Файл: Нотариат в Российской Федерации (История возникновения и развития нотариата в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Консульским должностным лицом является гражданин РФ, замещающий должность федеральной государственной гражданской службы в консульском учреждении или консульском отделе дипломатического представительства РФ и уполномоченный на выполнение консульских функций (ст. 13). К ним, в частности, относятся главы консульских учреждений: генеральные консулы, консулы, вице-консулы, консульские агенты (ст. 14). Указанные лица обязаны совершать нотариальные действия в пределах своего консульского округа. Консульское должностное лицо совершает нотариальные действия в соответствии с законодательством РФ о нотариате.

За совершение консульскими должностными лицами нотариальных действий взимаются консульские сборы, а также сборы в счет возмещения фактических расходов, связанных с совершением указанных действий (ст. 36) по ставкам, предусмотренным п. 4 Постановления Правительства РФ от 11 ноября 2010 г. № 889 «Об утверждении ставок консульских сборов, взимаемых должностными лицами за совершение консульских действий» [16].

Гражданский кодекс РФ [11] наделяет правом удостоверения некоторых сделок специально уполномоченных лиц. К ним относятся должностные лица, имеющие право удостоверять только две односторонние сделки, приравненные к нотариальным, - доверенности и завещания. А также, в определенных ст. ст. 1153, 1159 ГК РФ [6] случаях, - свидетельствовать подлинность подписи в заявлении о принятии или отказе от наследства. Предоставление такого права ограниченному кругу должностных лиц обусловлено необходимостью осуществления реализации имущественных прав граждан в тех местностях, учреждениях, где нет нотариусов или возможность обращения к нотариусу ограничена состоянием здоровья либо по иным причинам.

Следует отличать лиц, имеющих право совершать нотариальные действия, которые перечислены в ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате [14] (нотариусы, должностные лица органов местного самоуправления и консульских учреждений), от лиц, совершающих действия, приравненные к нотариальным, перечень которых представлен в ст. ст. 185.1, 1127, 1128, 1153, 1159 ГК РФ. Для данной категории лиц удостоверение доверенностей и завещаний является несвойственным их основной функции и они вправе, но не обязаны, совершать эти действия в интересах осуществления и защиты принадлежащих гражданам прав [45,с.279].

Таким образом, нотариат по своему строению представляет систему, что, в свою очередь, предполагает наличие определенных взаимосвязей между элементами. В случае с нотариатом эти взаимосвязи формируются на основе действующих правовых норм, которые нацелены на обеспечение наиболее эффективной работы института нотариата по решению возложенных на него задач.


2.3. Контроль за деятельностью нотариусов

Любая социально значимая деятельность, которая осуществляется от имени государства, предполагает обязательный контроль.

Нотариальная деятельность связана с выполнением важных государственных функций, а также с реализацией прав и законных интересов личности, поэтому также предполагает контроль.

Основы законодательства о нотариате предусматривают различные виды контроля за деятельностью нотариусов [46, с.206].

Судебный контроль за совершением нотариальных действий означает, что отказ в совершении нотариального действия или неправильное совершение нотариального действия обжалуются в судебном порядке.

Выделяют два вида судебного контроля:

- прямой;

- косвенный.

Прямой судебный контроль выражается в рассмотрении судами общей юрисдикции заявлений о совершенных нотариальных действиях либо об отказе в их совершении, а также исков о возмещении имущественного вреда, причиненного нотариусом при осуществлении его профессиональной деятельности [63,с.211].

Процедура осуществления прямого судебного контроля и его правила регулируются гл. 37 ГПК РФ [5] в рамках особого производства.

Заинтересованное лицо, считающее неправильными совершенное нотариальное действие или отказ в совершении нотариального действия, вправе подать заявление об этом в суд по месту нахождения нотариуса или по месту нахождения должностного лица, уполномоченного на совершение нотариальных действий.

Заявление подается в суд в течение 10 дней со дня, когда заявителю стало известно о совершенном нотариальном действии или об отказе в совершении нотариального действия.

Возникший между заинтересованными лицами спор о праве, основанный на совершенном нотариальном действии, рассматривается судом в порядке искового производства [59, с.4].

В соответствии со ст. 311 ГПК РФ [5] заявление о совершенном нотариальном действии или об отказе в его совершении рассматривается судом с участием заявителя, а также нотариуса, должностного лица, совершивших нотариальное действие или отказавших в совершении нотариального действия. Однако их неявка не является препятствием к рассмотрению заявления.

Решение суда, которым удовлетворено заявление о совершенном нотариальном действии или об отказе в его совершении, отменяет совершенное нотариальное действие или обязывает совершить такое действие.


Нотариус имеет право апелляционного обжалования решения суда в соответствии со ст. 320 ГПК РФ [5].

Косвенный судебный контроль осуществляется при рассмотрении почти всех дел, связанных с нотариальными актами, при оспаривании их в исковом производстве при наличии споров между сторонами договора, например.

Также предусмотрен контроль за совершением нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления [63, с.202].

Территориальный орган юстиции на основании информации о наличии нарушения законодательства Российской Федерации о нотариальной деятельности в действиях (бездействии) субъектов нотариальной деятельности проводит проверку в порядке, установленном федеральным органом юстиции.

