Файл: Практическое задание Шалманова Татьяна Александровна.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 6
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое задание 3. Шалманова Татьяна Александровна
1. Сделайте сравнительную характеристику индивидуальной психологии А. Адлера и аналитической психологии К. Юнга. Ответ предоставьте в свободной форме. | |||
А. Адлер | К. Юнг. | ||
Адлер дал своей теории название «индивидуальная психология», поскольку в латыни «Individuum» означает «неделимый», сущность, которую нельзя разделить. Адлер утверждал, что вся динамика психологической жизни личности подчинена достижению его целей – сознательных или неосознаваемых. Адлер подчеркивает значимость общих переживаний и ценностей, без которых личности трудно превратиться в полноправного члена общества, а также особую роль отводит ощущению неполноценности и стремлению добиться признания общества. Основные принципы:
В основании теории личности Адлера лежит ограниченное количество ключевых понятий и принципов. 1) Чувство неполноценности и компенсация, 2) стремление к превосходству, 3) стиль жизни, 4) социальный интерес, 5) творческое «Я», 6) порядок рождения, 7) фикционный финализм - поведением человека управляют его ожидания в отношении будущего. | Теория К.Г. Юнга, получила название «аналитическая психология». Разделял общий фрейдовский подход к психике личности как многоуровневой, но отвергает пансексуалистскую трактовку либидо как основу поведения личности. Основное проявление психической структуры личности и источник её конфликтов в общении является не либидо, а «психическая энергия как таковая». Подчёркивает своеобразие психической энергии, её несводимость к биохимическим процессам мозга, настаивает на её личностной природе, которая не творится человеческим индивидом по произволу, а сама реформирует (преобразует) его в процессе пробуждения феномена сознания. Юнг полагал, что структура личности состоит из трех компонентов: 1) коллективного бессознательного; 2) индивидуального бессознательного; 3) сознания. Коллективное бессознательное – это своего рода «память поколений», то психологическое наследство, с которым ребенок появляется на свет. Коллективное бессознательное состоит из архетипов, которые организуют психологический опыт индивида. Индивидуальное бессознательное, которое аналогично фрейдовскому бессознательному. Забытые и подавленные эмоции, мысли, воспоминания. Сознание – эго, включающее все то, что человек вполне осознает. Эго ответственно за чувство преемственности, непрерывности опыта жизни. Психоаналитическая концепция Юнга признает психику саморегулирующейся, помогающей человеку полноценно жить системой. У депрессии и тревоги, к примеру, он признает полезные качества: эти состояния привлекают внимание человека к дисбалансу в психике. | ||
2. Выделите основные моменты психоаналитического учения З. Фрейда. | |||
Основатель – родоначальник психоанализа (глубинной психологии) - Зигмунд Фрейд. Основными положениями психоанализа по Фрейду являются: Конфликты между сознанием и бессознательным. Эти конфликты приводят к неврозу, страху, депрессии и другим расстройствам психики. На основе иррациональных бессознательных влечений формируется поведение человека, его опыт и знания. Человек, который пытается осознать свои влечения, сам того не ведая, включает защитные механизмы, которые мешают процессу осознания. Можно нейтрализовать влияние бессознательного через осознание его. Фрейд выделил в психике три уровня: - сознательный - подсознательный - бессознательный В структуре личности видел три составляющие, три пласта: Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я). Ид – представляет собой вместилище инстинктов, именно «оно» отвечает за выживание в реальном мире, отвечает за обеспечение наших базовых потребностей. Фрейд считал, что эта часть психики находится полностью в бессознательном. Эго (Я) – развивается в первые три года жизни, причина развития – необходимость во взаимодействии с внешним миром. В этот период происходит постепенное формирование стратегий поведения с учетом внешних обстоятельств. Фрейд считал, что эта часть психики находится и в сознании, и в предсознании, и в бессознательном Супер-Эго (Сверх-Я) – формируется примерно к 5 годам и содержит совокупность моральных принципов, усвоенных в процессе воспитания, совесть человека. Чем больше противоречий, тем сильнее выражен личностный конфликт, выйти из которого человеку помогают различные способы психологической защиты. Наиболее распространенными защитными механизмами являются вытеснение, сублимация, рационализация и регрессия, проекция. Фрейд выделил стадии раннего детского развития: - оральная – с рождения до 1 года – отделения себя от материнского тела - анальная – от 1 года до 3 лет – приучение к туалету (самоконтроль) - фаллическая – от 3 лет до 6 лет – идентификация со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания - латентная – от 6 лет до 12 лет – расширение социальных контактов со сверстниками - генитальная – пубертат (половое созревание) – расширение социальных контактов со сверстниками. Установление интимных отношений или влюбленность; внесение своего трудового вклада в общество. 3. Изобразите пирамиду потребностей А. Маслоу. Согласны ли вы с иерархичностью потребностей в данной пирамиде? Может ли человек реализовать высшие потребности, минуя реализацию базовых потребностей? | |||
