и составом работников. Поэтому предприятие нуждается в таких методах расчета численности и состава работников, которые бы наиболее полно и точно обеспечивали его потребности в трудовых ресурсах, что является актуальным на сегодняшний день.
Оптимизация системы формирования, распределения и использования персонала на предприятиях является серьезной проблемой на современном этапе развития рыночной экономики.
Рабочая сила на предприятии группируется по составу категорий, а также по профессиям, специальностям и квалификации. Анализ состава работающих на предприятии позволяет определить размеры предприятия, его подразделений, их статус и потенциал развития в области роста профессионализма и квалификации.
Цель курсовой работы – рассмотреть особенности политики регулирования численности корпораций и обосновать предложения, направленные на повышение ее эффективности.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности управления персоналом в корпорации.
2. Изучить сущность политики управления составом и численностью персонала.
3. Провести анализ и оценку политики регулирования численности персонала в ООО «Омикрон» (Корпорация «Центр»).
4. Разработать основные направления совершенствования кадровой политики организации.
Объект исследования – ООО «Омикрон» (Корпорация «Центр»).
Предметом курсовой работы является кадровая политика ООО «Омикрон» (Корпорация «Центр»).
В качестве инструментария применялись методы анализа научной и информационной базы, синтеза полученных данных в теоретические выводы и практические рекомендации. Практические разделы выполнены на материалах статистической и бухгалтерской отчетности ООО «Омикрон» (Корпорация «Центр») за 2017 – 2019 гг.
Теоретической и методической основой работы послужили труды таких авторов как: Погодина Т.В., Блинов О.А., Кашкорова С.П. , Герчикова И. Н. и др. Кроме того, мы использовали различные периодические издания - «Справочник по управлению персоналом», «Служба кадров» и «Управление персоналом» и др.
Одним из главных источников информации является внутриорганизационная документация самого предприятия, связанная с кадровым документооборотом, а также с налоговой отчетностью за 3 года.
Данная курсовая работа состоит из введения, трех основных глав, заключения, списка источников литературы и приложений.
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты политики управления численностью персонала корпорации
1.1 Система управления персоналом современной корпорации: составные элементы, основные цели и функции
Для того чтобы проанализировать особенности управления персоналом в современных корпорациях, в первую очередь, необходимо дать определение самому понятию «корпорация». Нормативные документы, в том числе, Гражданский кодекс и иные законодательные документы РФ его не определяют, хотя оно широко используется в деловой и научной литературе.
Так, согласно Т.В. Погодиной, корпорация – это субъект экономической деятельности, относящийся к разряду крупных компаний, обладающий статусом юридического лица, созданный на основе долевого участия собственников, имеющий возможность оказывать влияние на социально-экономические и политические процессы в обществе, функции управления которым отделены от функции владения [1].
При этом персонал корпораций – это совокупность физических лиц, состоящих с организацией как юридическим лицом в отношениях, регулируемых договором найма.
Что касается системы управления персоналом в современной корпорации, она представляет собой комплекс мероприятий по работе с персоналом, направленный на достижение целей компании за счет целенаправленной работы с сотрудниками как основного ресурса [2].
Структура современной корпорации выглядит следующим образом: 1) сотрудники корпорации, 2) управленцы (менеджеры), 3) акционеры, 4) совет директоров, несущий полную ответственность за деятельность корпорации (15-20 человек), 5) заинтересованные в функционировании корпорации группы.
Система управления персоналом в корпорациях включает в себя:
- субъекты по управлению персоналом – тех, кто осуществляет управление персоналом корпорации (руководители различного уровня и специализированная служба по управлению персоналом);
- объекты управления персоналом – персонал корпорации;
- процессы управления персоналом – технологии управления персоналом, используемые субъектами для достижения целей, стоящих перед корпорацией.
Основными целями функционирования системы управления персоналом в современных корпорациях выступают [2]:
- оперативное и полное удовлетворение потребностей корпорации в трудовых ресурсах необходимой специализации и уровня квалификации;
- формирование и поддержание комплекса организационных, экономических и социально-психологических условий, благоприятствующих наиболее эффективному исполнению персоналом своих функций, а также полному раскрытию их трудового потенциала;
- обеспечение необходимого уровня взаимной поддержки между управлением персоналом и другими направлениями менеджмента корпорации.
