Файл: К значительному загрязнению окружающей среды, истощению.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 165

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В то же время в природоохранительной практике, как уже отмечалось, может иметь место безвиновная (абсолютная) ответственность – за вред, причиненный источником повышенной опасности. Возмещение такого вреда регламентируется ст. 1079 ГК РФ.

Одни экологические правонарушения могут быть совершены при любой форме вины (например, правонарушения, последствиями которых является загрязнение атмосферного воздуха или вод), другие – только при умышленной форме вины (незаконная охота или рыбная ловля), третьи – по неосторожности (например, небрежное обращение с огнем в лесу и нарушение правил пожарной безопасности в лесах).

 

Вопрос 3. Понятие, функции и методы организации и управления экологопользованием и охраной окружающей среды.

 

Управление природопользованием и охраной окружающей среды представляет собой совокупность осуществляемых уполномоченными субъектами действий, направленных на исполнение требований экологического законодательства.

Управление в данной сфере призвано обеспечить реализацию экологического законодательства. Оно выступает как средство формирования реальных общественных эколого-правовых отношений, образующих само экологическое право. Социальное значение управления в целом и государственного особенно определяется тем, что путем последовательной реализации требований законодательства относительно распоряжения природными ресурсами, их рационального использования и охраны окружающей среды от вредных воздействий обеспечивается соблюдение экологических прав и законных интересов человека и гражданина, сохранение и восстановление благоприятного состояния природы. Прежде всего, в рамках управления (а затем с помощью правоохранительных органов) достигаются цели, поставленные экологическим правом, и его эффективность.

Определяя место государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды в механизме экологического права, важно подчеркнуть, что оно осуществляется в рамках исполнительной власти государства.

Управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется общественными формированиями и гражданами, юридическими лицами, государственными органами, муниципальными органами. Соответственно, можно выделить общественное, производственное, муниципальное, отраслевое (ведомственное), государственное управление.


Так как в соответствии с экологическим законодательством задачи по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды выполняются названными субъектами разные, соответственно и содержание управления, осуществляемое в рамках того или иного вида управления, тоже разное. Оно определяется совокупностью функций управления.

 

Функция управления – это постоянное направление деятельности по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования. К таким функциям относятся:

     подзаконное нормотворчество;

     создание системы органов управления в сфере взаимодействия общества и природы;

     координация деятельности по управлению природопользованием и охраной окружающей среды;

     экологическое планирование;

     экологическое нормирование;

     экотехническая регламентация;

     экологическая стандартизация;

     оценка воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду;

     экологическая экспертиза;

     экологическое лицензирование;

     экологическая сертификация;

     экологический аудит;

     экологический мониторинг (наблюдение за состоянием окружающей среды);

     учет состояния и использования отдельных природных объектов и окружающей среды в целом, а также вредных воздействий;

     экологическое воспитание и образование;

     проведение научных исследований по вопросам окружающей среды;

     экологический контроль;

     разрешение в административном порядке споров о праве природопользования и охраны окружающей среды.

 

Очевидно, что не все субъекты управления осуществляют перечисленные функции. Например, такие функции, как экологическое нормирование, лицензирование, сертификация, выполняются лишь в рамках государственного управления. Для наиболее полного осуществления функций соответствующие субъекты управленческой деятельности наделяются или должны наделяться адекватными правами и обязанностями по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования в соответствии с требованиями законодательства.

 

Вопрос 4. Экологическое планирование как деятельность по разработке и реализации системы плановой и предплановой документации (экологическое нормирование).


 

Объективно в процессе общественного развития человек не может не воздействовать на состояние окружающей среды. Так, он не может не извлекать минеральные ресурсы, не может не забирать воду, и пока по экономическим и техническим соображениям не может не выбрасывать в природную среду загрязняющие вещества. Проблема заключается в том, чтобы при этом были установлены научно обоснованные пределы таких воздействий, исходя из долгосрочных общественных интересов в сохранении количественных и качественных свойств и характеристик природы. Эта цель достигается с помощью экологического нормирования, что и определяет место экологических нормативов в механизме экологического права.

Под экологическим нормированием понимается установление уполномоченными государственными органами экологических нормативов в соответствии с требованиями законодательства.

В Российской Федерации имеется немало нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области экологического нормирования и стандартизации. В числе основных следует назвать Федеральный закон «Об охране окружающей среды», глава V которого –»Нормирование в области охраны окружающей среды» – определяет систему экологических нормативов, критерии их установления.

