Файл: Основы нотариата.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Нотариальная деятельность является одним из важнейших регуляторов жизни гражданского общества. От качества работы нотариальных органов зависит нормальное функционирование гражданского оборота, эффективность защиты имущественных прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Значение нотариата особенно возрастает в условиях формирования рыночных отношений применительно к интересам предпринимателей, связанных с оформлением и регистрацией договоров, созданием различных форм собственности и сделок с ней.

Нотариат характеризуется как институт, призванный обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации [3] защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации и в ее интересах.

При этом в настоящее время законодатель стремится приблизить модель нотариата в России к европейским моделям системы латинского нотариата. Указанное, в свою очередь, актуально для выявления потенциала нотариата в современных условиях, которые справедливо характеризуют, с одной стороны, осложнение геополитической и геоэкономической ситуации, санкционного давления на Россию, с другой - процесс инициирования трансформации экономики.

Вопросы организации и деятельности органов нотариата достаточно актуальны, поскольку нотариат в многовековой практике доказал свою значимость и необходимость в сфере закрепления гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения в дальнейшем, но, к сожалению, ему мало уделяется внимания в юридической литературе.

Также актуальность исследуемой проблемы обуславливается тем, что нотариальная форма защиты и охраны права и законного интереса является публично-правовой формой.

Следовательно, вопросы определения содержания понятия нотариата, его правовой природы и места в системе правовых институтов, основных функций, а также соотношения нотариата с институтами власти и гражданского общества в настоящее время приобретают особую значимость.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере организации нотариата.

Предмет исследования - правовые и организационные аспекты нотариата.


Цель курсовой работы состоит в том, чтобы раскрыть и охарактеризовать правовые основы организации нотариата.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

  • проследить историю возникновения и развития нотариата;
  • раскрыть понятие и сущность нотариата;
  • изучить правовое регулирование деятельности нотариата;
  • рассмотреть принципы организации и деятельности нотариата;
  • проанализировать систему органов и уполномоченных лиц нотариата;
  • раскрыть финансовые, страховые аспекты нотариата.

Методологическую основу исследования составили общенаучные (диалектический, исторический, анализ и синтез, логический) и специальные (технико-юридический, сравнительно-правовой, статистический, экспертные оценки) методы познания.

Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа включает введение, две главы, заключение, список использованных источников.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О НОТАРИАТЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. История возникновения и развития нотариата в России

В каждом государстве существование нотариата проходит два основных этапа - доинституциональный и институциональный. На первом доинституциональном этапе нотариат не существует как отдельный оформившийся институт со своим специфическим законодательством, правовым статусом, сформировавшимся профессиональным сообществом и т.д. На этом этапе функции нотариуса часто выполняют должностные лица государства или церкви. Институциональный этап характеризуется тем, что нотариат оформляется как отдельный правовой институт, выполняющий специальные функции, обладает законодательно закрепленным правовым статусом и организуется в профессиональную корпорацию [40, с.41].

Слово нотариус (notarius) латинского происхождения, переводится как писец, секретарь. Поэтому и возникновение института нотариата чаще всего связывают с правом Древнего Рима. Между тем многие историки юриспруденции обращаются и к памятникам древнего Вавилона.

В древнем Вавилоне с образованием частной собственности и простейшего гражданского оборота закреплению приобретаемых прав служат свидетели. Свидетель был основным лицом, оказывающим нотариальные услуги, пока не сложился обычай совершать сделки в письменной форме. В памяти свидетелей закреплялось содержание обязательств по сделке, которое при необходимости воспроизводилось. С появлением письменной формы сделок свидетель привлекается не для подтверждения их содержания, а лишь для факта совершения сделки [44, с.122].


Во времена республики в Древнем Риме у римлян существовал институт должностных лиц, именуемых писцами, в функции которых входило оформление письменных распоряжений, издаваемых магистратами, судебных формул, выносимых преторами, ведение судебных журналов и различного рода записей, носивших публично-правовой характер.

Наряду с институтом должностных писцов существовала категория частных писцов, которые состояли в качестве домашних секретарей у богатых римлян, вели деловую переписку и оформляли различного рода юридические сделки для них. Лиц, выполнявших эти функции, «называли нотариусами» - от слова notta, означающего стенографический знак [40, с.42].

Нотариат в доинституциональной форме существовал на территории нашей страны еще на Руси времен первых князей и был тесно связан с двумя важными сферами общественных отношений: наследованием и торговлей.

Нотариусы в Средние века выполняли функции документирования фактов, обеспечивающих доказательства в суде. Институт нотариата постоянно развивался вместе с развитием государства и права, экономики и гражданского оборота [44, с.122].

Первые попытки институционализации нотариальной деятельности начались в России в форме возникновения особого сословия площадных подьячих. Они обладали назначались государством, удостоверяли сделки и находились под контролем государственных органов.

Дальнейший исторический виток в развитии нотариата был связан с правлением Петра I. В начале своего правления Петр I предпринял попытку национализации и систематизации деятельности нотариата путем передачи полномочий по удостоверению соглашений от площадных подьячих на Ивановской площади в Москве в соответствующие Приказы [47, с.14].

С 1 января 1700 г. совершение всех крепостей между лицами городского сословия в г. Москве было передано во владение московской ратуше, а торговых крепостей - Московской большой таможне. Однако этот порядок оказался неудобным, и уже через год, 30 января 1701 г., «было велено писать крепости по прежнему указу в палатке Ивановской площади», а надзор за деятельностью подьячих был поручен Оружейной палате. Таким образом, попытка полного огосударствления нотариата оказалась неудачной, и власть вернулась к предыдущей частно-государственной модели, усилив элемент государственного контроля [60, с.46].

