Файл: Система источников предпринимательского права (Понятие "источник предпринимательского права").pdf
Добавлен: 11.03.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие и система источников предпринимательского права
1.1 Понятие "источник предпринимательского права"
1.2 Система источников предпринимательского права
2. Характеристика отдельных источников предпринимательского права
2.1 Конституция России как основной источник предпринимательского права
2.2 Международные договоры, устанавливающие нормы предпринимательского права в России
Развитие предпринимательства и конкурентной среды во многом обеспечивается деятельностью ФАС России. В связи с чем антимонопольным органом были, в частности, заключены Соглашение от 16 января 2015 г. о взаимодействии между Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Федеральной антимонопольной службой или Соглашение от 9 апреля 2010 г. о взаимодействии Федеральной антимонопольной службы и Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.
В практике встречаются нормативные договоры (соглашения) государственных органов с негосударственными фондами и общественными организациями (Соглашение от 22 февраля 2011 г. ФНС России N ММВ-27-2/5, ПФР N АД-30-33/04сог по взаимодействию между Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом России <18>, Соглашение от 10 декабря 2012 г. о сотрудничестве Федеральной антимонопольной службы и Российской академии наук и др.).
Административные договоры заключаются между региональными органами власти в области торгово-экономического сотрудничества (например, Соглашение от 27 апреля 2012 г. между Правительством Москвы и Правительством Республики Башкортостан о торгово-экономическом, научно-техническом, социальном и культурном сотрудничестве ).
3. Коллективные договоры и соглашения. Известно, что социальное партнерство в сфере труда оформляется коллективными договорами и соглашениями. Несмотря на то что данные нормативные договоры чаще исследуются учеными-трудовиками, предмет данных договоров содержит нормы права, так или иначе влияющие на предпринимательско-правовые отношения (экономическую деятельность предприятия, внутрипроизводственные отношения и т.д.). Более того, за необоснованный отказ работодателя от заключения коллективного договора или соглашения установлена административная ответственность (ст. 5.30 КоАП), что свидетельствует об особом правовом режиме и публичной защите интересов лиц при заключении подобных договоров.
Действующим законодательством социальное партнерство осуществляется на шести уровнях: федеральный, межрегиональный, региональный, отраслевой, территориальный и локальный (ст. 26 ТК РФ).
Коллективный договор представляет собой правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ). Таким образом, подчеркивается, что коллективный договор обладает свойством нормативности.
Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях. Данный договор неперсонифицирован и распространяет свое действие на всех работников соответствующей организации (подразделения).
Коллективные договоры являются источником трудового и одновременно предпринимательского права в части таких вопросов (обязательств работников и работодателя), как механизм регулирования оплаты труда с учетом экономической ситуации в стране (роста цен, инфляции), соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества, экологической безопасности на производстве и т.д. (ст. 41 ТК РФ). Между прочим, коллективные договоры также рассматриваются в качестве источника экологического права на предприятиях.
При размышлении о роли коллективных договоров во внутрихозяйственных отношениях , сразу вспоминается теория коллектива при рассмотрении в советском правоведении юридического лица. Так, по мнению А.В. Венедиктова, юридическая сущность юридического лица заключается в способности коллектива, "обладающего юридической личностью, выступать в гражданском обороте" . В данном ключе видится верным учет социальных связей коллектива, члены которого обеспечивают собственно производственно-хозяйственную составляющую экономической деятельности каждого предприятия. Также в теории социальных связей О.А. Красавчикова [38] наглядно исследуются взаимоотношения и роль директора и работников (трудового коллектива) в реализации хозяйственной правоспособности предприятий.
Коллективные договоры заключаются во многих ведущих публичных корпорациях, информация о которых размещается на их официальных сайтах (например, Аэрофлот , Роснефть, компании группы ЛУКОЙЛ и др.).
Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции (ст. 45 ТК РФ).
Выделяются двухсторонние (между работниками и работодателями) и трехсторонние (предусматривающие полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов, которые заключаются при обязательном участии соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения). В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений и территории действия могут заключаться: генеральные (федеральный уровень), межрегиональные, региональные, отраслевые (межотраслевые), территориальные и иные соглашения (ст. 45 ТК РФ). Отраслевые (межотраслевые) соглашения могут заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном и территориальном уровнях социального партнерства.
Рассматриваемые соглашения содержат не только обязательства работодателя (хозяйствующих субъектов) в сфере труда, но и финансово-производственные обязательства. В частности, федеральное Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2014 - 2016 гг содержит раздел "Экономическая политика", согласно которому стороны обязуются обеспечивать поддержание конкурентных возможностей России, повышение уровня защиты прав собственности и эффективности антимонопольной политики, модернизацию традиционных секторов экономики, совершенствовать систему долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития страны, проводить консультации по основным направлениям государственной тарифной и ценовой политики и т.д. (п. п. 1.1 - 1.7).
