Файл: Договор купли-продажи. Общие положения».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Покупатель обязан (ст. 483 ГК) извещать продавца о любом нарушении условий договора купли-продажи (о количестве, об ассортименте, о качестве, комплектности, таре и (или) об упаковке товара). Такое извещение он обязан осуществлять в срок, предусмотренный правовыми актами или договором. Если же такой срок не установлен, известить продавца покупатель обязан в разумный срок. Разумный срок начинает течь после того, как нарушение соответствующего условия договора должно было быть обнаружено, исходя из характера и назначения товара. В случае неизвещения продавца о ненадлежащем исполнении им договора наступают следующие негативные последствия для покупателя. Продавец вправе отказаться полностью или частично от удовлетворения следующих требований: передать недостающее количество товара; заменить товар, не соответствующий условиям договора о качестве или об ассортименте; устранить недостатки товара; доукомплектовать товар или заменить некомплектный товар комплектным; затарить и (или) упаковать товар либо заменить ненадлежащую тару и (или) упаковку. Право на пассивное поведение появляется у продавца, если он докажет, что невыполнение этой обязанности покупателем повлекло невозможность удовлетворить его требования или влечет для продавца несоизмеримые расходы по сравнению с теми, которые он понес бы, если бы был своевременно извещен о нарушении договора.

2.4. Права покупателя по договору купли-продажи.

Покупатель вправе требовать передачи товара в срок, в том числе с принадлежностями и документами (ст. 463, 464 ГК). Если продавец отказывается передать покупателю проданный товар, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи, т.е. расторгнуть договор в одностороннем порядке. При непередаче продавцом принадлежностей или документов покупатель вправе назначить ему разумный срок для их передачи. А при пропуске этого срока продавцом покупатель вправе отказаться от товара, если иное не предусмотрено договором.

Покупатель вправе требовать передачи товара в согласованном количестве и ассортименте (ст. 466, 468 ГК). Если продавец передал меньшее количество товара, чем определено договором, покупатель по общему правилу вправе по своему усмотрению: 1) потребовать передать недостающее количество; 2) отказаться от переданного товара и от его оплаты; 3) потребовать возврата уплаченной суммы, если товар оплачен. Если же продавец передал большее количество товара, покупатель обязан известить об этом продавца в определенном порядке (п. 1 ст. 483 ГК). В случае, когда в разумный срок после получения сообщения продавец не распорядится излишками товара, покупатель вправе принять весь товар. Иные последствия также могут быть предусмотрены договором. Дополнительно принятый товар оплачивается по цене, определенной для товара, принятого в соответствии с договором, если иная цена не определена соглашением сторон[11].


Покупатель при нарушении условия об ассортименте товаров вправе: 1) отказаться от принятия и оплаты товаров; 2) потребовать возврата уплаченной денежной суммы, если они оплачены. Если продавец передал одновременно товары, ассортимент которых соответствует договору («ассортиментные»), и товары с нарушением условия об ассортименте («неассортиментные»), покупатель вправе: 1) принять «ассортиментные» товары и отказаться от «неассортиментных» товаров; 2) отказаться от всех переданных товаров; 3) потребовать заменить «неассортиментные» товары на «ассортиментные»; 4) принять все товары по согласованной с продавцом цене. При любом нарушении продавцом условий договора об ассортименте покупатель обязан в разумный срок после их получения сообщить продавцу о своем отказе от товаров. Иначе товары, не соответствующие договору об ассортименте, будут считаться принятыми. В данном случае молчание покупателя имеет юридическое значение, поэтому он должен оплатить такие товары по цене, согласованной с продавцом. В случае, когда продавцом не приняты необходимые меры по согласованию цены в разумный срок, покупатель должен оплатить их по аналогичным ценам (п. 3 ст. 424 ГК).

Покупатель вправе требовать передачи товара надлежащего качества (ст. 469 ГК). При передаче покупателю товаров ненадлежащего качества у него появляется выбор варианта поведения. Так, если недостатки товара «обычные», покупатель вправе потребовать: уценки; ремонта; возмещения своих расходов на ремонт товара. Если недостатки товара «существенные», то у покупателя помимо указанных прав дополнительно появляются права на замену товара на качественный; возврат денежной суммы (ст. 475 ГК). Легального определения существенных недостатков в законодательстве не содержится. В п. 2 ст. 475 ГК установлен лишь их примерный перечень: неустранимые недостатки; недостатки, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени; которые выявляются неоднократно либо проявляются вновь после их устранения, и другие подобные недостатки. При этом требования покупателя о ремонте или о замене товара могут быть удовлетворены продавцом, если иное не вытекает из характера товара или существа обязательства.