В 1775 году по приказу Екатерины II нотариальные функции в России были возложены на суды. Крепостные акты в то время совершались в отделениях при палатах гражданских судов и при уездных судах. Сделки делились на крепостные и явочные. Крепостной порядок был учреждён для сделок, связанных с куплей-продажей недвижимости, крепостных крестьян, то есть наиболее важных объектов купли-продажи.


Крепостные акты оформлялись в присутствии суда для придания им важности. После проверки их правильности они регистрировались в кре-постной книге и с этого момента приобретали силу крепостного документа, имеющего все правовые последствия.

Что же касается сделки, оформленной явочным порядком (для иных случаев), то она регистрировалась в крепостной книге без той церемонии, которая сопровождала совершение крепостной сделки.

В эпоху реформ Александра II, охвативших все отрасли общественной и государственной жизни России, преобразования проводились и в нотариальном деле. Вместе с новыми Судебными уставами 1864 г. было выработано и Положение о нотариальной части, в основу которого положены три нотариальных законодательства Западной Европы: французское 1813 г., австрийское 1845 г. и баварское 1861 г. Результатом явилось Положение, которое было утверждено 14 апреля 1866 г. [41, с.18].

В соответствии со ст. 3 данного Положения должности нотариусов учреждались в столицах, губернских и уездных городах, а в случае необходимости и в уездах. Но Положение было введено не на всей территории страны, там, где отсутствовали нотариусы, их функции выполняли мировые судьи, уездные суды, полиция [61, с.93].

Несмотря на то, что нотариусы имели достаточно полномочий по совершению нотариальных действий, направленных на оформление отношений гражданского оборота, в России в конце XIX в. существовали еще три группы органов и должностных лиц, наделенных правом совершать нотариальные действия. Это биржевые маклеры и нотариусы, корабельные маклеры; узкоспециализированные маклеры: судоходных расправ, государственного коммерческого банка, частные, слуг и рабочих людей, цеховые, ремесленных управ, Кронштадтского общества вольных матросов; магистраты, ратуши, думы, таможенные чиновники, становые приставы, торговые словесные суды, которые выполняли функции нотариуса или маклера при их отсутствии.

К 1904 г. был подготовлен проект обновленного Положения о нотариате, в котором нашло отражение современное развитие экономических отношений. Однако принятие нового Положения о нотариальной части постоянно откладывалось. Первая мировая война и изменения в политическом и экономическом устройстве в России в 1917 году окончательно помешали исполнению этого плана [47,с.26].

Декретами о суде от 24 ноября 1917 г. № 1 [28] и от 7 марта 1918 г. № 2 [29] были признаны утратившими силу все законы, которые противоречили новому политическому строю. Нотариат как составляющая прежнего правопорядка выпал из общей системы государственных органов и практически перестал существовать. При этом нотариальные функции были распределены между отделами юстиции, органами загса, судьями.


В связи с разрешением частной торговли и промышленности в 1921 году (НЭП) и принятием нового гражданского законодательства появилась потребность в нотариальном засвидетельствовании сделок, совершаемых между государственными хозяйственными организациями и частными лицами, договоров отчуждения строений, договоров подряда или поставки. Декретом Совета народных комиссаров РСФСР от 12 августа 1921 г. было установлено, что засвидетельствование сделок и договоров производится нотариальными столами губернских отделов юстиции и уездных бюро юстиции. В развитие этого документа циркуляром Народного комиссариата юстиции от 13 августа 1921 г. было предусмотрено учреждение указанных нотариальных столов [40,с.42].

4 октября 1922 г. СНК РСФСР было принято Положение о государственном нотариате РСФСР, которым предусматривалось создание государственных нотариальных контор. Также согласно указанному Положению с определенными ограничениями совершение некоторых нотариальных действий делегировалось народным судьям [27].

Согласно новому законодательству нотариат в СССР превратился в систему государственных органов, на которые было возложено оформление и свидетельствование актов, а также государственное удостоверение фактов, имеющих юридическое значение.

После создания Союза Советских Социалистических Республик возникла необходимость в выработке нового общесоюзного нотариального законодательства. Так, 14 мая 1926 г. ЦИК и СНК СССР приняли Постановление «Об основных принципах организации государственного нотариата» [26].

Данное Постановление установило единый порядок удостоверения нотариусом сделок путем совершения надписи о том на самом акте за подписью государственного нотариуса с приложением печати нотариальной конторы. Это позволило существенно ускорить и упростить нотариальное производство, так как упразднило старые понятия совершения актов и засвидетельствования договоров, а также актовые книги.

20 июля 1930 г. принято Положение о государственном нотариате РСФСР, утвержденное ВЦИК и СНК РСФСР. В нем были закреплены функции нотариальных органов. Общее руководство государственным нотариатом возлагалось на судебные органы [25].

В период Великой Отечественной войны совершение отдельных нотариальных действий имело свои особенности. В частности, 15 сентября 1942 г. СНК СССР было принято Постановление «О порядке удостоверения доверенностей и завещаний военнослужащих в военное время» [24]. Указанный акт разрешал удостоверение завещаний командованием воинских частей и начальниками госпиталей [43, с.45].