Файл: диплом разработка стратегии экономическоя безопасности агрофирмы биокор-с.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 130

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
    1. Подходы к формированию стратегии экономической безопасности

В настоящее время ведение бизнеса, которые характеризуются переломными обстоятельствами, политической нестабильностью и несовершенством законности, неимением аргументированной концепции реформ, криминализации бизнеса, возникает потребность в изучении и улучшении методических подходов к развитию и обеспечению экономической безопасности сельскохозяйственной деятельности организации [12].

Следует отметить, что сформировать индивидуальную систему экономической безопасности невозможно, так как любая организация неповторима, обладает собственными характерными чертами функционирования, способностями и возможностями и нацелена на конкретный сектор рынка.

Деятельность концепции экономической безопасности учитывает исследование данных, диагностики угроз, а также возможностей, поиск наиболее лучших решений и защиту объектов. Процедура формирования и развития системы финансовой безопасности связан с постоянными информационными потоками.

Концепция экономической безопасности и ее взаимосвязи с внутренней и внешней средой изображены на рисунке 4.

От системы экономической безопасности во внешнюю среду поступают требования относительно нужных данных, кроме того сведения об организации путем реализации хозяйственных работ, размещения рекламы, СМИ и публикации статистической отчетности [19].

К системе экономической безопасности от руководства компании поступают требования относительно тактики работы предприятия, подтверждение управленческого решения, а также прогнозирования его результатов. Устанавливаются величины рисков и их нейтрализация, кроме того решения относительно предоставления сбалансированной концепции экономической безопасности организации.

Рисунок 4 – Взаимосвязь системы экономической безопасности

Таким образом, взаимосвязь системы экономической безопасности с внутренней и внешней средой гарантируется существованием большого числа информационных каналов.

Предоставляемые канала для трех типов развития системы экономической безопасности: централизованного, децентрализованного и смешанного, изображены на рисунке 5.

Рисунок 5 – Информационные каналы


Можно сделать вывод о том, что развитие системы экономической безопасности в организациях должно основываться на единых и специфических принципах. Они должны аргументировать потребность формирования централизованной, децентрализованной и смешанной систем [13].

Проведение изучения дает возможность установить, что ключевыми свойствами системы экономической безопасности являются: контролируемость, целенаправленность, доступность, универсальность, неоднородность, а также адаптивность [9].

При этом, в ходе изучения установлено, что на сегодняшний день не имеется общепринятый многофункциональный подход к развитию системы экономической безопасности, который бы принимал во внимание весь диапазон ее свойств, многогранность.

Классификация может включаться следующие подходы, изображенные на рисунке 6.

С точки зрения структуры, набора подразделений и центров ответственности

С точки зрения функциональных составляющих (компонентов) СЭБ

С точки зрения выполняемых задач и функций управления ЭБ

С точки зрения портфеля угроз, опасностей и рисков, основных характеристик объектов защиты

С точки зрения набора элементов ЭБ

Подходы к формированию структуры СЭБ

С точки зрения процессов обеспечения ЭБ

С точки зрения технологий управления угрозами ЭБ

С точки зрения системного (субъектно-объектного) подхода

С точки зрения уровней СЭБ объекта

Рисунок 6 – Подходы к формированию структуры системы экономической безопасности организации

Можно также применить и другую группировку угроз. К примеру, такая группировка может быть выстроена согласно предмету посягательства/угрозы. Подобными объектами могут стать финансы, персонал, сведения, технологические процессы и деловая репутация [20].

С учетом процессного подхода можно отметить следующие блоки системы экономической безопасности:

Идентификация угроз


Управление угрозами

Анализ угроз

Измерение угроз

Диагностика угроз

Рисунок 7 – Структура системы экономической безопасности

с точки зрения процессного подхода

С точки зрения сущностной, системы экономической безопасности может представляться как комплекс взаимозависимых систем–оценки (характеристик и показателей), инструментальной (система многостороннего развития, ее компоненты, обеспечивающие меры и события), а также субъектов (аппарат власти и руководство организации).

