Файл: Налоги как цена услуг государства (Возникновение налога и эволюция налогообложения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Об усилении основных функций налога свидетельствует, в частности, тот факт: в начале XX ст. с помощью налогов в доходах многих развитых странах аккумулировалось до 9 % ВВП (в 1913), а в 2000 г. — до 41 % (в Швеции -более 53 %, США — 29 %, Японии — 27 %). В Украине этот показатель (налоговый коэффициент) составлял в 2001 г. приблизительно 25 %[3]. Усиление регулирующей и стимулирующей функций налога оказывается в том, что без активной налоговой политики невозможно установить оптимальное соотношение между способным спросом и предложением, между потреблением и нагромождением и другими макроэкономическими пропорциями, а следовательно, обеспечить относительное равновесие экономической системы. Без исключения значительной частицы дополнительного и необходимого продукта и их последующего деления невозможно обеспечить нормальный процесс воссоздания любого элемента экономической системы, сформировать эффективный хозяйственный механизм, обеспечить плюрализм видов и форм экономической собственности и т.п.

Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

На сегодняшний день налоги делятся на разнообразные группы по многим признакам. Они классифицируются:

по характеру налогового изъятия (прямые, косвенные);

по уровням управления (федеральные, региональные, местные, муниципальные);

по субъектам налогообложения (налоги с юридических и физических лиц);

по объектам налогообложения (налоги на товары и услуги, налоги на доходы, прибыль, прирост рыночной стоимости капиталов, налоги на недвижимость и имущество и т. д.);

по целевому назначению налога (общие, специальные).

Проанализируем прежде всего разделение налогов на прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются непосредственно по ставке или с фиксированной суммы с дохода или имущества налогоплательщика, так что он ощущает их в виде недополучения дохода. К прямым налогам относятся подоходный налог, налоги с физических лиц, налог на прибыль корпораций, имущественный налог, налоги, регулирующие процессы природопользования, и ряд других.

Многие специалисты рассматривают налоговую политику в основном в связи с фискальной функцией, выделяя ее в качестве приоритетной. То есть основной и наиболее важной ее целью является наполнение бюджета или обеспечение органов публичной власти необходимым финансированием, чтобы они могли осуществлять свои функции в полном объеме. При этом отмечается, что налогообложение выполняет регулирующую роль, как с помощью установления льгот, так и через более жесткий подход к взиманию налогов.


В идеале налоговая политика предполагает такое сочетание интересов различных участников отношений, при котором происходило бы выравнивание их экономического положения. Именно поэтому представляется не совсем верным рассматривать налоговую обязанность исключительно с точки зрения наполнения бюджета. В этом смысле основной задачей финансовой политики является обеспечение гармоничного сочетания интересов различных сторон. В таком контексте фискальная цель может рассматриваться как одна из основных, но не единственная.

Анализ российской действительности на современном этапе позволяет сделать вывод о не всегда оправданном снижении регулирующих и стимулирующих механизмов. Так, для современной налоговой политики, регламентированной законодательством, характерен практически полный отказ от использования льгот. Более распространено применение института налоговых вычетов и освобождений.

Основным отличием здесь является то, что налоговые освобождения применяются, как правило, не к отдельным категориям плательщиков, а к объектам обложения. В Налоговом кодексе Российской Федерации лишь статья 218 выделяет определенные категории лиц, которые обладают правом на получение стандартных вычетов. В остальных статьях они предоставляются, в основном, в связи с возникновением объекта налогообложения.

Важный инструмент — налоговые льготы

В условиях формирования рыночных механизмов «господствующими в государственном управлении становятся не административные, а экономические методы, основанные преимущественно на системе налогов. Роль налогов резко возрастает. Ведь установление основной части льгот связано именно с налогами в различных сферах жизнедеятельности: хозяйственной, предпринимательской, финансовой и социальной, научно-технической и демографической, культурной, благотворительной и т.п. Льготы есть, прежде всего, социальная мера, в этом проявляется их общественная ценность. В сегодняшней весьма неблагоприятной социально-экономической ситуации требуется радикальное изменение системы льгот, с тем, чтобы преодолеть нарастание негативных тенденций в этой сфере и поддержать нуждающиеся в социальной защите многочисленные слои населения» [1].

На наш взгляд, установление налоговых льгот является одним из основных инструментов выравнивания положения различных участников экономических отношений либо служит своего рода стимулом для развития приоритетных отраслей. При этом вопрос о целесообразности и эффективности льгот является, скорее, проблемой результативности действий органов власти.


Регулирующая функция налогообложения

Не всегда следует идти по пути пресечения различных налоговых полномочий посредством законодательства о налогах и сборах. Скорее всего, данная проблема может быть решена при условии модификации концептуальных подходов к изменению существующих и введению новых институтов. Они должны ограничивать неоправданный произвол со стороны органов управления, устанавливать механизмы их ответственности за принимаемые решения.