Покупатель вправе требовать передачи товара комплектным и в комплекте (ст. 478, 479 ГК). При передаче товара с нарушением этих условий покупатель вправе по своему выбору потребовать от продавца уценки или доукомплектования товара в разумный срок. При невыполнении требования о доукомплектовании покупатель вправе потребовать замены товара или возврата денежной суммы. Иное может быть предусмотрено договором или вытекать из существа обязательства[12].


Покупатель вправе требовать передачи товара упакованным и в надлежащей таре (ст. 481 ГК). Если товар передается без тары и (или) упаковки, покупатель вправе потребовать от продавца затарить и (или) упаковать товар по общему правилу. Если товар передается в ненадлежащей таре и (или) упаковке, покупатель вправе потребовать заменить тару и (или) упаковку. Вместо предъявления продавцу подобных требований покупатель может потребовать: 1) уценки; 2) ремонта; 3) возмещения своих расходов на устранение недостатков; 4) замены тары и упаковки; 5) возврата денежной суммы.

Рассмотрим на примере судебной практики как были нарушены права покупателя, и как покупатель, обратившись в суд, добился расторжения договора-купли продажи и взыскания неустойки и морального вреда с продавца.

14 мая 2012 года Ленинский районный суд г. Саранска вынес решение по делу № 2-1166/2012, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абдуллина Н.Н. к ООО «Интермебель» о расторжении договора купли-продажи по образцам от 24.12.2011, взыскании стоимости товара в размере 96 300 руб., неустойки, компенсации морального вреда, установил следующее[13].

Абдуллин Н.Н. обратился в суд с иском к ООО «Интермебель» о расторжении договора купли-продажи по образцам от 24.12.2011, взыскании стоимости товара в размере 96 300 руб., неустойки, компенсации морального вреда.

В обоснование своего иска указал, что 24.12.2011 между ним и ООО «Интермебель» в лице директора Ягодина А.Н. заключен договор купли-продажи мягкой мебели «Турин» на общую сумму 96 300 руб. В соответствии с условиями договора он произвёл предварительную оплату товара в полном объёме на сумму 96 300 руб. Продавец обязался поставить товар в течение 30 банковских дней с момента заключения договора. Однако в указанный срок мебель не была поставлена.

03.03.2012 он обратился к директору ООО «Интермебель» Ягодину А.Н. с требованием назвать дату изготовления мебели, на что ему была дана гарантия поставки мебели в срок до 15 марта 2012. Но в обозначенный срок мебель снова не поступила.

24.03.2012 он повторно обратился к ответчику с заявлением. Ему было дано письменное обязательство возвратить уплаченные за мебель деньги в срок до 27 марта 2012 г., но и этого не последовало.

Сумма предоплаты внесена им 24.12.2011. С учётом того, что срок исполнения обязательства в договоре составлял 30 банковских дней, условия договора ответчиком в установленные сроки исполнены не были, неустойка рассчитывается за период с 09.02.2010 и по день вынесения решения суда.


За один день просрочки исполнения обязательства по договору размер неустойки рассчитывается следующим образом: 96 300 х 0,5 % = 481 руб. 55 коп.

На день подачи искового заявления просрочка исполнения обязательства составила 68 дней, в связи с чем размер неустойки на день подачи искового заявления составит 32 742 руб.

Не выполнив обязательства по поставке мебели в установленный договором срок, ответчик причинил ему моральный вред. Он и его семья испытали душевные волнения, переживания, беспокойство в связи с невозможностью получить мебель или вернуть свои деньги, которые они долгое время собирали, во многом себя ограничивая. Он не спал ночами, а утром был вынужден идти на работу не выспавшимся, с головной болью. Он неоднократно обращался к ответчику с претензиями, однако надлежащих мер ответчик не принял, после чего он был вынужден обратиться в суд. При разговоре ответчик вёл себя невежливо, грубил ему. Моральный вред он оценивает в 17 000 руб.

Просил расторгнуть договор купли-продажи товаров по образцам от 24 декабря 2011 г., заключенный между ним и ООО «Интермебель».

Взыскать с ООО «Интермебель» в пользу него стоимость оплаченного товара в размере 96 300 руб.

Взыскать с ООО «Интермебель» в пользу него неустойку в размере 481,5 руб. за один день просрочки исполнения обязательства по договору начиная с 09.02.2010 и по день вынесения решения судом.

