Файл: Самодеятельные организации осужденных к лишению свободы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Направления улучшения деятельности самодеятельных организаций осужденных к лишению свободы

Решающее значение режима как средства исправления заключается в изменении отношения осужденных к самому факту уголовного наказания, осознании своей вины, справедливости наказания. Если преступник "видит" наказание, но не "видит" преступления, то вся относительно положительная польза наказания для него теряется [4].

Формированию правильного отношения к режиму способствует коллектив осужденных с позитивной направленностью, который помогает работникам исправительных учреждений держать в поле зрения все стороны жизни осужденных и целенаправленно добиваться укрепления режима.

В заключение следует остановиться на психологических требованиях к организации режима содержания осужденных, которые до сих пор не получили освещения в литературе. К ним следует отнести следующие:

- нормы и правила поведения были понятны и усвоены каждым осужденным, т.е. доведены до их сознания и приобрели для каждого из них "личностный смысл";

- элементы режима должны быть не только понятны осужденным, но и постоянно ставить их в условия обязательного исполнения, упражнять их в исполнении режимных предписаний, формировать положительные стереотипы поведения (функция смыслообразования).

Организация режима непременно предполагает обеспечение правильных взаимоотношений как среди осужденных, так и в системе осужденный - сотрудник исправительного учреждения (функция организации общения), предупреждая тем самым [10]:

- образование малых групп отрицательной направленности;

- формирования негативных взаимоотношений по линии актив -рядовые осужденные;

- негативное отношение к воспитательным мерам;

- отрицательно окрашенные психические состояния, вызванные нарушением связей с семьей, отрицательным воздействием авторитетов.

К сожалению, в практике исправительных учреждений большее внимание уделяется проступкам осужденных. Мотивы же тех или иных действий нередко остаются вне поля зрения.

В этом же плане немаловажная роль принадлежит умению анализировать состояние дисциплины среди осужденных, ибо режим и дисциплина находятся между собой в неразрывной связи.


Соблюдение дисциплины формирует такое качество личности, как "дисциплинированность", которая может проявиться на различных уровнях и определяться следующими критериями:

- характер и частота совершаемых поступков (проступков);

- успех в труде, учебе;

- поведение осужденного;

- участие в коллективной жизни;

- усердие, проявляемое осужденным в соблюдении своих обязанностей.

В зависимости от соотношения указанных критериев возможна следующая классификация осужденных по уровню дисциплинированности:

1. Дисциплинированные осужденные. Проявляют большое усердие при выполнении всех обязанностей и правил поведения. Не допускают нарушений режима, имеют большое число поощрений в разных сферах деятельности. Проявляют разностороннюю активность в коллективной жизни, добросовестно выполняют поручения самодеятельных организаций и сотрудников ИУ, стремятся удержать других осужденных от нарушений режима.

2. Условно дисциплинированные осужденные. Отличаются от первой группы недостаточной активностью в соблюдении моральных и правовых норм. Их поведение в большей степени зависит не от самоконтроля, а от общения.

3. Недисциплинированные осужденные, в том числе ситуативные нарушители, нарушающие режим под влиянием сложившейся ситуации, отрицательного окружения, в силу своей внушаемости, конформности.

Немаловажная роль в укреплении режима принадлежит четкости в работе администрации исправительных учреждений, под которой понимается единство требований к поведению и деятельности осужденных, соблюдение субординации во взаимоотношениях сотрудников между собой, справедливое и требовательное отношение к осужденным [15].

Психологическая характеристика режима во многом противоречива. Его реальные и предполагаемые возможности для исправления осужденных требуют ответственного подхода в процессе реализации режимных требований в практике деятельности ИУ. В этом немаловажная роль принадлежит хорошему знанию тех психологических явлений, которые порождает режим в среде осужденных.

Предлагается законодательно закрепить право создания самодеятельных организаций осужденных за лицами, оставленными для выполнения хозяйственных работ в тюрьмах и следственных изоляторах, а также за лицами, осужденными на срок не свыше шести месяцев, оставленными в следственных изоляторах с их согласия. Ученые считают также необходимым изменить нормативные акты, в которых провозглашено, что советы колоний и советы отрядов являются двумя разновидностями самодеятельных организаций. Высказывается мнение, что в каждом исправительном учреждении существует только одна самодеятельная организация коллектив осужденных колонии, высшим руководящим органом которой является общее собрание коллектива осужденных колонии.


