Файл: Социальное страхование и его функции (Генезис развития системы социального страхования в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Рыночная экономика на современном этапе своего развития разрабатывает необходимую систему социальных гарантий, предоставляемых населению. Одним из важнейших звеньев этого направления является социальное страхование.

В связи с важностью данного обеспечения населения, несомненно, важным является рассмотрение теоретической базы системы социального страхования, а также необходимой формирующейся нормативной базы.

Социальное страхование охватывает своими гарантиями, прежде всего трудоустроенное население страны, и спонсируется за счет самих трудозанятых или за счет страховых отчислений их работодателей.

В современных условиях требуется обязательное создание рычагов и форм социальной защиты населения, идущих со временем развития социально-экономических условий.

Система социального страхования медленными темпами, но находится в процессе своего совершенствования. Единую государственную форму социального страхования сменила существующая сейчас многонаправленная система обособленных внебюджетных видов социального страхования, такие как пенсионное, социальное и медицинское направления защиты.

Необходимым условием для существования и развития современного общества является система государственного социального обеспечения.

Целью написания работы является рассмотрение роли и значения социального страхования для общества.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- провести генезис развития системы социального страхования в Российской Федерации;

- отметить особенности управления системой социального страхования;

- провести анализ способов и функций реализации социального страхования в современном российском государстве;

- проанализировать систему Пенсионного Фонда Российской Федерации;

- дать характеристику Фонда социального страхования РФ;

- дать характеристику Фонда обязательного медицинского страхования;

- дать оценку актуальным проблемам системы социального страхования в России.

Предметом изучения курсовой работы является система социального страхования РФ со всеми своими автономными организациями.

Объект исследования – структура системы социального страхования РФ.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕГО ФУНКЦИЙ

1.1 Генезис развития системы социального страхования в Российской Федерации

Свою обособленную законодательную базу социальное страхование впервые обрело уже более 100 лет назад, а именно в далеком 1912 году. Изначально система была разработана для работников промышленных предприятий и включала два вида страхования:

- больничное страхование;

- страхование от несчастных случаев на производстве.

Единоличным органом управления социального страхования в СССР являлось правительство, затем часть обязанностей были переложены на профсоюзные организации (1933 год). Начал свое существование Фонд социального страхования для финансирования абсолютно всех выплат социального характера.

Но к аналогии социального страхования, которая уже практиковалась во многих развитых зарубежных странах, российская система смогла приблизиться лишь по результатам экономической перестройки проводимой правительством в 1990-х годах.

В результате проведенной реформы в конце декабре 1990 года в РФ впервые были сформированы:

- Пенсионный фонд Российской федерации (ПФР);

- Фонд социального страхования Российской Федерации 14, С.122.

В 1991 году Правительство для решения возникших проблем в связи с критическим состояние системы государственного здравоохранения и легализацией существующей на тот момент безработицы было подтолкнуто к принятию ряда законов – «О медицинском страховании граждан в РСФСР» и «О занятости населения в РСФСР». Реализация которых была приведена в действие с 1992 года. Исполнительными органами разработанных законов стали Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗ), федеральный и территориальный фонды обязательного мед. страхования (ФОМС).

Однако нововведенные органы власти не оправдали вверенных им полномочий и к 2001 году было принято решении о ликвидации ГФЗ. Отменена была вся страховая система, а финансирование всех социальных гарантий безработным гражданам осуществлялось только лишь из федерального бюджета.


В 2000 году, в связи с возникшей необходимостью, было введено обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний введено и находится в ведении Фонда Социального страхования. Социальное страхование является основным элементом системы социальной защиты РФ 24, С.165.

На современном этапе развития системы социального страхования наблюдается тенденция к унификации ее финансирования и стремление уйти от действующей финансовой обособленности всех созданных фондов.

Для решения вышеперечисленных проблем системы был введен недолго просуществовавший единый социальный налог, который аккумулировал в себе все действующие налоги. Но и он не был признан рентабельным и был отменен с 2010 года. С того момента и по нынешний год существует, как и прежде ряд отдельно уплачиваемых по фондам страховых взносов.

Система социального страхования на современном этапе по-прежнему остается далеко не универсальной и требующей доработки и совершенствования. Но это долгий этап проб и наблюдений за результатами принятых решений.

Управляющими органами Российской Федерации отмечается необходимость исполнения всех взятых на себя социальных обязательств и гарантий. На данный момент социальное страхование является главным инструментом государственной программы защиты населения.

1.2 Особенности управления системой социального страхования

В систему социального страхования входит ряд внебюджетных организаций, проводящие продвижение государственной политики в социальной сфере 7, С.38.

Система социального страхования российской Федерации состоит из трех фондов, расположенных в разных направлениях социального страхования. Руководство системой страхования осуществляется ими на государственном уровне.

