Файл: Определение, основные задачи, функции бухгалтерского учета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эти три подхода допускают, что данные бухгалтерского учёта могут отразить и достаточно адекватно отражают хозяйственные процессы[7].

Теперь проведём анализ формулировки определения бухгалтерского учёта, которое записано в Федеральном законе «О бухгалтерском учёте» от 21 ноября 1996 года.

«Бухгалтерский учёт представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движения путём сплошного, непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций ».

В этом определение присутствуют следующие понятия: бухгалтерский учёт; упорядоченная система; обобщение информации в денежном выражении; имущество; обязательство; сплошной, непрерывный и документируемый учёт; хозяйственная операция. Разберём их подробнее:

  • Словосочетание бухгалтерский учёт происходит от слова немецкого происхождения «бухгалтер» и буквально означает книгодержатель, иначе книговод. В Россию это слово пришло в 1710 г. из шведского –bookhallare- языка. Во время войны 1812 г. патриотический подъём в русском обществе вызвал страстное желание «истребить иноязычные слова». Один из патриотов взял, подобно трофею, французское слово и переведя его на русский язык получил красивое и исконное русское слово счетоводство. Однако к 1929 г. славянофильский термин счетоводство был решительно вытеснен интернациональным словом бухгалтерия, а концу тридцатых годов чисто русское старое слово «учёт» было дополнено уже традиционным для нас прилагательным «бухгалтерский».
  • Упорядоченная система означает существование заданного порядка накопления и систематизации данных в учётных регистрах. Эта система создаётся в интересах управления хозяйственными процессами. Её элементы должны быть связаны между собой согласно правилам двойной записи. И, как следствие, каждый факт хозяйственной жизни должен быть отражён в одинаковой сумме по дебету одного и кредита другого счёта.
    • Особенность принятой у нас системы бухгалтерского учёта состоит в том, что она ограничивает применение двойной записи только объектами, на которые распространяется собственность организации. Ряд факторов, которые затрагивают право владения, но не право собственности, не отражается методом двойной записи и учитывается за балансом. Практическая реализация учёта, т.е. накопления и систематизации данных, осуществляется в форме бухгалтерской процедуры.
  • Обобщение информации в денежном выражении. В широком смысле под информацией понимаются любые сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. В системе бухгалтерского учёта необходимая для его ведения информация собирается, регистрируется и обобщается в денежном выражении. Однако это не следует понимать в том смысле, что если какой-то объект учитывается только в натуральном измерении, то он не входит в сферу бухгалтерского учёта, ибо денежный измеритель почти всегда произволен от натурального.
  • Сплошной, непрерывный и документированный учёт. Согласно п.7 ПБУ 1 /98 «Учётная политика организации» администрация предприятия должна обеспечивать полноту отражения в бухгалтерском учёте всех фактов хозяйственной жизни. Непрерывность и документированность учёта обеспечиваются осуществлением его процедуры, согласно которому в бухгалтерском учёте должны фиксироваться все факты хозяйственной жизни. Не один факт хозяйственной жизни не может оказаться для бухгалтера истинным или действительным, если он не зарегистрирован в первичном документе.
  • Имущество. В рамках бухгалтерской терминологии понятие «имущество» можно определить как совокупность внеоборотных и оборотных активов организации. К внеоборотным активам относятся активы, полезные свойства которых ожидается использовать в течение периода свыше одного года. К таким активам относятся основные средства, капитальные и иные долгосрочные активы и т.д. Под оборотными активами понимаются денежные средства и иное имущество, в отношении которого можно предполагать, что оно будет превращено в денежные средства или потреблено в течение одного года или операционного цикла, если он не превышает один год. К оборотным активам относятся денежные средства в кассе организации и банках, дебиторская задолженность, запасы товаров и материалов и т.д. Также активы включают объекты, не относящиеся к имуществу,- расходы будущих периодов, затраты по невыполненным договорам на оказание услуг,- традиционно выступают предметом бухгалтерского учёта.
  • Обязательства. В сложившейся практике нормативного регулирования бухгалтерского учета понятие «обязательство» рассматривается как обозначающее «расчёты с дебиторами и кредиторами», и в соответствии с бухгалтерской традиции регистрацией в бухгалтерском учёте подлежат не все обязательства, а преимущественно те, которые вытекают из исполнения заключённых договоров. Так, например, факт заключения договора поставки не находит отражения в бухгалтерском учёте организации - сторон сделки. В учёте отражаются только исполнение договора поставки товаров и возникновение обязательств по их уплате.
  • Хозяйственные операции. Под хозяйственной операцией следует понимать факт хозяйственной жизни, меняющийся или поддерживающий структуру и (или) объём актива и (или) пассива. Кроме того, факты меняющие структуру баланса, рассматриваются или как действия, или как события. Под действиями понимают целенаправленные факты хозяйственной жизни (купили товары, продали товары и т.д.), под событиями - неожиданные, не предполагаемые факты (потери от стихийных бедствий, вследствие растрат и хищений и т.п.) Факты состояния - это факты, констатирующие наличие актива или пассива на определённый момент. Так, выведение сальдо по счёту есть фиксация в учёте факта состояния[8].

