Файл: Формирование и использование финансовых ресурсов некоммерческих организаций.(Характеристика некоммерческих организаций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Принципы и структура формирования финансов

Особенностью деятельности некоммерческих организаций является вы-

сокая диверсификация источников финансирования. Большое разнообразие источников финансирования некоммерческих организаций требует определения их оптимальной структуры. Для некоммерческой организации привлечение различных источников финансирования связано с некоторыми затратами, возникает возможность выбора этих источников как по объемам, так и по стоимости. В результате привлечения различных источников складывается определенная их структура и возникает общая цена источников финансирования, которую необходимо уплатить за пользование данными источниками финансирования[50]. Структура финансовых источников некоммерческой организации в зависимости от платности источника представлена в таблице 1[51].

Таблица 1

Структура финансовых источников некоммерческой организации в

зависимости от платности источника

Наименование

Источники финансирования

Признак платности

Собственные средства

Складочный капитал, доходы от предпринимательской деятельности

Безвозмездный источник

Заемные средства

Банковские кредиты, выпуск долговых ценных бумаг

Возмездный источник

Бюджетные ассигнования

Бюджетные субсидии

Безвозмездный

Целевые средства

Спонсорские средства, членские взносы

Возмездный источник

Благотворительные взносы, пожертвования, гранты фондов

Безвозмездный

На вершине находится средневзвешенная цена источников финансирования некоммерческой организации как основной показатель, характеризующий уровень затрат или общую сумму всех расходов, возникающих в связи с привлечением и использованием ресурсов, а в основании два показателя – цена возмездных источников и сумма активов некоммерческой организации.

Средневзвешенная цена источников финансирования некоммерческой организации


Цена возмездных источников финансирования некоммерческой организации

Активы некоммерческой организации

Собственные средства

Заемные средства

Целевые средства

Бюджетные ассигнования

Цена целевых возмездных источников

Цена заемных средств

Рис.3. Модель оптимизации структуры источников финансирования

некоммерческой организации[52]

Средневзвешенная цена источников финансирования некоммерческой организации находится в прямой зависимости от стоимости возмездных источников и в обратной зависимости от общей суммы активов организации.

3. Проблемы совершенствования управления финансами некоммерческих организаций

3.1. Проблемы некоммерческих организаций РФ

В России пока нет практики широкого финансирования некоммерческих организаций государством. Государство оказывает помощь некоммерческим организациям в основном через субсидии и государственные заказы. Только отдельные некоммерческие организации могут получить целевое бюджетное финансирование (попасть в строку бюджета). Например, в Санкт-Петербурге средства, выделяемые городом на поддержку некоммерческих организаций, составляют не более 0,12% всех бюджетных средств. Некоммерческие организации России существуют преимущественно на средства крупных фондов (в основном иностранных) и средства частных доноров.

Сегодня развивается взаимовыгодное сотрудничество коммерческого и некоммерческого секторов. Коммерческому сектору такое сотрудничество приносит улучшение социального имиджа, повышение стабильности условий для ведения бизнеса, некоммерческому - материальные, финансовые и кадровые ресурсы для выполнения общественной миссии и организационного развития.

К примеру, на территории Республики Татарстан[53] на 2013 год насчитывается почти 4000 некоммерческих организаций (НКО) и общественных объединений (ОО), в т.ч. по следующим направлениям: молодежные организации (спортивные, студенческие, экологические, волонтерские и др.); организации, представляющие интересы инвалидов; организации ветеранов (боевых действий, войн и военных конфликтов); организации казачества; советы ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов и др.


По целям, задачам, численности участников, социальной реализации эти общества разные. Однако, и участникам этих объединений, и социуму они необходимы. Самыми многочисленными общественными структурами являются ветеранские организации и общества инвалидов. Участникам этих объединений необходима поддержка, понимание, конкретная помощь со стороны общества в виде правовых консультаций, психологической помощи, реабилитации, выявления и разрешения проблем пожилых людей, людей с ограниченными возможностями.

Своим реальным трудом социально ориентированные общественные организации стремятся оказать помощь в решении важнейших задач социально-экономического развития региона. Так, особо ценной поддержкой обществу инвалидов была бы возможность трудоустройства людей с рабочей группой инвалидности. Но работодатели не готовы создавать условия и принимать на работу людей с ограниченными возможностями. Этот вопрос пытается решить и государственная структура – Центр занятости населения, но проблема остается очень острой.

Для координации деятельности волонтеров в Татарстане работает Центр развития добровольчества, который призван объединить людей, нуждающихся в помощи, и тех, которые могут оказать им необходимую помощь. Положительные примеры деятельности социально ориентированных некоммерческих обществ имеются в сферах пропаганды здорового образа жизни, молодежном движении, природоохранной деятельности, других социальных сферах.

Количество некоммерческих организаций и общественных объединений в Татарстане за последние годы сокращается. Так, на 01.01.2010 года: НКО – 2105, ОО – 2579, всего – 4583 организаций. На 01.04.2013 года: НКО – 2156, ОО – 1811, всего – 4000 организаций. Сокращение количества некоммерческих организаций свидетельствует о том, что имеется целый комплекс экономических, психологических и нравственных проблем, требующих решения.

