Файл: К значительному загрязнению окружающей среды, истощению.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 164

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 3. Организационно-управленческий механизм экологопользования и охраны окружающей среды

 

Вопросы темы:

1.  Права и обязанности общественных экологических и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды.

2.  Юридическая ответственность за экологические правонарушения. Понятие экологического правонарушения.

3.  Понятие, функции и методы организации и управления экологопользованием и охраной окружающей среды.

4.  Экологическое планирование как деятельность по разработке и реализации системы плановой и предплановой документации (экологическое нормирование).

 

Цели и задачи:

Цели и задачи изучения данной темы – получение общетеоретических знаний о понятии, функциях и методах организации и управления экологопользованием и охраной окружающей среды, а также экологическом планировании как деятельности по разработке и реализации системы плановой и предплановой документации.

 

В результате успешного изучения темы Вы:

Узнаете:

     понятие, функции и методы организации и управления экологопользованием и охраной окружающей среды. Соотношение экономических и административных методов управления;

     виды управления (государственное, ведомственное, муниципальное, производственное). Система органов, осуществляющих функции регулирования и управления экологопользованием и охраной окружающей среды (федеральные и субъектов Российской Федерации, общей компетенции и специально уполномоченные государственные органы);

     функции и полномочия государственных органов управления экологопользованием и охраной окружающей среды;

     информационное обеспечение экологопользования и охраны окружающей среды. Экологическое воспитание, образование и просвещение. Предоставление экологической информации;

     экологическое планирование как деятельность по разработке и реализации системы плановой и предплановой документации (стратегии, программы, планы и т.п.). Экологическое нормирование. Виды экологических нормативов. Государственные стандарты и иные нормативные документы в области охраны окружающей среды;


     оценка воздействия на окружающую среду;

     экологическое лицензирование и экологическая сертификация. Понятие и виды экологического лицензирования и экологической сертификации. Цели и задачи экологического лицензирования и экологической сертификации. Органы, осуществляющие экологическое лицензирование и экологическую сертификацию;

     экологические программы. Виды экологических программ. Комплексные и отраслевые программы;

     государственная экологическая экспертиза: понятие, принципы. Экологический контроль: понятие, принципы, виды. Экологический мониторинг. Понятие, виды, задачи, содержание экологического мониторинга;

     государственный учет и государственная регистрация потенциально опасных химических и биологических веществ. Государственный учет особо охраняемых природных территорий. Государственный учет природных ресурсов с учетом их экологической значимости.

 

Приобретете следующие профессиональные компетенции:

     способности организации экологического планирования;

     навыки разработки экологических программ;

     умения по проведению экологического лицензирования и экологической сертификации.

 

Вопрос 1. Права и обязанности общественных экологических и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды.

 

Ст. 9 Конституции России установила, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной собственности. В ст. 36 Конституции РФ прямо предусмотрено, что граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности.

Согласно ст. 8 Водного кодекса пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Правовое регулирование отношений частной собственности развито в основном применительно к земле. Собственность на землю граждан и юридических лиц регулируется ст. 15 Земельного кодекса РФ. Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Земельный кодекс РФ предусмотрел при этом ограничения права частной собственности на землю иностранных лиц. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами.


Право частной собственности на землю регулируется в настоящее время многими законодательными и иными нормативными актами. В них определены цели, для которых земельные участки могут быть переданы в частную собственность. Они могут быть получены в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства, а также предоставлены гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности. Земельные участки могут также продаваться при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий.

Таким образом, в части регулирования российским законодательством отношений частной собственности на природные ресурсы очевидна тенденция установления на землю главным образом права частной собственности, без чего невозможно развитие рыночной экономики. Частная собственность на землю призвана способствовать развитию рынка в сельском хозяйстве. Земля при этом реализует свое главное качество – средства производства. Одновременно земля как операционный базис предоставляется в частную собственность для развития предпринимательства в иных сферах – для создания производственной и социальной инфраструктуры.

 

Вопрос 2. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. Понятие экологического правонарушения.

 

Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается отношение между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим) по применению к нарушителю соответствующего взыскания. Сущность юридической ответственности заключается в неблагоприятных последствиях, наступающих для нарушителя экологических требований.