Фонды социального страхования (Рисунок 1):

Пенсионный фонд (ПФ);

Фонд социального страхования (ФСС);

Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС)

Пенсионный фонд

Фонд социального страхования

Фонд обязательного мед. страхования

Территориальные органы социального страхования

Рисунок 1 Структура фондов социального страхования

Данная система является централизованной системой российского страхования. Все перечисленные фонды создают комплексы в системе социальной защиты, которые регулируют и нормируют деятельность территориальных управлений фондов по федеральным субъектам.


Структура управления каждого страхового фонда образует правительство страны. Система социального страхования непременно является ведущей частью проводимой страной социальной программы. Поэтому контроль за деятельностью рассматриваемых органов возложен на Президента Российской Федерации с его законодательными актами. Но они не вмешиваются в саму деятельность фондов, так как они являются внебюджетными фондами, обособленными организациями.

Система обладает трехуровневой структурой:

1й уровень – федеральные государственные фонды;

2й – территориальные отделения головных организаций;

3й – административные фондовые единицы.

Наличие данной структуры обусловлено обеспечением всего населения РФ эффективной социальной защитой.

Органы руководства на каждой ступени одинаковые, однако, лица, отвечающие за выполнение главных социально-политических задач, всегда различные.

1.3 Анализ способов и функций реализации социального страхования в современном российском государстве

Одним из основных механизмов реализации функции социального страхования является обеспечение социальных обязательств и гарантий со стороны государства. В современной России социальная политика носит более пассивные характер. Основные составляющие пассивной социальной политики содержаться в Конституции РФ: государственная поддержка семьи, материнства и детства (ст. 38), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст. 39), охрана здоровья и медицинская помощь (ст. 41) и т. д. Кроме того, ряд нормативно-правовых актов также призваны обеспечить минимальные социальные гарантии граждан. Например, установление государственных пенсий (Федеральный закон № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), выплата пособий отдельным категориям граждан (Федеральный закон № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»), оказание государственной социальной помощи (Федеральный закон № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи») и пр. 6, С.102

Для обеспечения социального равенства каждому гражданину и отдельным категориям граждан законодательством Российской Федерации предусматриваются определенные правовые социальные гарантии и льготы, которые обеспечивают равенство в обществе (многодетным семьям, несовершеннолетним, инвалидам), поощрения за особые заслуги перед обществом (для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, семьям погибших военнослужащих и т. д.), выступают в качестве компенсации за особые условия деятельности (шахтерам, железнодорожникам, лицам, работающим в условиях Крайнего Севера), в том числе стимулируют общественно полезные виды деятельности.


Социальные гарантии позволяют через меры долговременного воздействия обеспечить реализацию конституционных прав граждан. Основой для обеспечения социальных гарантий являются минимальные социальные стандарты, представляющие собой минимальный уровень социальной защиты граждан в области пенсионного обеспечения, занятости населения, образования, здравоохранения, жилищно-коммунальной политики, социального обслуживания. Закрепленные на законодательном уровне необходимый минимум социальных гарантий, являются обязательным для обеспечения не только для государственной власти на всех уровнях, но и для работодателей всех форм собственности.

В пассивной социальной политике в качестве минимальных социальных гарантий в Российской Федерации устанавливаются следующие стандарты:

- минимальный размер оплаты труда, величина которого определяется с помощью исчисления прожиточного минимума и должна соответствовать ему, и единая тарифная сетка оплаты труда работников бюджетной сферы;

- пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии;

- пособия: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам; женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; по случаю рождения ребенка; по уходу за ребенком до полутора лет; на детей до 16 лет; по безработице; на погребение; а также иные виды пособий;

- компенсационные выплаты: лицам, осуществляющим уход за лицом, достигшим 80-летнего возраста, инвалидом I группы, престарелым, нуждающимся по заключению врача в постоянном постороннем уходе; компенсационные выплаты беженцам и вынужденным переселенцам; компенсационные выплаты лицам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы; компенсационные выплаты на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье и др.;

- социальные услуги, в том числе социальное обслуживание престарелых и инвалидов (стационарное и полустационарное, срочное социальное обслуживание, обслуживание на дому, реабилитационные услуги для инвалидов); семей, имеющих детей, включают содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных детских учреждениях (детских домах, домах-интернатах и т. д.), обслуживание детей-инвалидов в домах-интернатах для детей-инвалидов, содержание детей в детских дошкольных учреждениях;

- медицинская помощь и лечение, включающая профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, в том числе лекарственная помощь (предоставляемая бесплатно либо со скидкой для отдельных категорий граждан) и санаторно-курортное обслуживание и лечение (обеспечение граждан путевками для санаторно-курортного лечения бесплатно либо на льготных основаниях).