Некоторые специальные требования по экологическому нормированию применительно к регулированию охраны и использования отдельных природных ресурсов установлены в актах природоресурсного законодательства: Земельном кодексе РФ (ч. 5 ст. 13), Водном кодексе РФ (ст. 35), Федеральном законе «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (ст. 30), Федеральном законе «Об охране атмосферного воздуха» (ст. 11, ст. 12), Лесном кодексе РФ (ст. 87), Федеральном законе «О животном мире» (ст. 17), Федеральном законе «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (ст. 47), Федеральном законе «Об отходах производства и потребления» (ст. 18). Федеральным законом «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» определяются требования к санитарно-гигиеническому нормированию в области охраны среды обитания. Важную роль в экологическом нормировании играет Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов, утвержденный Постановлением Правительства РФ.


 

В систему экологических нормативов входят:

     нормативы качества окружающей среды;

     нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды;

     нормативы допустимого изъятия природных ресурсов.

 

Будучи утвержденными специально уполномоченными государственными органами в области природопользования и охраны окружающей среды в пределах их компетенции, экологические нормативы являются обязательными для исполнения. Соблюдение этих нормативов служит критерием оценки правомерности поведения субъектов экологических правоотношений в области оценки воздействия на окружающую среду, экологической экспертизы, лицензирования, сертификация, контроля и др. Согласно статье 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» за превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.

 

Вопросы для самопроверки:

1.  В чем заключается система органов, осуществляющих функции регулирования и управления экологопользованием и охраной окружающей среды?

2.  Перечислите функции и полномочия государственных органов управления экологопользованием и охраной окружающей среды.

3.  В чем заключается информационное обеспечение экологопользования и охраны окружающей среды?

4.  В чем заключается экологическое воспитание, образование и просвещение? Опишите процесс предоставления экологической информации.

5.  Опишите принцип работы экологического планирования как деятельности по разработке и реализации системы плановой и предплановой документации (стратегии, программы, планы и т.п.).

6.  Что такое экологическое нормирование?

7.  Какие виды экологических нормативов существуют?

8.  Какие государственные стандарты и иные нормативные документы применяются в области охраны окружающей среды?

9.  Как происходит оценка воздействия на окружающую среду?

 

Литература по теме:

 

Основная литература:

1.  Дубовик О.Л., Чолтян Л.Н. Экологическое право в вопросах и ответах: учебник. – М.: Проспект, 2017. – 366 с.

2.  Казанцева Л.А., Саркисов О.Р., Любарский Е.Л. Экологическое право: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. – М., Берлин.: Директ-Медиа, 2017. – 486 с. – URL: 
https://biblioclub.ru/

 

Дополнительная литература:

1.  Балашенко С.А. Экологическое право: учебник / С.А. Балашенко, Т.И. Макарова, В.Е. Лизгаро – Минск: Высшая школа, 2016. – 383 с. http://biblioclub.ru/

2.  Потапова А.А. Экологическое право: конспект лекций. – М. Проспект, 2015. – 104 с. – URL: https://biblioclub.ru/

3.  Экологическое право России: учеб. пособие для студентов вузов / Н.В. Румянцев [и др.]; под ред. Н.В. Румянцева. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана; Закон и право, 2016. – 352 с. URL: https://biblioclub.ru/

 

Нормативно-правовые акты:

1.      Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 14.04.2014, N 15, ст. 1691.

2.      Налоговый кодекс РФ от 05.08.2008 г. № 117-ФЗ (с изм. и доп. от 30.07.2019 N 255-ФЗ) // СЗ РФ: 1998, № 31, ст. 3824; 2000, № 32, ст. 3340.

3.      Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп. от 02.08.2019 N 317-ФЗ) // СЗ РФ, 2002, № 1, ст. 1, 2.

4.      Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 года № 95-ФЗ (с изм. и доп. от 25.12.2018 N 485-ФЗ,) // СЗ РФ, 2002, № 30, ст. 3012;

5.      Кодекс административного судопроизводства, от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 29.12.2018 № 562-ФЗ).

6.      Уголовный кодекс Российской Федерации (от 13.06.1996 № 63-ФЗ) (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 02.08.2019) / Собрание законодательства РФ, 17 июня 1996. № 25. Ст. 2954.

7.      Земельный кодекс Российской Федерации (от 25.10.2001 N 136-ФЗ) (ред. от 02.08.2019).

8.      Лесной кодекс Российской Федерации (от 04.12.2006 N 200-ФЗ) (ред. от 27.12.2018).

9.      Водный кодекс Российской Федерации от (03.06.2006 N 74-ФЗ) (ред. от 02.08.2019).

10.  Бюджетный кодекс Российской Федерации (от 31.07.1998 N 145-ФЗ) (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019).

11.  Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ)(в редакции от 18.07.2019 N 177-ФЗ).

12.  Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (от 14.11.2002 N 138-ФЗ) (ред. от 26.07.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019).

13.  Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (от 07.03.2001 N 24-ФЗ) (ред. от 02.08.2019).

14.  Федеральный конституционный закон» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

15.  Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»