Также, в некоторых источниках можно найти определение бухгалтерского учёта, немного отличающееся от предыдущего. «Бухгалтерский учёт представляет собой обобщённую систему сбора, наблюдения, измерения, регистрации, обработки и получения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях хозяйствующего субъекта и их движения путём сплошного, непрерывного и документального учёта ». Отличие этого определения от предыдущего заключается в том, что здесь более чётко показаны основные этапы учётного процесса (вначале любой учётный объект наблюдается, потом измеряется, регистрируется, затем осуществляется дальнейшая обработка учётной информации для её передачи пользователям). В определение показаны основные отличия бухгалтерского учёта от других видов учёта - статистического и оперативного. Это отличие состоит в том, что предмет бухгалтерского учёта ограничивается рамками хозяйствующего субъекта. Он уже, чем в статистике, изучающей помимо хозяйственной деятельности другие стороны общественной жизни, но шире, чем в оперативном учёте, отражающем только отдельные стороны хозяйственной деятельности этого субъекта. Бухгалтерский учёт базируется на всей системе информации об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях предприятия, и поэтому он должен быть сплошным и непрерывным, что необязательно в статистике и оперативном учёте. В бухгалтерском учёте его объекты обязательно отражаются в денежном выражении, что также не обязательно в других учётах[9].

2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

2.1. Характеристика задач бухгалтерского учёта в историческом развитии

Бухгалтер на протяжении веков решал четыре типа учётных задач

Первая задача исходит от собственников - обеспечение сохранности имущества принадлежащих им организаций. Чем дальше собственник удалён от исполнителей, тем больше у последних желание что-то похитить. Администрация может из материалов предприятия, использую его оборудование и помещение, выпускать неоприходованную продукцию и продавая ее, минуя кассу собственника, присваивая выручку. Собственники, налоговые органы и кредиторы заинтересованы, чтобы подобных фактов не было, и потому пытаются создавать целостную систему методологических инструментов, позволяющих согласно бухгалтерским принципам регистрировать факты хозяйственной жизни и осуществлять взаимный контроль исполнителей. Таким образом, эта задача распадается на две: учёт имущества предприятия собственника, его сохранности и движения и учёт прав и ответственности исполнителей.


Вторая задача была наиболее чётко сформулирована Фабио Бестой (1845-1925) и Л.И. Гомбергом (1866-1935). Они, использовали достаточно общий термин «контроль», понимая под ним обеспечение эффективного управления предприятием. Эта задача призвана объединить интересы собственников и администрации, однако она не устраивает работников, ибо предполагает применение потогонных систем организации труда и затрудняет, так же, как и при решении первой задачи, возможность увеличить свои доходы за счёт анархии производства.

Третья задача носит более узкий характер, она поставлена французскими авторами Эженом Леоте (1845-1908) и Адолбфом Гильбо (1819-1895) и замечательным русским бухгалтером А.П.Рудановским. Они сводили учёт к квантификации (исчислению) финансовых результатов или, как писал Ф.Боналуми: «…к выявлению экономических и юридических последствий хозяйственных операций». Из этого вытекает весьма важный вывод: финансовый результат в экономическом смысле не обязательно должен совпадать с финансовом результатом в юридическом смысле. Вместе с тем решение этой задачи позволяет наилучшим образом примирить интересы всех участников хозяйственного процесса.

Четвёртую задачу относительно недавно выдвинул Э.С. Хендриксен. Она звучит парадоксально: бухгалтерский учёт должен быть средством перераспределения ресурсов в народном хозяйстве. Её смысл хорошо понятен в условиях рынка ценных бумаг. Бухгалтер составляет отчётность, исчисляет результаты хозяйственной деятельности, и чем выше будут указаны в этой отчётности прибыли, тем дороже станут акции такой фирмы и именно туда, несмотря на высокие цены, а в сущности благодаря им, устремится финансовый капитал. Напротив, отчётность, в которой указаны низкие прибыли и тем более убытки, послужит сигналом для продажи акций, что приведёт к оттоку из этих предприятий финансовых средств[10].

