Файл: Игра как средство формирования коллектива первоклассников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одним из видов деятельности, в которой происходит сплочение и развитие детского коллектива, является игра. Игра занимает одно из ведущих мест в жизни младшего школьника. С особенным вниманием относилась к детской игре Н.К. Крупская. Она советовала больше внимания уделять игре в начальных классах школы, подчеркивая, что в коллективных играх воспитываются дети – организаторы, дети – вожаки, умеющие упорно стремиться к цели [16]. Ценность игровой деятельности заключается в том, что в ходе игры школьники преодолевают различные трудности, учатся управлять своим поведением, могут быть смелыми, волевыми, усидчивыми. По мнению исследователей детской игры О.С. Газмана, С.А. Шмакова, игра способствует укреплению чувства коллективизма, развивает инициативу и самостоятельность, является прекрасной формой организации коллективной жизни школьников, формирования коллективистических качеств. Сплочению и организации детского воспитательного коллектива способствуют все виды коллективной деятельности школьников. Многообразие видов деятельности ученического коллектива вызывает и многообразие отношений, в которые вступают дети в процессе коллективного сотрудничества.

Гуманистическая интерпретация коллектива, как известно, предполагает наличие определенных признаков, которые и позволяют сделать именно коллектив «инструментом прикосновения к личности»[24].

Наращивание этих признаков и есть главный предмет заботы классного руководителя и основное условие создания и развития детского коллектива. Остановимся подробнее на этих признаках:

1. Общественно значимая цель. Коллективы по своему целевому назначению разнообразны: трудовые, ученические, досуговые, политические, свободного общения и т.д. Школьный класс – коллектив особого рода: он изначально создан по формальному признаку (детям исполнилось семь лет – родители привели их в школу, живут в одном микрорайоне, или родителей привлек профиль класса или школы, или захотелось отдать ребенка в первый класс к популярному учителю). Целенаправленность воспитательного процесса ставит перед классным руководителем цель и определение стратегических и тактических задач воспитания. И не только перед собой, но и доведение их до сознания своих воспитанников. Кроме того, эту цель и задачи необходимо грамотно расположить в логике перспектив для учащихся: близких, средних, дальних.

2. Общественно значимая деятельность. Межличностное общение детей и начинается, и развивается, и существует как фактор развития только в разнообразных видах деятельности, так как именно в деятельности формируется отношение детей к окружающему миру. Значит, классный руководитель, желая, как можно скорее создать коллектив, должен насытить жизнь детей разнообразными делами. Это позволит быстрее узнать детей, перезнакомить их, включить в деловые и личностные отношения. Единственное условие: любая деятельность должна быть общественно-полезной и значимой и приносить личностное удовлетворение каждому ее участнику [27].


3. Отношения ответственной зависимости. А.С. Макаренко называл их еще отношениями «взаимной ответственности и взаимного подчинения». Имеется в виду формальная и неформальная структуры коллектива. Это актив и органы самоуправления; это система поручений и обязанностей (каждому члену класса поручение по душе, в русле его интересов и способностей). При этом, важно соблюдение еще двух условий: научение исполнению поручений (алгоритм, инструктаж, пример взрослого и т.п.) и контроль (с целью доведения до конца начатого дела). Тогда только система поручения (постоянных и временных) позволит создать в коллективе условия для самоактуализации каждого его члена – и взрослого и школьника [18].

4. Традиции в коллективе возникают постепенно, по мере накопления совместного опыта деятельности и общения. Обогащение коллектив ной жизни традиционными делами и нормами эмоционально-положительных отношений – одно из условий сплочения и развития детского коллектива.

5. Связь с другими коллективами – общешкольным, педагогическим, подшефным, с коллективами трудовыми, других учебных заведений. При этом должны быть две линии взаимодействия: одна, согласно которой ученический коллектив «берет» на себя что-то (спонсорскую материальную помощь, опыт деятельности, навыки взаимоотношений, помощь и моральную поддержку…) и другая, согласно которой ученический коллектив «отдает» что-то другим (материальное либо духовное – шефские концерты, подарки воспитанникам детского дома, шефство над домом инвалидов, оказание помощи малышам, озеленение микрорайона, оснащение дворов детскими площадками, акции милосердия и т.п.)

Таким образом младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Он является сензитивным: - для формирования коллективистских отношений, общественно-ценных мотивов деятельности; - усвоения социальных норм, нравственного развития; - развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.

Педагогическую основу организации коллектива младших школьников составляют:

- умелое предъявление требований к учащимся;

- воспитание ученического актива;

- организация занимательных перспектив в учебной, трудовой, спортивно-оздоровительной деятельности;

- воспитание здорового общественного мнения;

- организация и развитие положительных традиций коллективной жизни.


