Файл: Налоги как цена услуг государства (Возникновение налога и эволюция налогообложения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.2 Стандарты государственных услуг, оказываемых налоговыми органами

Если говорить конкретно о снижении тяжести налогообложения на отечественного товаропроизводителя, то необходимо поставить вопрос о ставках и льготах налога на прибыль. Ведущим фактором развития рыночной экономики является прибыль, получаемая предпринимателем. И от того, какая величина останется в его распоряжении, можно судить либо о сохранении стимулов для развития производства, либо об их отсутствии.

Ставка налога на прибыль и определяет, в какой мере данный налог сочетает в себе стимулирующую и фискальную функции. В промышленно развитых странах ставка налога на прибыль ориентирована, прежде всего, на развитие производства. А вот в менее развитых странах - отсутствуют стимулы для активизации предпринимательских усилий. Хотя решение проблемы экономического роста является главным условием перехода к цивилизованной рыночной экономике. Поэтому, какой бы чрезвычайный характер не носила, сегодня проблема поиска источников доходов для бюджетов всех уровней, но ставку налога на прибыль стоит уменьшать. В конечном итоге восстановленное и работающее производство своими объемами продаж и прибыли компенсирует снижение ставок. «От снижения налогового бремени государство выигрывает больше, нежели от наложения непосильных податей: на освобожденные средства может быть получен дополнительный доход, с которого в казну поступит налог. При этом плательщики с большей легкостью сделают эти платежи, что освободит государство от дополнительных расходов сбор налогов, связанных с наказаниями и вымогательством».

Помимо этого, существует целый ряд действующих экономических условий, под влиянием которых налог на прибыль будет снижаться. Так, отрицательно влияют на размер налога низкая рентабельность производства на большинстве предприятий, проблемы сбыта продукции, спроса и услуги с высоким уровнем затрат, цен и тарифов на энергоносители. Вторая группа факторов - это бартерные операции (запрещенные на внутреннем рынке с 1.04. 00 г.) и неучтенный оборот наличных денег, что позволяет укрывать от налогообложения большие суммы. Серьезный изъян механизма действия налога на прибыль связан с его слабой адаптированностью к инфляционным процессам: он построен таким образом, что дополнительные потери в основном несет не бюджет, а налогоплательщики. Не стоит сбрасывать со счетов и неплатежеспособность многих предприятий.


Так, принципиально изменяется подход к определению налогооблагаемой базы: отменяется в принципе понятие себестоимость при определении налогового обязательства. Прибыль предприятий определяется как разница между доходами и расходами, связанными с извлечением этой прибыли. При этом снимаются очень многие ограничения, предприятию разрешается выводить из-под налогообложения все обоснованные и документально подтвержденные расходы, перечень которых должен быть подробно расписан в действующем законодательстве.

Предлагается новая амортизационная политика. И это как раз тот инвестиционный стимул, который должен проявить себя в полной мере.

Так, с ее помощью государство будет поддерживать обновление основных фондов. Предполагается коренным образом изменить механизм амортизации, перейти от индивидуальных сроков амортизации к групповым. При этом нормы амортизации увеличиваются по сравнению с действующими, а амортизация автоматически становится нелинейной, т.е. в первые месяцы, первые годы можно будет списать значительно большую часть стоимости на затраты и уменьшить налогооблагаемую прибыль (впрочем и прибыль тоже). Предполагается дифференцированный подход в зависимости от того, новое оборудование или старое. Старое оборудование будет иметь меньшие нормы амортизации.

Предполагается значительно более либеральный порядок переноса убытков на будущее.

Предусматривается также уплата налогов исходя из фактических результатов, отменяются правила расчета некоторых авансовых платежей.

Для малого бизнеса, где число работников небольшое и обороты тоже не очень большие, предлагается сохранить усовершенственную систему уплаты налога по патентам.

Одной из стратегических направлений развития налоговой системы, определенной в Стратегии развития налоговой службы Республики Казахстан, является обеспечение удовлетворенности общества деятельностью органов налоговой службы Налоговый комитет по городу Алматы