Основные задачи бухгалтерского учёта были сформированы В.И. Лениным. Он теоретически обосновал задачи учёта и выделил важнейшие из них: контроль за ходом выполнения плановых показателей, укрепление хозяйственного расчёта, сбережение социалистической собственности, соблюдение режима экономии и содействие развитию социалистического соревнования.

Важнейшей задачей социалистического производственного объединения (предприятия) является выполнение как установленных, так и разработанных на месте плановых заданий по объёму, реализации продукции, производительности труда, прибыли и другим показателям. Претворение в жизнь плановых заданий как отдельно взятого объединения, так и всего народного хозяйства немыслимо без учёта и контроля. Бухгалтерский учёт обеспечивает все необходимые для руководства и контроля данные о выполнение планов объединениями и структурными подразделениями. Первой задачей бухгалтерского учёта является контроль за выполнением планов и обеспечение руководящих органов объединений и предприятий управленческой информации.


Социалистические производственные объединения осуществляют свою хозяйственную деятельность на началах хозяйственного расчёта- метода планового ведения хозяйства, требующего возмещение расходов объединения его собственными доходами. Всемерное содействие внедрению и укрепления хозяйственного расчёта - вторая задача бухгалтерского учёта.

Ленин указывал на то, что всем гражданам СССР надо беречь и охранять социалистическую собственность. Об этом написано и в Конституции СССР. Охрана социалистической собственности немыслима без бухгалтерского учёта. Этот вид учёта обеспечивает наблюдение и контроль за состоянием и движением материальных ценностей. Таким образом, охрана социалистической собственности - третья задача бухгалтерского учёта.

Ленин призывал народ вести экономно и рационально своё хозяйство. Данные бухгалтерского учёта используются для выявления резервов в хозяйстве, установление причин и виновников нерационального и неэкономного использования государственных средств. Контроль за использованием средств, соблюдения режима экономии, выявление имеющихся резервов в производстве - четвёртая задача бухгалтерского учёта.

Ленин разработал принципы социалистического соревнования: массовость, гласность, сравнимость результатов, распространение передового опыта. Для подведения итогов и претворения в жизнь этих принципов необходимы данные, которые в значительной степени обеспечивают бухгалтерский учёт и тем самым содействуют развитию социалистического соревнования. Это и есть пятая задача бухгалтерского учёта[11].

Теперь перечислим основные задачи, которые стоят перед бухгалтерским учётом на современном этапе развития экономических отношений:

  • формирование полной и достоверной учетной информации о деятельности предприятия, его имущественном положении, необходимой как внутренним, так и внешним пользователям бухгалтерской отчетности;
  • обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчётности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении хозяйствующим субъектом хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствие с утверждёнными нормами, нормативами и сметами;
  • предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Первая задача бухгалтерского учета исходит из интересов руководителей, учредителей, участников и собственников имущества организации, инвесторов, кредиторов, покупателей и других заинтересованных сторон. Бухгалтерская информация должна быть полной и достоверной, то есть предоставлять пользователям все необходимые данные о деятельности хозяйствующего субъекта, его имуществе, обязательствах, результатах деятельности, а значит, быть полезной администрации предприятия и другим, заинтересованным в информации лицам.

Вторая задача состоит в том, что в системе бухгалтерского учета необходимо формировать данные для контроля за соответствием фактов экономической деятельности законодательству Российской Федерации. Такая информация предназначена для подтверждения целесообразности хозяйственных операций, рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Третья задача направлена на повышение эффективности управления хозяйственной деятельностью организации[12].

Таким образом, можно сказать, что задачи бухгалтерского учёта меняются в зависимости от развития экономики. Бухгалтерский учёт – это не только регистратор и хранитель информации; его главное назначение - обеспечить систему управления экономикой предприятия своевременной, достоверной, понятной руководителям различных уровней учётно-экономической информации. Бухгалтерский учёт является наукой уникальной: насколько известно, задачи или цели, стоящие перед другими научными дисциплинами, законодательно не регламентируются.

2.2. Состав пользователей бухгалтерской отчётности их интересы

Бухгалтерская отчётность - единая система данных об имущественном и финансовом положение организации и о результатах её хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учёта по установленным формам[13].

Бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки (далее приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках и пояснительная записка именуются пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках), а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.