Физиология Безопасность Любовь и принадлежность Уважение и признание Творчество и познание Эстетика Самоактуализация | Удовлетворение жизнедеятельности организма Чувство защищенности и комфорта, защита от внешних угроз и собственных страхов Общение, привязанность, семья, дружба — социализация Желание быть важным и получить признание в обществе Стремление к новым знаниям Поиск гармонии и радости через искусство и красоту Поиск смысла жизни, переосмысление ценностей | Сон, еда, естественные нужды, здоровье, секс Крепкие стены и крыша над головой, защита дома от ЧП, страховка на дом или жизнь Поиск друзей и партнера, создание семьи, уверенность, что человека поймут и примут таким, какой он есть Заработать больше и показать свой статус, добиться успеха Путешествия, второе образование и семинары, повышение квалификации Изучение культуры других стран, поход в музеи и театры, творчество и коллекционирование Реализация мечты, анализ духовных ценностей, поиск себя и развитие талантов | |
Первичные или физиологические нужды у человека заложены с рождения. Это то, что помогает ему существовать — еда, вода и движение. Вторичные или психологические мотиваторы приходят с опытом и развитием человека: успех, уважение, власть, причастность к чему-либо и стремление к благосостоянию. Важно обратить внимание, что пока индивид не удовлетворит базовые желания: физиологические потребности и обеспечение безопасности — ему будет сложно думать о высших стремлениях. Преимущества теории Маслоу Она позволяет упорядочить потребности и объяснить простым языком, в чем нуждается человек. Является основой для создания теорий мотивации. Влияет на все сферы человеческой жизни — ее применяют и в бизнесе, и в повседневной жизни. Помогает понять ценности людей. Удобна для самоанализа, чтобы разобраться в мыслях и желаниях, а также структурировать свои цели. Недостатки теории Маслоу Нет способов эмпирически измерить степень удовлетворения, а значит — теория не может считаться доказательной. Пирамида — упрощенная система она не подойдет для всех и каждого, нужно дополнительно сегментировать желания людей. Модель не учитывает культурные различия и особенности. Также в силу объективных причин, а именно изменения образа жизни человека, она уже устарела и требует доработки и актуализации. Теория не объясняет того, как удовлетворенная потребность может повторно мотивировать человека. Исследование также не помогает в изучении неординарных поступков, а именно — не может объяснить их мотивы. Согласно теории, человек удовлетворяет желания снизу вверх, но он постоянно нуждается в еде, а это значит, что существует и обратная зависимость. | |||
4. Какая из теорий личности, представленных в модуле, больше Вам импонирует и почему? | |||
Каждая теория, представленная в данном модуле, имеет свои плюсы и минусы, с моей точки зрения. Мне больше импонирует теория Карла Роджерса – гуманистическая психология. 1. Принципиальной позицией Роджерса было то, что человек в своей основе несет позитивный заряд и стремится к совершенству, а конкретно — к большей самостоятельности, зрелости и актуализации своих возможностей, что же касается деструктивного поведения, которое демонстрирует довольно много людей, то оно возникает вследствие игнорирования этими людьми своей настоящей внутренней природы. Главным мотивом человека на протяжении всей его жизни, это стремление к самоактуализации с целью становления полноценной личности и, если человек действительно пытается достичь этого в своей жизни, то он живет, глубоко чувствуя свое существование и наслаждаясь каждым его моментом. И такой жизненный путь и есть истинное предназначение каждого человека и, только целеустремленно идя по нему, индивид может достичь того, что называют счастьем полной жизни. Самоактуализация для Роджерса не была некой единственной и окончательной целью или конечным состоянием совершенства, достигнув которого можно было бы остановиться. Он считал, что это непрерывный процесс развития, в котором всегда остается то, куда можно и нужно стремиться. Чтобы показать насколько очевиден такой подход, он приводил примеры, показывающие стремление человека к самоактуализации. Например ребенок, который только учится ходить постоянно падает, но несмотря на это, упорно продолжает этот процесс до тех пор, пока не встанет на ноги, спортсмен постоянно проводит время в тяжелых тренировках, чтобы улучшить свое время в беге на доли секунды, альпинист, невзирая на холод и опасности упорно идет к вершине. И это движение к саморазвитию часто бывает связано с борьбой и страданиями, но побудительный мотив настолько силен, что позволяет человеку проходить через все эти препятствия и достигать своей цели. 2. Мы могли получить психологическую травму в детстве по причине того, что родители подавляли нашу физическую и эмоциональную активность, заставляя вести себя в соответствии с их собственными представлениями. Но со временем, эта травма претерпевает значительную трансформацию и во взрослом возрасте проявляется, например так — человек испытывает недоверие к окружающему миру и уже по этой причине избегает эмоционального контакта. По Роджерсу, именно сегодняшний опыт имеет подлинное значение, именно его и надо осознать и пережить, а вовсе не первоначальное событие, которое к нему привело и давно утратило свою актуальность. Конечно же он не отрицал значение травматических событий прошлого, но считал их второстепенными в сравнении с актуальным опытом «здесь и сейчас». |