Данное стратегическое направление планируется реализовать путем достижения двух целей – повышения информированности общества в налоговых вопросах и повышения качества предоставляемых налоговых услуг В 2005 году Налоговый комитет МФ РК был определен одним из пилотных государственных органов, участвующих в совместном проекте Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и Представительства Европейской комиссии в Республике Казахстан. Проект назывался "Содействие разработке стандартов предоставления ГУ", был рассчитан на два года, финансировался за счет средств Европейской комиссии и имел целью оказание содействия государственным органам и акиматам – участникам проекта в разработке документов по разъяснению порядка получения услуг их потребителям. В рамках данного проекта было принято решение назвать такие документы регламентами предоставления государственных услуг. Так, в рамках данного проекта Налоговым комитетом МФ РК были утверждены пилотные регламенты предоставления государственных услуг по 25 налоговым услугам. Утвержденные регламенты были опубликованы в средствах массовой информации, размещены на web-портале Налогового комитета МФ РК, информационных стендах центров приема и обработки информации налоговых органов, а также раздавались налогоплательщикам в виде брошюр. При разработке регламентов предоставления государственных услуг за основу был принят международный опыт, пропагандирующий предоставление разъяснения по порядку оказания услуги на понятном и доступном языке. Понимая необходимость и важность повышения качества оказываемых государственных услуг, главой государства Республики Казахстан во многих программных документах перед государственными органами поставлена задача по повышению качества оказываемых государственных услуг. Во исполнение данного поручения главы государства в 2007 году Министерством юстиции Республики Казахстан совместно с Агентством Республики Казахстан по делам государственной службы проведена работа по приведению в соответствие действующего законодательства. Так, законом Республики Казахстан от 18 июня 2007 года № 262-III в Закон Республики Казахстан "Об административных процедурах" внесены дополнения в части определения понятий "государственная услуга", "стандарт оказания государственной услуги", "регламент оказания государственной услуги" и "реестр государственных услуг". Согласно внесенным дополнениям под государственными услугами понимается деятельность, направленная на обеспечение прав, свобод и защиты законных интересов физических и юридических лиц, осуществляемая государственными органами, иными государственными учреждениями, государственными предприятиями, физическими и (или) юридическими лицами в рамках реализации бюджетных программ (подпрограмм). Стандарт оказания государственной услуги – нормативный правовой акт, устанавливающий нормативные значения показателей количества, качества и доступности государственной услуги, порядок взаимодействия с физическими и юридическими лицами и иные нормы, обязательные для выполнения, обеспечивающие право физических и юридических лиц на получение государственных услуг установленного количества и качества. Регламент оказания государственной услуги – нормативный правовой акт, определяющий порядок деятельности государственных органов, иных государственных учреждений и государственных предприятий, их структурных подразделений, а также должностных лиц по оказанию государственной услуги. Реестр государственных услуг – перечень государственных услуг, оказываемых на республиканском и местном уровнях, включающий группы и подгруппы однородных услуг, с указанием государственных органов, иных государственных учреждений и государственных предприятий, обеспечивающих их предоставление. Согласно пункту 2 статьи 9-1 указанного Закона по вопросам организации и порядка внутренней деятельности и деятельности во взаимодействии с физическими и юридическими лицами по оказанию государственной услуги государственный орган принимает стандарт и регламент оказания государственной услуги. Стандарт и регламент оказания государственной услуги принимаются по каждой государственной услуге, входящей в компетенцию государственного органа. При этом в соответствии с пунктом 3 данной статьи стандарт и регламент оказания государственной услуги разрабатываются на основе типовых стандартов и регламентов, утверждаемых правительством Республики Казахстан. Постановлениями правительства Республики Казахстан от 30 июня 2007 года № 558-559 утверждены типовые стандарт и регламент оказания государственной услуги. Также постановлением правительства Республики Казахстан от 30 июня 2007 года № 561 утвержден Реестр государственных услуг, оказываемых физическим и юридическим лицам, в который включены 15 налоговых услуг. Однако в связи с тем, что в Реестр государственных услуг включены услуги по регистрации физических и юридических лиц, их имущества, услуги в области социальной защиты, а также по выдаче справок, утвержденный Реестр будет дополняться услугами в части разрешений, лицензирования и т.д. Так, к настоящему времени Налоговым комитетом МФ РК разработаны и утверждены приказом министра финансов Республики Казахстан от 19 декабря 2007 года № 469 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 5079) стандарты оказания государственных услуг по следующим 15 налоговым услугам: - регистрация налогоплательщиков Республики Казахстан - регистрация плательщиков налога на добавленную стоимость (НДС) - регистрация индивидуальных предпринимателей - регистрация налогоплательщиков в качестве "электронных налогоплательщиков" - присвоение персонального идентификационного номера (ПИН-код) – на товары производителей и импортеров некоторых видов подакцизной продукции и мазута - регистрация объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением - регистрация и снятие с учета контрольно-кассовых машин с фискальной памятью (ККМ с ФП) - выдача справок об отсутствии (наличии) налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам, социальным отчислениям, выписок из лицевого счета - выдача справки о суммах полученных доходов из источников в Республике Казахстан и удержанных налогов - заверение резидентства налогоплательщиков - прием налоговой отчетности - проведение зачетов и возвратов уплаченных сумм налогов, других обязательных платежей в бюджет, пени - возврат НДС по оборотам, облагаемым по нулевой ставке - возврат подоходного налога, удержанного у источника выплаты - решение об изменении срока уплаты налогов. Стандарты оказания государственных услуг – это документ, предназначенный для потребителя налоговых услуг – налогоплательщика, разъясняющий порядок получения той или иной налоговой услуги, включая: - сроки получения услуги - документы, необходимые для получения услуги - контактные данные работников налоговых органов, к которым можно обратиться за получением данной услуги, а также в случае необходимости обжалования процесса оказания услуги - порядок получения услуги в электронном виде - информация об оплате услуги (если предусмотрена оплата услуги) - дополнительные услуги, сопутствующие получению услуги - ключевые показатели качества услуг (своевременность, качество, доступность услуг, процесс обжалования и вежливость). При этом в стандартах указываются три ключевых показателя качества услуг: - текущий – то, где мы находимся в настоящее время - целевой – то, к чему предполагаем прийти в следующем году путем улучшения качества предоставления услуги - стандарт – идеальное значение качества, которое мы должны будем стремиться достичь. Недостижение запланированного уровня показателей качества определенной услуги свидетельствует о ненадлежащем исполнении (неисполнении) поставленных на конкретный период задач. Проведенное в прошлом году обследование мнения налогоплательщиков позволило не только определить текущий уровень удовлетворенности субъектов предпринимательства и физических лиц качеством работы налоговых органов, но и поставить конкретные цели на ближайшие пять лет. Таким образом, целевой и стандартный показатели качества налоговых услуг определены через независимое исследование мнения потребителей налоговых услуг. Со стандартами оказания налоговых услуг может ознакомиться любой желающий в разделе "Налоговая консультация" сайта Налогового комитета МФ РК по адресу: www.salyk.kz, а также в центрах приема и обработки информации налоговых органов. При этом со второго полугодия 2008 года стандарты оказания налоговых услуг можно получить в любом налоговом органе в виде брошюры. Внедрение стандартов оказания услуг позволит повысить налоговую культуру налогоплательщиков, предоставлять налогоплательщикам раскрытую, полную и достоверную информацию, а также является инструментом обеспечения открытости и прозрачности деятельности налоговых органов