Предметом проверки является:

1) соблюдение органами местного самоуправления требований настоящих Основ при наделении должностных лиц местного самоуправления правом совершать нотариальные действия;

2) организация работы по совершению нотариальных действий;

3) исполнение уполномоченными должностными лицами местного самоуправления правил нотариального делопроизводства;

4) соблюдение уполномоченными должностными лицами местного самоуправления законодательства Российской Федерации при совершении нотариальных действий [50,с.176].

По результатам проведенной проверки территориальный орган юстиции вправе принять следующие меры:

1) вынести должностному лицу местного самоуправления, уполномоченному на совершение нотариальных действий, предписание об устранении выявленного нарушения законодательства Российской Федерации;

2) внести представление главе муниципального образования о прекращении полномочий должностного лица местного самоуправления по совершению нотариальных действий;

3) направить должностному лицу местного самоуправления, уполномоченному на совершение нотариальных действий, рекомендации по улучшению деятельности по совершению нотариальных действий [67, с.440].

Контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю в сфере нотариата, то есть Министерство юстиции, и его территориальные органы. а нотариусами, занимающимися частной практикой, - нотариальные палаты [71, с.82].

Контроль за соблюдением налогового законодательства в процессе нотариальной деятельности осуществляют налоговые органы в порядке и сроки, предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации.


Контроль предусматривает проведение проверок деятельности нотариусов. Проверка организации работы нотариуса проводится один раз в четыре года. Первая проверка организации работы нотариуса, впервые приступившего к осуществлению нотариальной деятельности, должна быть проведена через год после наделения его полномочиями нотариуса [67, с.441].

Нотариусы обязаны представлять должностным лицам, уполномоченным на проведение проверок, сведения и документы, касающиеся расчетов с физическими и юридическими лицами.

Законодательством субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные сроки проведения проверок организации работы нотариуса.

В нашей правовой системе для создания дополнительных гарантий компенсации ущерба, причиненного нотариусом, а также для дополнительной защиты нотариуса, который, как известно, отвечает всем своим имуществом, предусмотрены два вида страхования деятельности нотариуса - индивидуальный и коллективный.

При этом статьи 17 и 18 Основ законодательства РФ о нотариате направлены на обеспечение гарантий защиты прав и свобод граждан и юридических лиц при причинении им вреда в результате совершения нотариусом, занимающимся частной практикой, нотариального действия, противоречащего законодательству Российской Федерации, в том числе за счет страхования гражданской ответственности нотариуса, занимающегося частной практикой [33].

Коллективное страхование ответственности нотариуса заключается в том, что нотариальная палата субъекта Российской Федерации в целях обеспечения имущественной ответственности нотариусов - членов нотариальной палаты вправе заключить договор страхования ответственности нотариусов - членов нотариальной палаты субъекта Российской Федерации (далее - договор страхования ответственности нотариусов - членов нотариальной палаты) на страховую сумму, определяемую из расчета не менее чем 500000 руб. на каждого нотариуса - члена нотариальной палаты [65, с.4].

Статья 17 Основ законодательства РФ о нотариате [14] регламентирует юридическую ответственность нотариуса и устанавливает, что нотариус, занимающийся частной практикой, несет полную ответственность за вред, причиненный по его вине имуществу гражданина или юридического лица в результате совершения нотариального действия с нарушением закона, за реальный ущерб, причиненный неправомерным отказом в совершении нотариального действия, а также разглашение сведений о совершаемых нотариальных действиях [20].


В случае нарушений, повлекших за собой возникновения ущерба, этот ущерб возмещается через систему обязательного страхования нотариальной деятельности, предусмотренную ст. 18 Основ законодательства РФ о нотариате [14]. Если же ущерб превышает страховую сумму, то за счет страхового возмещения по договору коллективного страхования гражданской ответственности нотариуса, заключенного нотариальной палатой, а если и этого не хватит, то в соответствии с гражданским законодательством взыскание обращается на имущество нотариуса, занимающегося частной практикой [70, с.16].

Одной из форм ответственности является прекращение деятельности нотариуса. Однако в связи с необходимостью обеспечения независимости нотариуса эта мера ответственности может применяться только в строгом соответствии с установленными для нее процедурными рамками. Деятельность нотариуса, занимающегося частной практикой, может быть прекращена по представлению органа юстиции, нотариальной палаты, налогового органа или их должностных лиц только судом в случае совершения нотариусом действий, противоречащих законодательству Российской Федерации [63, с.121].

Нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, является полноценным государственным служащим и за совершение действий, противоречащих законодательству Российской Федерации, несет дисциплинарную, гражданскую или уголовную ответственность в зависимости от тяжести последствий его правонарушения [47, с.122].

Поскольку нотариус является также и субъектом налогового права, то он, кроме того, может быть привлечен в судебном порядке к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае непредставления или несвоевременного представления в налоговые органы сведений о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан в порядке наследования или дарения [42, с.103].

Таким образом, основными задачами проведения проверок исполнения профессиональных обязанностей нотариусами являются:

- контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей;

- подготовка и представление на рассмотрение правления палаты заключений (справок) о проведенных проверках;

- содействие в развитии нотариальной деятельности;

- повышение профессионального уровня нотариусов путем обобщения нотариальной практики;

- выявление и устранение причин, порождающих нарушения законности при совершении нотариальных действий.