Файл: Понятие и сущность права осужденных на безопасность.pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы Министерство юстиции Российской Федерации уделяет большое внимание вопросам реформирования уголовно-исполнительной системы, соблюдения прав человека в деятельности ее учреждений и органов. В Российской Федерации принят ряд законов, гарантирующих соблюдение прав граждан, ратифицированы основополагающие международные соглашения в области прав человека.
Положение в области обеспечения прав осужденных и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, в последние годы существенно улучшилось. Принят ряд законов, указов Президента, постановлений Правительства и других нормативных актов, закрепивших юридические гарантии обеспечения прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также осужденных, создания более гуманных условий их содержания в местах изоляции от общества.
Одним из важнейших направлений деятельности Министерства, существенно влияющим на положение дел в системе в целом, является планомерная и системная работа над совершенствованием и обновлением законодательной базы, ориентированной на гуманизацию карательной политики, улучшение условий содержания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, отвечающих требованиям международных стандартов
Реализация прав человека в сфере исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы неразрывно связана со сложным и многогранным понятием безопасности, допускающим различные толкования.
Для уяснения его сущности необходимо обратиться к рассмотрению смыслового значения данной категории. В толковых словарях русского языка безопасность имеет несколько значений:
1) «отсутствие опасности, сохранность, надёжность»;
2) как «положение, при котором не угрожает опасность кому-либо или чему-либо».
В общественном сознании понятие «безопасность» связывается не столько «с отсутствием угрозы», сколько с «состоянием, чувствами и переживаниями человека, средствами пребывания в безопасности, отсутствием тревожности или озабоченности, уверенности, стабильности».
Надо полагать, что такая многозначность данной категории связана с тем, что история процесса обеспечения безопасности личности, общества и государства имеет длительную историю.
Целью данной работы является изучить понятие и сущность права осужденных на безопасность.
Задачами данной работы является:
1.Рассмотретьпонятие права осужденных на личную безопасность и нормативно-правовая база его регулирующая.
2.Изучитьхарактеристику права личной безопасности осужденных.
3.Оценитьсовременное состояние личной безопасности осужденных в исправительных учреждениях и факторы ее определяющие.
Объектом работы являются права осужденных и их защита.
Предметом права осужденных на личную безопасность.
1 Сущность права осужденных на личную безопасность
1.1 Понятие права осужденных на безопасность и нормативно-правовая база его регулирующая
В соответствии с действующими нормами, определяющими правовой статус лиц, лишенных свободы, основой его содержания следует считать обязанности и права осужденных, установленные для граждан РФ с ограничениями, предусмотренными законодательством для осужденных, а также вытекающими из порядка и условий отбывания в конкретном виде исправительного учреждения.
Лишение свободы с юридической точки зрения представляет собой комплекс правоограничений: одних прав и свобод осужденный лишается полностью, в других - ограничивается, третьи - претерпевают видоизменения.
Если говорить о лишении осужденного основных (конституционных) прав и свобод, то слова "лишение свободы", прежде всего, означают невозможность свободного передвижения осужденного по территории РФ и выбора им места жительства, т.е. права и свободы, гарантированные гражданину ст. 22 и 27 Конституции РФ[1].
В ч. 1 ст.10 УИК РФ провозглашается, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, правовую защиту и личную безопасность осужденных при исполнении наказаний[2].
Права и свободы граждан могут быть ограничены лишь приговором суда и только в той мере, в какой это предусмотрено уголовным и уголовно-исполнительным законодательством. Остальные права и свободы осужденных лиц подлежат охране и защите в равной мере со всеми гражданами России.
Государство гарантирует охрану и защиту также и законных интересов осужденных. Здесь имеются в виду также и законные интересы родственников осужденных, их близких, членов трудовых коллективов, акционеров и других лиц, с которыми осужденный связан теми или иными законными отношениями.
Поэтому, наказывая виновного за конкретное преступление, государство не вправе ущемлять интересы перечисленных субъектов, никоим образом не связанных с совершенным деянием. Данное правило должно быть соблюдено и в практической деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания.