Посредством применения юридической ответственности реализуется государственное принуждение к исполнению экологических требований. При этом важно иметь в виду, что юридическая ответственность не является единственным инструментом принуждения к исполнению экологических требований в механизме экологического права. С учетом специфики функций этого механизма такую роль играют также государственная экологическая экспертиза, экологическое лицензирование, экологическая сертификация, экологический контроль, в определенной мере – экономические меры (например, платежи за негативные воздействия на окружающую среду).


Об особом месте юридической ответственности в механизме обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды свидетельствует роль санкции в структуре эколого-правовой нормы. В соответствии с общей теорией права норма права, являющаяся первичной ячейкой экологического права, состоит из трех взаимосвязанных элементов – гипотезы, диспозиции и санкции.

Санкция – это элемент правовой нормы, в котором определяются меры государственного и иного взыскания, применяемые к нарушителю предусмотренного диспозицией правила. Таким образом, санкция является мерой юридической ответственности за экологическое правонарушение. При отсутствии санкции фактически отсутствует правовая норма. Отсутствие санкций обрекает экологическое требование на бездействие.

Ответственность за экологические правонарушения выполняет ряд основных функций:

     стимулирующую к соблюдению норм экологического права;

     превентивную, обеспечивающую предупреждение новых правонарушений;

     компенсационную, направленную на возмещение потерь в природной среде и возмещение вреда здоровью человека;

     карательную, заключающуюся в наказании лица, виновного в совершении экологического правонарушения.

 

Основанием возложения юридической ответственности в рассматриваемой сфере служит экологическое правонарушение.

В соответствии с общей теорией права экологическое правонарушение по своей структуре состоит из объекта, субъекта, объективной и субъективной сторон.

Объектом экологического правонарушения являются общественные отношения по поводу окружающей среды в целом и ее отдельных компонентов, регулируемые и охраняемые нормами права. Эти отношения по своему содержанию касаются собственности на природные ресурсы, природопользования, охраны окружающей среды от вредных воздействий, экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Для объективной стороны экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:

а)      противоправность поведения;

б)      причинение или реальная угроза причинения экологического вреда либо нарушение иных законных прав и интересов субъектов экологического права;

в)      причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом или реальной угрозой причинения такого вреда либо нарушением иных законных прав и интересов субъектов экологического права.


 

Субъектами экологического правонарушения могут быть юридические, должностные и физические лица, в том числе иностранные юридические лица и граждане, совершившие правонарушения, связанные с природопользованием или охраной окружающей среды на территории России или территории, находящейся под ее юрисдикцией (рис. 9).

 



 

Рис. 9. Субъекты экологического права

 

Состав субъектов варьируется в зависимости от вида экологического правонарушения. Так, субъектами дисциплинарной ответственности являются должностные лица и работники предприятий, уголовной – должностные лица и граждане, административной – юридические лица, должностные лица и граждане.

В соответствии с действующим законодательством административная и уголовная ответственность физических лиц за экологические правонарушения наступает с 16-летнего возраста. В порядке гражданского судопроизводства граждане несут ограниченную ответственность с 14 до 18 лет, полную – с 18 лет. С этого возраста лицо становится полностью дееспособным. Трудовое законодательство не устанавливает возрастных ограничений относительно применения дисциплинарной и материальной ответственности лиц, виновных в совершении экологических правонарушений в трудовой сфере.

Субъективная сторона экологического правонарушения характеризуется виной правонарушителя (за исключением случаев ответственности владельца источника повышенной опасности). Под виной понимается психическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению, которое может проявляться в действии или бездействии. Закон предусматривает две формы вины: умысел (прямой или косвенный) и неосторожность. Умышленным является экологическое правонарушение, при котором нарушитель предвидит наступление общественно вредных последствий своего поведения и желает или сознательно допускает их (например, предприниматель сбрасывает токсичные отходы своего производства на опушке леса, то есть не в установленном для этого месте). Неосторожность бывает двух видов: самонадеянность и небрежность. Самонадеянность имеет место тогда, когда лицо, нарушающее экологическое требование, предвидит общественно вредные последствия своей деятельности, но легкомысленно рассчитывает на возможность избежать их. Небрежность проявляется в том, что лицо не предвидит наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Гражданский кодекс РФ вводит понятие грубой неосторожности. Правда, речь идет о грубой неосторожности самого потерпевшего, содействовавшей возникновению или увеличению вреда, что учитывается при определении размера возмещения вреда правонарушителем (ст. 1083).