Постоянно действующим руководящим органом самодеятельной организации является совет коллектива колонии, подотчетный общему собранию коллектива осужденных колонии, с подчиненными ему советами коллективов отрядов.

Помимо органов управления отдельной самодеятельной организации необходимо ввести структуру, способную координировать работу формирований осужденных разных колоний. Такой организацией, на основании ст. 13 ФЗ РФ «Об общественных объединениях» [2], могут выступать союзы (ассоциации) самодеятельных организаций. Подобного рода союзы не будут являться самодеятельными организациями осужденных, так как их участниками будут выступать не лица, отбывающие уголовное наказание, а организации этих лиц, что не соответствует требованию п. 1.2. Положения 1999 г.

Наиболее рациональной видится трехуровневая структура этих ассоциаций: самодеятельная организация колонии региональный союз организаций осужденных федеральный союз организаций осужденных.

Задачами предлагаемой структуры должны стать [18]:

деятельность по координации работы самодеятельных организаций осужденных, обмену опытом, введению новых форм и методов работы и повышению ее качества;

развитие материальной базы формирований осужденных; привлечение общественности к сотрудничеству с органами самодеятельности осужденных;

взаимодействие с органами уголовноисполнительной системы по вопросам, связанным с воспитательным процессом; помощь освободившимся осужденным (в том числе, по обеспечению их работой и жильем);

представление и защита интересов осужденных и их организаций в государственных органах.

Деятельность подобных союзов поможет преодолеть ту ограниченность в возможностях формирований осужденных при решении насущных проблем, которая связана с функционированием актива только в пределах исправительного учреждения.

Есть также необходимость усовершенствования работы органов пенитенциарной самодеятельности. Для этого предлагается изменить существующий процесс разработки планов работы самодеятельной организации, развить систему внутреннего контроля за выполнением этих планов, расширить права советов коллективов колониии отрядов.

Заключение

Процесс воспитательного воздействия в условиях лишения свободы представляет собой совокупность объективных и субъективных факторов воздействия на осужденных. К объективным факторам можно отнести условия, которые должны быть созданы в учреждениях уголовно-исполнительной системы для исправления правонарушителей, а также материальную и производственную базу; к субъективным целенаправленную деятельность персонала (сотрудников), их профессиональное, психолого-педагогическое мастерство.


В воспитательной работе с осужденными заметное место отводится их участию в самодеятельных организациях, которые организуются в исправительных и воспитательных колониях. Эти организации создаются для решения внутриколлективных проблем самих осужденных, возникающих в процессе совместной жизнедеятельности в исправительном учреждении.

Основными задачами самодеятельных организаций осужденных являются: оказание осужденным помощи в духовном, профессиональном и физическом развитии; развитие полезной инициативы осужденных; оказание позитивного влияния на их исправление; участие в решении вопросов организации труда, быта и досуга осужденных; содействие администрации исправительных учреждений в поддержании дисциплины и порядка, формировании здоровых отношений между осужденными; оказание социальной помощи осужденным и их семьям. Перед самодеятельными организациями могут стоят и иные задачи, не противоречащие целям, порядку и условиям отбывания наказания.

В соответствии с требованиями приказа Минюста России от 08.06.2005 № 79 самодеятельные организации осужденных, как правило, состоят из советов коллективов осужденных отрядов и совета коллектива учреждения. При советах коллектива учреждения создаются: секция дисциплины и порядка; производственная секция; секция пожарной безопасности; секция общеобразовательного и профессионального обучения; секция досуга, совета клуба и библиотеки; секция общественных корреспондентов многотиражной газеты, редакции стенгазет; секция социальной помощи и др. Кроме участия осужденных в работе перечисленных секций их самодеятельность может широко проявляться в работе различных творческих кружков.

Решение о создании самодеятельных организаций осужденных принимается на общих собраниях коллективов осужденных в отрядах. Этому предшествуют плановые занятия с осужденными, на которых разъясняются задачи и направления деятельности указанных организаций, их роль в жизни осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях.

Нередко отрицательное отношение к самодеятельным организациям и их неавторитетность связаны с проникно­вением в них приспособленцев. Приспособленчество у членов самодеятельных организаций осужденных может проявляться не просто в подчинении своей точки зрения, поведения мнению группы, идущему вразрез коллективному, но и в перестройке образа мыслей, создании мнимой логики. Прочное усвоение негативного, неверного мнения группы происходит именно в тех случаях, когда оно подкреп­ляется искаженными логическими рассуждениями.