Взыскать с ООО «Интермебель» в его пользу компенсацию морального вреда в размере 17 000 руб.

В судебном заседании 14.05.2012 истец Абдуллин Н.Н. исковые требования уточнил, просил расторгнуть договор купли-продажи товаров по образцам от 24 декабря 2011 г., заключенный между ним и ООО «Интермебель». Взыскать с ООО «Интермебель» в пользу него стоимость оплаченного товара в размере 96 300 руб. Взыскать с ООО «Интермебель» в пользу него неустойку в размере 32 742 руб. Взыскать с ООО «Интермебель» в его пользу компенсацию морального вреда в размере 17 000 руб.

В судебном заседании истец Абдуллин Н.Н. исковые требования поддержал и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Суду пояснил, что на его неоднократные обращения Ягодин А.Н. отвечал оскорблениями, он 5 месяцев просит Ягодина А.Н. привезти ему мебель или вернуть деньги, но тот отвечает, что деньги не вернёт. Ответчик пояснил ему, что в отношении него возбуждено уголовное дело и запрашиваемую им сумму тот не погасит даже по исполнительному листу, так как в отношении него уже есть 30 взыскателей. Мировое соглашение на предложенных ответчиком условиях он заключать отказывается, так как желает получить от него в общей сложности 140 000 руб. Третье лицо Абдуллина В.А. в судебном заседании исковые требования поддержала и просила их удовлетворить в полном объёме.


Представитель ответчика ООО «Интермебель» - директор Ягодин А.Н. иск не признал, против удовлетворения исковых требований возражал. Суду пояснил, что готов выплатить истцу 100 000 руб. и заключить с ним мировое соглашение, но запрашиваемой суммой в 140 000 руб. он не располагает и выплатить её не сможет. Суд, выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Решением учредителя Ягодина А.Н. от 28.10.2011 № 1 учреждено ООО «Интермебель», уставной капитал определён в размере 10 000 руб., указанным решением Ягодин А.Н. обязанности директора возложил на себя. Из Устава ООО «Интермебель», утверждённого Ягодиным А.Н. 28.10.2011, следует, что предметом деятельности ООО «Интермебель» является реализация товаров, выполнение работ и оказание услуг, в число основных видов деятельности входит розничная и оптовая торговля мебелью, включая офисную мебель. 24.12.2011 между ООО «Интермебель» в лице директора Ягодина А.Н. в качестве исполнителя и Абдуллиным Н.Н. в качестве заказчика заключен договор по купле-продаже товаров по образцам. В качестве предмета договора в п. 1.1. указана мягкая мебель «Турин». В п. 3.2. договора цена товара указана в размере 96 300 руб. В соответствии с п. 3.1. договора оплата согласно заключенному договору производится заказчиком на расчётный счёт или наличными средствами в кассу исполнителя в момент заключения договора. В соответствии с п. 4.1. договора исполнитель обязуется выполнить взятые на себя обязательства в соответствии с настоящим договором в течение 30 банковских дней с момента заключения договора.

В соответствии с п. 5.2. договора в случае невыполнения исполнителем своих обязательств в установленный договором срок исполнитель уплачивает заказчику пени в размере, предусмотренном законодательством РФ, если не докажет, что невыполнение обязательств произошло по независящим от него причинам (л.д. 6-7).

Из квитанции к приходному кассовому ордеру ООО «Интермебель» от 24.12.2011 следует, что ООО «Интермебель» за мебель, предусмотренную договором, от Абдуллина Н.Н. принято 96 300 руб. (л.д. 8). 03.03.2012 Абдуллин Н.Н. обратился к директору ООО «Интермебель» Ягодину А.Н. с заявлением, в котором указал, что срок изготовления мебели по договору истёк 25.01.2012, но им мебель не получена. Просил назвать окончательную дату изготовления мебели. На данном заявлении Ягодиным А.Н. указано, что он обязуется предоставить мебель до 15 марта 2012 (л.д. 9). 24.03.2012 Абдуллин Н.Н. снова обратился к директору ООО «Интермебель» с заявлением, где указал, что срок изготовления мягкой мебели истёк 25 января 2012 г., но им мебель не получена и после повторной отсрочки до 15 марта 2012 г. Просил дать конкретный ответ по поводу заказа. На заявлении Ягодиным А.Н. указано, что он обязуется вернуть полученные денежные средства до 27.03.2012 (л.д. 10). Того факта, что в настоящее время денежные средства заказчику Абдуллину Н.Н. не возвращены, представитель ответчика Ягодин А.Н. не отрицал.