Вся система управления персоналом корпорации подразделяется на функциональные подсистемы:
- обеспечение корпорации персоналом требуемого уровня квалификации: поиск и отбор персонала, адаптация персонала, обучение и развитие персонала, работа с кадровым резервом;
- организация и нормирование труда: анализ рабочих мест, формирование нормативов по труду, оптимизация штатного состава, распределение функций, разработка технологий выполнения работ, постановка задач и контроль их выполнения;
- информационное обеспечение: кадровое делопроизводство, разработка нормативных документов;
- оценка персонала: аттестация, оценка результатов труда, оценка социально-психологического климата в подразделениях;
- мотивация персонала: разработка системы материального и нематериального стимулирования, организация системы оплаты труда, социальное развитие персонала;
- развитие корпоративной культуры: установление норм и правил поведения, формирование социально-психологического климата в подразделениях, организация корпоративных мероприятий.
Указанные подсистемы объединены единой целью управления, отражающей стремление к повышению производительности труда на основе максимально возможной реализации потенциальных способностей потенциала работников корпорации.
Рассмотрев действующую систему управления персоналом в современных корпорациях, мы приходим к выводу, что, несмотря на кажущуюся целостность, она имеет отдельные недостатки. В частности, зачастую некоторые элементы системы управления персоналом просто заявлены и задекларированы, но на самом деле функционируют не эффективно. Например, такие как адаптация персонала и разработка технологий выполнения работ. При этом нередко персонал не рассматривается корпорациями как основной ресурс, который в значительной степени определяет успех всей ее деятельности.
В частности, компании могут оптимизировать функции управления персоналом в соответствии со стратегическими и тактическими целями развития.
Главным результатом должно стать повышение эффективности управления структурными подразделениями корпорации через создание единого управленческого пространства, когда во всех структурных подразделениях реализуются одинаковые принципы работы с персоналом.
1.2 Понятие численности и структуры персонала корпорации
Существуют самые разные подходы к понятию организации.
Организация – это разновидность социальной системы, объединение людей, совместно реализующих некоторую общую цель и действующих на основе определенных принципов, и правил [3].
Можно дать и другое понятие организации. Организация – это элемент общественной системы, одна из распространенных форм человеческой общности и первичная ячейка общества [4].
Важнейшей внутренней переменной организации является персонал.
Персонал – это личный состав или работники учреждения, предприятия, составляющие группу по профессиональным или служебным признакам.
Численность персонала – это количество занятых на предприятии людей.
Структура персонала – это качественный состав работников предприятия. Персонал может характеризоваться уровнем образования, степенью квалификации, профессионализмом.
Люди являются центральным фактором в любой системе управления.
Под управлением понимается элемент функционирования организационных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей.
Управление численностью и структурой персонала в организации в основном осуществляет отдел управления человеческими ресурсами или отдел кадров.
Важнейшими индивидуальными характеристиками персонала являются:
способности;
потребности;
ожидание;
характер восприятия;
социальные установки.
Для эффективного функционирования любой организации необходимо качественное управление персоналом. Управление людьми включает обеспечение сотрудничества между всеми членами трудового коллектива, кадровую политику, обучение, информирование, мотивацию работников и другие важные составные части работы руководителя. Понятие "управление персоналом (кадрами)" по смыслу близко к понятию "управление человеческими ресурсами". И в том и в другом случае объект управленческого воздействия один и тот же, разница в специфическом подходе к работнику, к его рабочей силе как ресурсу.
Объект управления - это отдельный работник, а также некая их совокупность, выступающая как трудовой коллектив. Совокупность работников может включать как весь персонал предприятия (организации, фирмы), на который распространяются управленческие решения общего характера, так и персонал структурного подразделения (отдела, цеха) или производственной ячейки (бригады). Отличительная особенность группы работников как объекта управления состоит в определенной взаимоувязке деятельности работников благодаря общим целям, что и характеризует их как коллектив.
В качестве субъектов управления персоналом выступают группа специалистов, выполняющих соответствующие функции в качестве работников кадровой службы, а также руководители всех уровней, выполняющие функцию управления по отношению к своим подчиненным.
Одной из важнейших функций управления персоналом в связи с возросшей ролью человеческого фактора в современном производстве становится развитие персонала, а не просто приведение его численного состава в соответствие с наличием рабочих мест.
Управление персоналом - это системное, планомерно организованное воздействие с помощью взаимосвязанных организационно-экономических и социальных мер на процесс формирования, распределения, перераспределения рабочей силы на уровне предприятия, на создание условий для использования трудовых качеств работника (рабочей силы) в целях обеспечения эффективного функционирования предприятия и всестороннего развития занятых на нем работников.
Содержание системы управления персоналом составляет: [5]