Заключение

Как видно из настоящей работы налоги - это обязательные, безвозмездные платежи, взимаемые с граждан и юридических лиц, в установленных законом размерах и установленные сроки, в целях финансового обеспечения государства и его территориального образования.

Существует много видов налогов, а также функции, среди которых важную роль играет фискальная функция, за счет которой пополняется бюджет государства.

На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства. Новым является то обстоятельство, что от уплаты подоходного налога никто не освобождается, хотя многим категориям граждан предоставляются значительные льготы. Огромное количество проблем и вопросов вызывает налогообложение предпринимателей. Семьи, имеющие детей и иждивенцев, будут платить меньше, чем холостые и малосемейные граждане. Меняется порядок уплаты налога. Как и в других странах, многие граждане России по истечении года будут подавать налоговые декларации в государственные налоговые инспекции по месту жительства, для чего необходимо каждому вести точный учет своих доходов, размер уплаченных в ходе календарного года налогов, хорошо знать налоговые льготы. Знание налогового законодательства перестает быть уделом узкого круга специалистов и становится обязательным для каждого гражданина России.

Налоги - это и есть цена услуг государства, к примеру, у нас есть добросовестные и недобросовестные граждане, которые пользуются услугами государства и не платят налоги, что приводит к негативным последствиям, а те которые не нарушают закон, свободно пользуются всеми услугами предоставляющими государством. А также не знание закона также не освобождает граждан от ответственности. Как указывал А. Смит «подданные государства должны участвовать в покрытии расходов Правительства, каждый по возможности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной государства». Ведь заплатив налоги, мы гарантируем себе процветающее будущее.

Пока не будет выработано авторитетной целостной концепции реформирования налогообложения и его правовой формы, результаты любых изысканий в этой сфере останутся не более чем точкой зрения отдельных коллективов и специалистов. В настоящее время на роль нового, профессионально составленного, с учетом предыдущих ошибок и неудач, налогового законодательства претендует Налоговый кодекс, разработанный Правительством РФ, однако, он не лишен недостатков. Проблем в сфере налогообложения накопилось слишком много, чтобы их можно было решить в том порядке, в котором они решались, отдельными указами и поправками. Лишь незначительная их часть будет так или иначе решена в недалеком будущем.


Налоговое законодательство нашей страны оставляет желать лучшего.

Список использованной литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части I и II. - М.: ИНФРА - М, 2005.

2. Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27. 12. 1991 г. №2118-1

3. Налоговая система России. Учебное пособие./Под ред. Д. Г. Черника, А. З. Дадашева. - М.: АКДИ, 2002.-356с.

4. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник. - М.:МЦФЭР, 2005.-350с.

5. Пушкарева В. М. Госбюджет. Налоги. - Орехово-Зуево, 2007

6. Химичева Н. И. Налоговое право: Учебник.- М.,2007.- 130с.

7. Русаков И. Г. Налоги и налогообложение. М., Высшая школа. 2008

8. Качур О. В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие/М.: КНОРУС, 2007. - 304с.

9. Налоги и налогообложение: Учебное пособие для сред. проф. учеб. заведений/ О. В. Скворцов, Н. О. Скворцова. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 456с.

10. Каширина М. В., Каширин В. А.: Федеральные, региональные и местные налоги и сборы, уплачиваемые юридическими лицами: Учеб. пособие. - М.: БЕК, 2006.- 290с.

11. Петухова Н. Е. История налогообложения в России IX-XX вв.: учебное пособие- М.: Вузовский учебник,2008. -416с.

12. Налоги и налогообложение. 6-е изд./ Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской.- СПб.: Питер, 2007.-496с.: ил. - (Серия «Учебник для вузов»).