Нормативные договоры играют важную роль в регулировании общественных отношений, которую следует учитывать в правоприменении . Публичный характер такого договорного нормотворчества наряду с его частными аспектами, как и любой сделки (как автономии воли сторон), свидетельствует о необходимости более глубокого изучения природы подобных договоров в сфере предпринимательства.
Заключение
Термин «источник права» традиционно рассматривают в двух аспектах – материальном (содержательном) и формальном. Под источником права в материальном смысле понимаются условия жизнедеятельности людей, реально складывающиеся общественные отношения.
Источник предпринимательского права – это внешняя форма выражения норм предпринимательского права, т. е. разнообразные способы фиксации, объективирования сложившихся в сфере предпринимательства юридических по своей природе правил.
Выделяют следующие виды источников предпринимательского права:
- нормативно-правовой акт;
- обычай делового оборота;
- общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.
В настоящее время в научной литературе идет дискуссия по поводу возможности признания судебного прецедента источником права в России. Однако Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ не являются источниками права в России, поскольку она принадлежит к романо-германской системе права, где судебные прецеденты (в отличие от стран англо-саксонской правовой семьи – Великобритании, США) не относятся к источникам права. Но выраженная в постановлениях пленумов и президиумов высших судебных инстанций, обзорах принятых судебных решений судебная практика по делам, связанная с применением норм предпринимательского права, имеет важное значение для выработки единообразного понимания и применения предпринимательского законодательства, подготовки предложений о его совершенствовании.
Нормативно-правовой акт как источник российского предпринимательского права
Нормативно-правовой акт является основным источником права в Российской Федерации. Ниже приведены нормативно-правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность.
1. Конституция РФ, которая:
- закрепляет общие принципы правового регулирования предпринимательской деятельности:
- В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (п. 1 ст. 8 Конституции РФ);
- В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (п. 2 ст. 8 Конституции РФ);
- Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (п. 2 ст. 9 Конституции РФ).
- Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (п. 1 ст. 34 Конституции РФ).
- Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 2 ст. 34 Конституции РФ).
- устанавливает минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен:
а) равная защита всех форм собственности (п. 2 ст. 8 Конституции РФ);
б) гарантия судебной защиты прав и свобод (п. 1 ст. 46 Конституции РФ);
в) возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55 Конституции РФ).
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 24 июня 1993 г. конституционные права и свободы человека и гражданина распространяются на юридических лиц в той степени, в какой эти права могут быть к ним применимы.
Далее в иерархической структуре источников права следует назвать кодексы РФ: Гражданский, Налоговый, Бюджетный, Об административных правонарушениях, Уголовный. В частности, Гражданский кодекс РФ содержит множество норм, регулирующих предпринимательство. Начиная от самого понятия предпринимательской деятельности, организационно-правовых форм ее осуществления, правового режима имущества предпринимателей и заканчивая видами предпринимательских договоров - все это представлено в ГК РФ.
Помимо кодексов, ведущую роль в системе источников предпринимательского права играют федеральные законы, классификация которых может быть изложена следующим образом:
- а) законы, регулирующее общее состояние определенного вида рынка, например Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", Федеральный закон "О рынке ценных бумаг";
- б) законы, устанавливающие правовое положение субъектов, действующих на рынке, например Федеральные законы "Об акционерных обществах", "О производственных кооперативах", "О финансово-промышленных группах";
- в) законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности, например Закон РСФСР "Об инвестиционной деятельности", Федеральные законы "О связи", "О рекламе" и др.;
- г) законы, совмещающие в себе сферы регулирования второй и третьей группы, то есть устанавливающие правовое положение субъектов, занимающихся каким-либо видом предпринимательства, например Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", Закон РФ "О товарных биржах и биржевой торговле" и др.;
- д) законы, устанавливающие требования к предпринимательской деятельности, например Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", Закон РФ "О сертификации продукции и услуг", Федеральный закон "Об экологической экспертизе" и др.
Подзаконные акты также играют большую роль в деле регулирования предпринимательской деятельности. Среди них можно в первую очередь назвать указы Президента РФ (напр., Указ Президента РФ "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", постановления Правительства РФ (напр., постановление, утвердившее Положение о продаже на аукционе государственного или муниципального имущества). Большой массив источников предпринимательского права составляют нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, действующих непосредственно в экономической сфере, таких как Министерство финансов РФ, Министерство экономическою развития и торговли РФ, Министерство имущественных отношений РФ, Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и др. В некоторых сторонах предпринимательства, например в сфере бухгалтерского учета и отчетности, статистической отчетности, наиболее детальное регулирование отношений обеспечивается именно актами данного уровня.
Составной частью правовой системы Российской Федерации выступают общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, как двусторонние (о торговле, экономическом сотрудничестве), так и многосторонние (Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге, Евразийская патентная конвенция). ГК РФ предотвращает возможные коллизии международного и национального законодательства, решая вопрос в пользу первого.