Сегодня приоритетными направлениями в работе добровольцев являются поддержка детей-сирот и инвалидов, помощь пожилым людям, участие в благотворительных мероприятиях. Работа эта необходима и социально важна, средства доступны (активность и энтузиазм молодежи, спонсорская помощь, средства, получаемые с помощью грантов и т.д.) Однако потенциал общественных организаций, как наиболее организованной части гражданского общества, необходимо использовать в работе по решению и других социальных проблем региона. И дальнейшее эффективное развитие добровольчества определяется возможностью разрешения ряда проблем, таких как:


- развитие инфраструктуры деятельности на региональном и муниципальном уровнях. Так, сегодня собственными помещениями обеспечены не более 30% общественных организаций и объединений, действующих в регионе. В больших городах медленно, но начался процесс создания общественных центров, что позволит обеспечить помещениями и оборудованием сразу несколько общественных организаций, но в сельских поселениях эта проблема практически не решается;

- развитие механизмов системной поддержки добровольческой деятельности, в том числе финансовых. На сегодняшний день для большинства общественных организаций единственным постоянным источником существования являются членские взносы, половина общественных организаций существуют только на частные пожертвования, реже –

участвуют в конкурсах, еще реже – выигрывают в этих конкурсах гранты;

- руководители и участники общественных организаций в большинстве своем не умеют профессионально, экономически грамотно осуществлять хозяйственную деятельность. В итоге общественные организации не имеют средств ни на ресурсное развитие, ни на аренду помещений и коммунальные расходы. Слабая материальная и ресурсная база, низкий профессиональный уровень кадров – все это не способствует эффективной деятельности обществ. Как правило, руководителями общественных объединений являются неработающие граждане (пенсионеры, домохозяйки, безработные), не имеющие достаточно знаний и навыков в области социального менеджмента.

- общественные организации плохо знакомы со структурой местной власти, этапами и механизмом принятия решений. В свою очередь, далеко не все чиновники осведомлены о принципах и специфике деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, а порой представители местной власти просто не выполняют свои обязанности. Все эти недостатки в работе руководителей обществ и служащих муниципальных органов власти создают барьер в понимании и совместной деятельности общественных организаций и органов власти.

Результатом низкой информированности о работе социально ориентированных некоммерческих организаций, отсутствия их в «поле зрения» граждан являются недоверие к НКО, трудности с привлечением ресурсов, сужение сети сторонников и волонтеров, малочисленность сильных и компетентных лидеров и слабая позиция на рынке услуг.

Отсутствие всех указанных ресурсов (правового, финансового, культурного капиталов) порождает высокую зависимость общественного сектора от государства и бизнеса. Фактически на сегодняшний день он вообще не способен самостоятельно формулировать свои интересы, активно действовать и достигать поставленные цели, в полной мере решать и те задачи, которые ему готово передать государство, – социальное обеспечение и социальные услуги. Некоммерческий сектор края еще не является общественным ресурсом процесса модернизации экономики и социальной сферы.


3.2. Перспективы развития некоммерческих организаций

Сегодня число некоммерческих организация в России составляет 192 956 организаций. Там работают более 828 тыс. человек. При этом Доля НКО в ВВП России - 0,9%, а средний показатель в развитых странах - 6,5%[54].

Доля социально ориентированных НКО от общего числа НКО в развитых странах составляет 60-70%, в то время как в России всего 13,5%. Сейчас в нашей стране заметно преобладают организации, которые стремятся взять на себя функции общественного контроля и экспертизы. Если бы в России появилась единая государственная концепция формирования и поддержки, то возможность делегирования НКО части функций по оказанию социальных услуг населению стала бы реальной.

Тем не менее поддержка НКО государством растет с каждым годом, так, в 2015 году этот сектор планируется профинансировать из бюджета через систему грантов на сумму в 8,285 млрд рублей. Если средний размер гранта в 2010 году составлял 474,4 тыс. рублей, то в 2011-2013-м - 1,7 млн. рублей. Закрепилась тенденция к увеличению среднего размера гранта, что, по мнению экспертов, способствует более качественной и глубокой проработке реализуемых проектов.

Нужны налоговые льготы для тех, кто оказывает социальные услуги, единая информационная площадка, поддержка религиозных организаций, которые занимаются образовательными программами и помогают социально незащищенным слоям населения, а также еще целая система мер поддержки. Необходимо создать пул некоммерческих организаций-операторов (Автономная некоммерческая организация (АНО) - как наиболее оптимальная организационно-правовая форма), ответственных за распределение грантов по направлениям. Эти же АНО-операторы могли бы помочь с формированием легитимных экспертных советов, выступать в качестве партнеров федеральных органов исполнительной власти. То есть, к примеру. Минобрнауки могло бы передать (вместе с частичным финансированием) различные формы школьного образования и детского отдыха, Минкомсвязь - саморегулирование Интернета, МВД - работу с потерпевшими и профилактику преступности.

Развитие некоммерческих организаций для современного российского общества – это крайне актуальный вопрос, который требует всестороннего, предметного и профессионального рассмотрения. Фокус дискуссии должен быть сосредоточен на законопроекте, с которым сейчас работают депутаты Государственной Думы. Он вводит специальный статус для тех некоммерческих организаций, которые финансируются из источников нероссийского происхождения. При этом необходимо обсудить пределы вмешательства государства в деятельность некоммерческих организаций.