Таким образом, одной из основных задач налоговой политики государства является создание на уровне федерального законодательства механизмов, предоставляющих органам власти субфедерального уровня четко определенную экономическую самостоятельность. По крайней мере, в части определения полномочий по автономному определению и финансированию приоритетных направлений своего развития, а также в части закрепления за ними полномочий по использованию регулирующих механизмов. Например, посредством предоставления налоговых льгот и освобождений по налогам и сборам, установленных законодательными актами соответствующего уровня и поступающих в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации.

Причем такая самостоятельность, на наш взгляд, должна, прежде всего, соотноситься с полномочиями органов власти регионального уровня устанавливать оптимальное количество налогов и сборов (в сферах, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством к их полномочиям). Кроме того, во власти федерального законодательства находится установление необходимых ограничений, которые способствовали бы недопущению злоупотребления субъектами федерации своими налоговыми полномочиями, а также осуществлению ими надлежащего налогового администрирования.

При этом следует иметь в виду, что регулирующая функция налога проявляется не только при установлении льгот, вычетов или освобождений. Важное значение при осуществлении государственного регулирования налоговых отношений также имеет то, каким образом в законодательстве осуществляется соотношение облагаемого объекта, налоговой базы и ставки. Посредством их изменения государство также может оказывать определенное регулирующее воздействие.

3. Налоги, как цена услуг государства


3.1 Роль налогов в формировании доходов государства

Одним из источников поступления доходов в бюджет являются налоги. В современных условиях налоги призваны заменить ранее существовавшую систему планового распределения прибыли государственных предприятий: в бюджет изымалась ее часть, оставшаяся после формирования в соответствии с установленными нормативами различных производственных и непроизводственных фондов. В условиях многообразия форм собственности данная система неприменима, поскольку не обеспечивает разных условий хозяйствования предприятий различных организационно-правовых форм собственности. Налогообложения прибыли лишено этого недостатка и не препятствует рыночной конкуренции. Налоги стали основным источником доходов государственного бюджета. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2002 год» за счет налогов формируется более 70% бюджета.

Кроме налогов, в бюджет поступают доходы от продажи государственной собственности, от внешнеэкономической деятельности, доходы государственных целевых бюджетных фондов и другие. Общая концепция налоговой политики сводится к обеспечению возрастающих поступлений ресурсов с целью снижения бюджетного дефицита, при этом преимущество в налоговой системе отдается косвенным налогам, которые наиболее полно выполняют фискальную функцию.

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжении государства, поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями – фискальной и экономической. С помощью первой формируется бюджетный фонд; реализуя вторую, государство влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопления капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог-это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчислениях которых реализуются определенные принципы, образует налоговую систему страны.


Сегодня налоговая система призвана реально влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и одновременно служить барьером на пути социального обнищания низкооплачиваемых слоев населения. К числу наиболее важных принципов, которые должны быть реализованы в налоговой системе, относятся:

  • разумное сочетание прямых и косвенных налогов, использование разнообразных их видов, позволяющее учесть как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы. В период обострения кризисной ситуации в экономике лучше иметь много источников пополнения бюджета со сравнительно низкими ставками и широкой налогооблагаемой базой, чем один-два вида поступлений с высокими ставками изъятия;
  • универсализация налогообложения, обеспечивающая, во-первых, одинаковые для всех плательщиков требования к эффективности хозяйствования, не зависящие от видов собственности, организационно-правовых форм хозяйствования и т.д., а, во-вторых, одинаковый подход к исчислению величины налога вне зависимости от источника полученного дохода, сферы хозяйствования, отрасли экономики;
  • однократность обложения, состоящая в том, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только раз за определенный законом период;
  • научный подход к определению конкретной величины ставки налога, состоящий в обосновании той доли изъятия, которая позволит субъекту налога иметь доход, обеспечивающий ему нормальное развитие. Научный подход исключает как механический перенос на нашу страну ставок налогообложения, используемых в других странах, так и сугубо фискальный подход к их установлению;
  • дефференциация ставок налогообложения в зависимости от уровня доходов, которая, тем не менее, не должна превращаться ни в запретительную прогрессию, ни в индивидуализацию ставок, противоречащую основам рыночного хозяйствования;
  • стабильность (устойчивость) ставок налогообложения, действующих в течение довольно длительного периода и прироста исчисления платежа;
  • использование системы налоговых льгот, реально стимулирующих процессы инвестирования средств в предпринимательскую деятельность и одновременно реализующих принцип социальной оправданности, в том числе гарантирующих гражданам прожиточный минимум. Льготы не должны устанавливаться для конкретных плательщиков, они едины для всех;
  • четкое разделение налогов по уровням государственного управления: федеральные, республиканские и местные.