Анализ деятельности воспитательных колоний свидетельствует о том, что практика использования информации членов коллектива, входящих в актив, далека от совершенства. По их сообщениям о нарушениях режима администрацией сразу же принимаются необходимые решения без обсуждения соответствующих вопросов на заседании совета коллектива осужденных отделения, отряда, колонии. Используя в работе такие методы, самодеятельные организации практически не выполняют своих функций, выявление их членами нарушений режима рассматривается осужденными как донос со всеми вытекающими негативными последствиями, вплоть до физической расправы над активистами.

Предлагается законодательно закрепить право создания самодеятельных организаций осужденных за лицами, оставленными для выполнения хозяйственных работ в тюрьмах и следственных изоляторах, а также за лицами, осужденными на срок не свыше шести месяцев, оставленными в следственных изоляторах с их согласия. Ученые считают также необходимым изменить нормативные акты, в которых провозглашено, что советы колоний и советы отрядов являются двумя разновидностями самодеятельных организаций. Высказывается мнение, что в каждом исправительном учреждении существует только одна самодеятельная организация коллектив осужденных колонии, высшим руководящим органом которой является общее собрание коллектива осужденных колонии.

Список использованной литературы

  1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1ФЗ (ред. от 20.12.2017)/ Консультант Плюс
  2. Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017)/Консультант Плюс
  3. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 8 июня 2005 г. N 79 "Об утверждении Положения о порядке формирования и деятельности самодеятельных организаций осужденных в исправительном учреждении Федеральной службы исполнения наказаний"/ Российская газета - Федеральный выпуск №3810 (0)
  4. Бриллиантов, А.В. Уголовно-исполнительное право в вопросах, ответах и схемах. Учебное пособие / А.В. Бриллиантов. - М.: Проспект, 2016. - 319 c.
  5. Обеспечение безопасности исправительных учреждений: Учебное пособие / Усеев Р.З. - Самара:Самарский юридический институт ФСИН России, 2015. - 132 с.
  6. Организационно-правовое обеспечение деятельности учреждений и органов ФСИН России по соблюдению прав осужденных к лишению свободы и персонала исправительных учреждений: Практические рекомендации / Панарин Д.А., Голубев Ю.В. - Рязань:Академия ФСИН России, 2014. - 40 с.
  7. Проведение коррекционно-адаптационных психологических мероприятий с вновь прибывшими осужденными в период их нахождения в карантинном отделении исправительного учреждения: Методические указания / Маришин С.В. - Вологда:ВИПЭ ФСИН России, 2014. - 32 с.
  8. Психологическое, воспитательное и профилактическое воздействие на личность осужденных в исправительных учреждениях: информационное обеспечение, индивидуальная профилактика, межличностные конфликты, криминальная субкультура: Монография / Барабанов Н.П., Савардунова В.Н. - Рязань:Академия ФСИН России, 2013. - 224 с.
  9. Ресоциализация и социальная адаптация лиц, освобождаемых из исправительных учреждений: Практические рекомендации / Ананьев О.Г. - Рязань:Академия ФСИН России, 2014. - 59 с
  10. Уголовно-исполнительное право: Уч.пос. /А.В.Дмитренко - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 280 с.
  11. Уголовно-исполнительное право: Учебное пособие / Епифанов О.С., Тютиков С.Р. - Рязань:Академия ФСИН России, 2015. - 148 с
  12. Уголовно-исполнительное право России / В.А. Казакова и др. - М.: Норма, Инфра-М, 2013. - 544 c.
  13. Уголовно-исполнительное право: Учебное пособие - Новокузнецк:Кузбасский институт ФСИН России, 2016. - 208 с
  14. Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс): Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки "Юриспруденция" / Под ред. Ендольцева А.В. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2015. - 727 с
  15. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: Лекции / А.К. Романов. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 496 с
  16. Уголовно-исполнительное право России: Учебник / В.И. Селиверстов, В.А. Геранин, В.А. Казакова; Под ред. В.И. Селиверстова. - 7 изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 448 с
  17. Уголовно-исполнительное право. - М.: Юриспруденция, 2017. - 368 c.
  18. Уголовно-исполнительное право России. Общая и особенная части. - М.: Юрайт, 2014. - 800 c.
  19. Уголовно-исполнительное право. Общая часть: Учебное пособие / Потапов А.М. - Вологда:ВИПЭ ФСИН России, 2014. - 236 с
  20. Уголовно-исполнительное право. Особенная часть: Учебное пособие / Под ред. Потапов А.М. - Вологда:ВИПЭ ФСИН России, 2014. - 222 с.