1.3 Возможности и место игры в формировании коллектива младших школьников

Первые годы в школе сенситивны для развития ребенка, а именно - для становления процессов восприятия, памяти, воображения, мышления.   Именно в деятельности происходит развитие младшего школьника. Наиболее благоприятными для развития является такой вид деятельности, как игра, так как именно в ней проявляются разные стороны развития ребенка. Ведущая деятельность младшего школьника – игра - способствует его всестороннему развитию. Положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности: к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых, в общении. Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов. В игре развивается восприятие, память, воображение, образное мышление. Закладывающаяся у младшего школьника способность оперировать образами действительности в уме, создает основу для перехода к сложным формам мышления, творчества. Игра младшего школьника выступает как средство познания мира и сплочения коллектива: через игру ребенок изучает цвет, форму, свойства окружающих предметов, учится взаимодействовать с другими детьми, то есть в ней закладываются благоприятные предпосылки для развития коллективизма [17].

  В игровой деятельности происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память. Разыгрывая роли, изображая те или иные события, дети размышляют над ними, устанавливают связь между различными явлениями. Они учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом. Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Необходимость объясняться со сверстниками стимулирует развитие рефлексивного мышления. Игра как ведущая деятельность имеет особое  значение для развития рефлексивного мышления. Игра ведет к развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в  процесс общения. В игровой деятельности ребенок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложится в основу развития воображения. Иными словами, в игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии, и в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности. Большинство психологов придают чрезвычайно большое значение игре в психическом развитии ребенка. Понимание этого значения решающим образом зависит от взглядов на сущность игры и в конечном счете от общеметодологических установок авторов.


 Компьютеризация и телевидение заменили живое общение в игре взрослого и ребенка. Принцип игры применяется все реже. У детей возникает стихийный интерес к игре, выражающийся часто в том, что дети играют в плохие, иногда - в жестокие игры. Эти процессы негативно сказываются на всех детях, но особенно - на детях, воспитывающихся в детских домах и интернатах. Их жизнь в семьях была лишена нормального развития, была лишена игры. Детские психиатры, сталкиваясь с нарушениями здоровья ребенка, особенно с отклонениями в психике, иногда ставят диагноз: "Дети в детстве не доиграли". Появилось даже выражение - "игровая дистрофия детей". Последствия этого иногда необратимы. Не случайно появилась отрасль медицины и психологии - игротерапия.

При выборе игры необходимо учитывать возраст, особенности физического развития ребенка. Игра предполагает коллектив, в котором не только легче усваиваются игровые правила, но и закладываются этические нормы поведения. Психологами и педагогами установлено, что, прежде всего, в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Происходит это благодаря тому, что в игре ребёнок стремится воссоздать широкие сферы окружающей действительности, выходящие за пределы его собственной практической деятельности, а сделать он это может только с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи. Расширение игры (воссоздание всё более сложных действий и событий из жизни взрослых, их отношений) и невозможность реализовать его только через предметные действия с игрушками влечёт за собой переход к использованию изобразительных, речевых и воображаемых действий (совершаемых во внутреннем плане, “в уме”). В игре у ребёнка закладывается способность оперировать образами действительности, что, в свою очередь, создаёт основу для дальнейшего перехода к сложным формам творческой деятельности. Кроме того, развитие воображения важно само по себе, ведь без него невозможна никакая, даже самая простая человеческая деятельность [11].

Большое влияние оказывает игра на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми. Кроме того, что ребёнок, воспроизводя в игре взаимодействие и взаимоотношения взрослых, осваивает правила, способы этого взаимодействия в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовать их с другими детьми. Нет нужды объяснять, насколько все эти качества необходимы ребёнку в дальнейшей жизни, и, в первую очередь, в школе, где он должен включаться в большой коллектив сверстников, сосредотачиваться на объяснениях учителя в классе, контролировать свои действия при выполнении домашних заданий. Иными словами, взрослые должны сознавать, что игра вовсе не пустое занятие, она не только доставляет максимум удовольствия ребёнку, но и является мощным средством его развития, средством формирования полноценной личности. Через игру и в игре постепенно видоизменяется сознание ребенка, он приучается к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и с взрослыми, формируются  качества личности, необходимые будущему школьнику. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Все это необходимо коллективу первоклассников.


 Часто игры соотносят с содержанием обучения: игры по сенсорному восприятию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой и другие. Иногда игры соотносят с материалом:

 1. Игры с предметами (игрушки, природные материалы и т.д.) наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребёнка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними.

2. Настольно–печатные игры, также как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям даётся не сам предмет, а его изображение. Как и дидактическая игрушка, настольно-печатная игра хороша лишь в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы.

3.  Словесные игры наиболее сложны, Они не связаны с непосредственным восприятием предмета. В них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребёнка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки.

 Можно группировать игры и так:

1. Игры-путешествия

2. Игры-поручения

3. Игры-предположения

4. Игры-загадки

5. Игры-беседы

1)   Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат:решить задачу, чему-то научиться.Игры-путешествия развивают внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.

 2)   Игры-поручения. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения (собрать вместе все предметы одного цвета, разложить предметы по величине, форме).

 3)   Игры-предположения. “Что было бы… ?” или “Что бы я сделал…?” и др. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача  и создаётся ситуация, требующая осмысления последующего действия. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей.

4)   Игры-загадки используются для проверки знаний, находчивости. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребёнка.

5)   Игры-беседы (диалоги). В их основе лежит общение учителя с детьми, детей с учителем и детей между собой. Игра-беседа воспитывает умение слушать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредотачивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение.