Файл: Система источников предпринимательского права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Субъектами предпринимательской деятельности может быть очень широкий круг граждан (физических лиц) и организаций. Как отмечалось ранее, в первую очередь под субъектами предпринимательской деятельности следует понимать коммерческие организации и частных предпринимателей. Особенностью развития нашей экономики является то, что сейчас около 90 % всех предприятий в России приватизированы и находятся в частной собственности, поэтому и бизнес является преимущественно частным, хотя немалым количеством бизнес-структур владеют государственные и муниципальные органы (образуя федеральные, областные или муниципальные унитарные предприятия либо приобретая крупные пакеты акций акционерных обществ, доли участия в обществах ограниченной ответственности и паи производственных кооперативов).

Закрытый перечень коммерческих организаций дает ст. 50 ГК РФ «Коммерческие и некоммерческие организации», в соответствии с которым к ним относятся следующие виды юридических лиц:

- акционерные общества;

- общества ограниченной ответственности;

- унитарные предприятия (ФГУПы, МУПы и т.п.);

- производственные кооперативы;

- хозяйственные товарищества.

К коммерческим структурам также должны быть отнесены и предприятия, образованные частными предпринимателями. Следует учитывать, что частные предприниматели, независимо от того, осуществляют они производственную или торгово-закупочную деятельность или нет, обязаны представлять налоговую отчетность (иначе предприниматель должен подать заявление в регистрационные органы о прекращении регистрации).

Кроме того, к субъектам предпринимательской деятельности следует отнести и госкорпорации, которых насчитывается сейчас восемь (Фонд содействия ЖКХ, Внешэкономбанк, Росатом и др.). Каждая из госкорпораций создавалась специальным Федеральным законом и имеет статус некоммерческой организации (что представляется не вполне понятным, так как целью создания госкорпораций является, конечно же, деятельность коммерческая).

Правовой режим имущества, которое государство передало госкорпорациям, предполагает сложную (двойную) форму собственности, что также вызывает ряд неразрешимых вопросов. С самого начала порядок формирования и деятельность этих организаций вызвали жесткую критику экспертов в сфере гражданского права. В результате в марте 2010 года на уровне Правительства РФ было принято решение о преобразовании этих организаций в открытые акционерные общества, и эти процедуры должны быть завершены к концу 2014 года. Однако это решение выполнено не было. Что касается государственных компаний, то на сегодняшний день к данной категории отнесена всего одна такая организация – Росавтодор.


Также к субъектам предпринимательства должны быть, вне всякого сомнения, отнесены и организации, не имеющие статуса юридического лица. Имеются в виду такие структуры, как финансово-промышленные группы, простые товарищества, паевые инвестиционные фонды, некоторые виды холдингов и некоммерческих партнерств. Некоммерческие организации (потребительские кооперативы, фонды, партии, иные общественные организации) также могут, в соответствии с п. 3 ст. 50 ГК РФ, осуществлять предпринимательскую деятельность (если это необходимо для решения уставных задач некоммерческой организации).

Во всех случаях к субъектам предпринимательской деятельности предъявляется требование иметь государственную регистрацию (в органах исполнительной власти и Федеральной налоговой службе). А в установленных законом случаях субъекты предпринимательской деятельности обязаны иметь лицензию, т.е. разрешение государственных органов на ведение определенного вида деятельности (если этот вид деятельности подпадает под перечисленные виды лицензируемой деятельности). Кроме того, некоторые виды работ, услуг и выпускаемых товаров подпадают под необходимость обязательной сертификации. В этом случае производитель товаров, работ или услуг обязан пройти необходимые сертификационные процедуры. Кроме того, следует учитывать и содержание принятого в 2013 году Федерального закона № 412-ФЗ «Об аккредитации», в соответствии с которым отдельные юридические и физические лица подлежат еще и аккредитации[7].

Однако отдельные виды субъектов, такие, например, как нотариусы и адвокаты, хотя и получают по факту значительные доходы от осуществления своей деятельности, в силу своего особого статуса не могут быть отнесены к субъектам предпринимательской деятельности. Это дает им право на определенные льготы (в первую очередь налоговые).

В отношении субъектов предпринимательской деятельности существует такое понятие, как правосубъектность, которое включает в себя дееспособность и правоспособность предпринимательской структуры. Сущность правоспособности организации раскрывается в ст. 49 ГК РФ «Правоспособность юридического лица». В юридической литературе упоминается и такое понятие, как специальная правоспособность организации и частного предпринимателя. Данное понятие связывают с наличием у субъекта предпринимательской деятельности лицензии, сертификата соответствия или аккредитации (когда это требование следует из закона). Кроме того, данное понятие (специальная правоспособность) связана и с видами деятельности, заявленными в уставных документах организации, занимающейся предпринимательской деятельностью.


В случае, если предпринимательская деятельность осуществляется без государственной регистрации, в законе предусмотрена ответственность. Указание на это есть в ст. 14.1 «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)» Административного кодекса РФ (КоАП РФ). Данная статья предусматривает наказание за отсутствие регистрации в виде денежного штрафа до 2 000 рублей. Упоминание об ответственности за отсутствие регистрации есть и в ст. 172, 173 Уголовного кодекса РФ.

Правила, касающиеся непосредственного создания субъектов предпринимательства, их признания на территории России, порядка их функционирования, устанавливаются Гражданским кодексом РФ и специальными федеральными законами (к примеру, Об обществах с ограниченной ответственностью, Об акционерных обществах, О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и др.).

Взаимодействие бизнесменов с гражданами регулируется Законом о защите прав потребителей, а с налоговыми и иными государственными органами — Налоговым кодексом РФ, ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и некоторыми другими. Права и обязанности работодателей и работников прописаны в Трудовом кодексе РФ[8].

Существуют законы, которые регулируют статус определённого сектора рынка, и лучшим примером здесь был бы закон «О рынке ценных бумаг». Немаловажными являются и акты, направленные на регулирование отдельных видов предпринимательства, такие как законы «О рекламе» и «О связи». Можно отметить и те законы, определяющие правовое положение субъектов, занимающихся какой-то конкретной формой предпринимательства, к которым относится, например, Федеральный закон «О банках и банковской деятельности». И, наконец, акты, которые устанавливают требования к предпринимательской деятельности. Таким является, например, закон «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Свою роль играют и подзаконные акты, такие как указы Президента РФ, постановления Правительства, иногда акты министерств и ведомств. Само собой, они не должны противоречить ни Конституции, ни федеральным законам[9].

Все эти (и многие другие) нормативные акты — это своеобразные «правила игры», которые нужны для сохранения честности, прозрачности и эффективности любой индивидуальной экономической деятельности.


Таким образом, предпринимательская деятельность имеет особенное регулирование, поскольку во всех нормативных актах, связанных с ней, для неё устанавливаются нормы, несколько отличающиеся от общих норм законодательства[10].

Принципы являются основой взаимодействия бизнесменов как друг с другом, так и с государством. Чтобы было понятней, следует перечислить их более подробно. Это принципы:

• законности, предполагающий осуществление деятельности как субъектами бизнеса, так и контролирующими органами строго в рамках законодательства;

• равенства всех перед законом и судом — в рамках судопроизводства и частные бизнесмены, и представители власти пользуются равными правами по защите своих прав, а также несут равные обязанности;

• свободы предпринимательства, гарантируемый статьями 8 и 34 Конституции РФ;

• многообразия форм собственности, о котором можно подробнее почитать во втором пункте все той же восьмой статьи Конституции. Государство не может устанавливать привилегии и ограничения для предпринимателей, использующих имущество, находящееся в чьей-либо собственности. Неважно, чьей именно — частного владельца, муниципалитета или же государства;

• единого экономического пространства (первый пункт статьи 8 Конституции РФ);

• сохранения честной конкуренции, а также недопущения монополизации или недобросовестности. Обеспечивается теми же статьями Конституции, что и второй пункт;

• баланса между частными и государственно-общественными интересами;

• свободы договора.

Предпринимательское право рассматривает и горизонтальные, и вертикальные виды отношений (отношения равенства и отношения подчинения соответственно), а потому нуждается как в императивных, так и в диспозитивных методах. Первые заключаются в наделении одних субъектов полномочиями, а других — обязанностями. Вторые же подразумевают полное равенство и в правах, и в обязанностях.

Самыми действенными методами здесь выступают метод согласования и метод обязательных предписаний. Иногда для регулирования предпринимательских отношений используют метод рекомендаций и метод запретов. Лучшим примером второго случая является Закон РФ «Об охране окружающей среды», который запрещает предприятиям ряд действий, наносящих вред окружающей среде.

Главной проблемой правового и государственного регулирования является излишняя бюрократизированность, которая препятствует массовому вовлечению населения в деловую активность.


Исторически так сложилось, что экономического успеха добивались именно государства с развитой системой рыночных отношений, которые сводили все виды регуляций (государственных и правовых) к необходимому минимуму, давая предпринимателям почти неограниченную свободу. К таким странам относятся Великобритания, США, Сингапур, Япония и Южная Корея. Экономические реалии и исторический опыт упрямо говорят нам о том, что усиление регуляций неизбежно приводит к массовой коррупции, застою, снижению экономической активности населения, а в особо запущенных случаях и к товарному дефициту (как это уже было в истории нашей страны)[11].

Все развитые страны некогда прошли через период рыночных реформ, во время которых давление государства на предпринимателей становилось минимальным. В России с этим все не так хорошо, как хотелось бы: по данным глобального мониторинга предпринимательства, собранным за последние несколько лет, собственным делом заняты лишь около 5% россиян. Этот чудовищно мизерный показатель — прямое следствие 70 лет социализма и традиционно высокой зарегулированности экономических отношений в стране[12].

Налоги, часто осложняющие жизнь предпринимателей, уходят на финансирование науки, искусства и бесплатной медицины, но их целесообразность — это по-прежнему дискуссионный вопрос, над которым ломают голову политики, юристы и экономисты.

Каждый в этой жизни, так или иначе, сталкивался с налогами. В предпринимательском праве всё, что связано с ними, называется налоговым регулированием предпринимательской деятельности. Суть его заключается в установлении правил налогообложения бизнеса, надзор за соблюдением этих правил через государственные органы и, само собой, ответственность за их нарушение.

Налоговое регулирование можно разделить на этапы:

1. Процесс создания правил налогообложения.

2. Применение установленных правил бизнесменами (как субъектами предпринимательской деятельности) и компетентными государственными органами (к примеру, налоговой инспекцией). Применение установленных правил включает в себя появление определённых налоговых обязательств, признание их предпринимателями, а также их исполнение.

3. Контроль государственными органами применения правил налогообложения. Этот контроль может быть как текущим, так и последующим. В первом случае государственные органы фиксируют возникновение, изменение и прекращение налоговых обязательств предпринимателей. Второй случай является комплексом действий, направленным на признание государством налоговых обязательств предпринимателя.