С точки зрения технологии управления угрозами, система экономической безопасности может быть изображена как комплекс элементов, направленных на те либо иные функции управления (маркетинга).

Эта структура изображена на рисунке 8.

В случае если в хозяйственной системе в целом акцентируют микро- (организация) и макро- (государство в целом) степени, к которым в расширенном виде прибавляются мезо- (отрасль либо регион), а также мега- (мир в целом) степени, в таком случае на уровне организации предполагаются к выделению другие степени, отталкиваясь от структуры экономических интересов, которые могут принести ущерб в случае осуществления угроз экономической безопасности [22].

Формирование стратегии и политики обеспечения ЭБП

Определение методов идентификации, анализа, измерения интересов, угроз ЭБП

Идентификация интересов, требующих защиты, угроз, элементов ЭБП

Создание системы мониторинга и диагностики угроз ЭБП

Построение механизмов обеспечения ЭБП, управления угрозами и ЭБП в целом

Разработка и реализация стратегий и программ обеспечения ЭБП

Организация, регулирование, мотивация и стимулирование

Информационно-аналитическая поддержка менеджмента

Рисунок 8 – Структура системы экономической безопасности (менеджериальный подход)

Кроме того, могут быть выделены качественные и количественные свойства системы экономической безопасности организации. Они находятся в зависимости от особенностей внешней среды организации, отличительных черт самой организации (типа, количества, расположения подразделений, уровня интеграции, масштаба, цифровизации, характер рискованности работы, структуры жизненного цикла, бизнес-процессов, концепции, организации и манеры управления, ресурсов, компетенции, выдержки, штата работников) от его взаимодействия с причастными сторонами (государством, владельцами, контрагентами, потребителями, конкурентами) и прочее.


Таким образом, система экономической безопасности организации включает уровень владельцев, степень менеджмента, уровень работников, степень взаимодействия с контрагентами, уровень потребителей и степень взаимодействия с государством.


    1. Нормативно-правовое регулирование стратегии экономической безопасности

В настоящее время экономическая обстановка в мире, социально-экономическое развитие, а также политическое положение Российской Федерации требует от государства высокого внимания к обеспечению его финансовой безопасности [18].

Не спроста обширный спектр вопросов ее обеспечения, развития надлежащей системы, а также эффективного инструментария защиты от опасностей экономической безопасности вышли на первое место в научных изучениях и находятся во внимании властей абсолютно всех уровней.

В настоящий момент Российская Федерация столкнулась с рядом финансовых проблем, из числа которых можно отметить следующее: инертность российского изготовления, проблемы с введением в большинстве отраслей экономики инноваций, а также ноу-хау.

Кроме того, явная связь Российской Федерации от иностранных технологий. Отмеченные трудности актуализируют изучение экономической безопасности на современном уровне государственного формирования.

На сегодняшний день имеется широкая правовая база, в той или другой степени регулирующая вопросы, сопряженные с экономической безопасностью. Самое главное, необходимо упомянуть об Указе Президента РФ «О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» от 13.05.2017 года №208 [1].

Важность отмеченного нормативного-правового акта состоит из следующего:

  1. в нем зафиксировано официальное объяснение определения «экономическая безопасность», под которым подразумевается «состояние безопасности государственной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором поддерживаются финансовая независимость государства, целостность ее экономического пространства, а также требования с целью осуществления стратегических государственных ценностей Российской Федерации»;

  2. формируются современные угрозы финансовой безопасности. Мировая экономика характеризуется неустойчивостью, а также неопределенностью экономической середины. Борьба на международном рынке увеличивается, а также возникает все больше угроз экономической безопасности, только объединенных вместе с экономическими действиями, существенно оказывающих на нее влияние;

  3. формируются цели, задачи и главные направления общегосударственной политики, сосредоточенной на предоставлении экономической безопасности.