Законность применения на практике средств исправления осужденных и правовая защита этих лиц обеспечиваются системой гарантий, включающей в себя: право осужденных направлять предложения, заявления, жалобы и порядок их рассмотрения; контроль органов государственной власти и органов местного самоуправления, судебный и ведомственный контроль, прокурорский надзор, общественный контроль за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания; возможность посещения иными лицами данных учреждений и органов.
Личная безопасность осужденных к лишению свободы обеспечивается в соответствии со ст. 13 УИК, а при исполнении иных наказаний - территориальными органами юстиции, внутренних дел, прокуратуры и иными правоохранительными и судебными органами по месту обращения осужденного с просьбой об обеспечении безопасности.
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан РФ с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством. Никакие иные ограничения или ущемления их прав и свобод не допускаются[10,с.45].
Осужденных нельзя освободить от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом (например, осужденные, отбывающие лишение свободы, не могут быть призваны в армию, не избирают и не могут быть избранными, лично не воспитывают своих детей).
Осужденные могут на общих основаниях защищать в судебном порядке свои нарушенные права и интересы как лично, так и через своих представителей.
Они, например, в полной мере выступают субъектами авторского и изобретательского права, правомочны поддерживать международные связи лично или через своих представителей и т.п. Все возможные ограничения в отношении осужденных полностью отражены в законодательстве.
Часть 3 статьи 10 УИК РФ содержит правило, согласно которому осужденные - иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, установленные международными договорами и законодательством РФ.
Ограничения в правовом положении этих лиц предусмотрены уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ.
Правовой статус осужденных - иностранных граждан и лиц без гражданства определяется исходя из их правового статуса на территории РФ с учетом положений договоров Российской Федерации с государством, к которому принадлежит данный иностранный гражданин (если подобные договоры имеются), в соответствии с признанными нормами международного права в сфере исполнения уголовных наказаний и обращения с осужденными, а также нормами уголовно-исполнительного законодательства РФ.
В ранее действовавшем законодательстве правовое положение осужденных определялось с учетом ограничений, предусмотренных законодательством для осужденных, а также вытекающих из приговора суда и режима отбывания конкретного вида наказания.
Из УИК два последних вида ограничений исключены, поскольку они допускают произвольное и весьма расширительное их толкование, что и происходило ранее, когда ведомственные нормативные акты устанавливали различные правоограничения, объясняя это необходимостью укрепления режима отбывания наказания. Теперь подобное исключено в принципе.
В ч. 4 ст. 10 УИК РФ закреплено правило, согласно которому права и обязанности осужденных определяются УИК исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания
Природу безопасности осужденных невозможно было бы понять, не рассмотрев первоначально само право осужденных на безопасность, сформулированное в ст. 13УИК РФ.
Особенность этого права в том, что законодатель не только раскрывает сущность, но и устанавливает условия его реализации осужденным, а именно, только при возникновении угрозы личной безопасности, т.е. жизни, здоровью, либо угрозы совершения иного преступления против личности осужденного со стороны других осужденных (в этом случае он вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу с просьбой о переводе в безопасное место). Такое заявление должно быть немедленно удовлетворено.
Рассматривая вопрос о субъективном праве осужденных на безопасность, необходимо обратить внимание на то, что оно предполагает какую-то определенную модель, конструкцию, составляющих его структуру. Эта конструкция в виде таких форм, как правоповедение, правопользование, правотребование и правопритязание, была предложена в 70-х годах Н.И Матузовым[15,78].
Чтобы уяснить сущность понятия «безопасность», следует вначале понять термин «опасность» - «способный вызвать, причинить какой-нибудь вред, несчастье», а «безопасность» - «положение, при котором не угрожает опасность».
В широком смысле слова безопасность обеспечивается целенаправленной деятельностью государственных органов, социальных институтов общества по регулированию общественных отношений, разрешению социальных противоречий, нейтрализации действий негативных условий и факторов социальной действительности в целях сохранения жизни и здоровья человека. Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Объекты безопасности: . личность - ее права и свободы; . общество - его материальные и духовные ценности; . государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
Субъекты обеспечения безопасности:
-государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей;
-граждане;
-общественные и иные организации и объединения.
Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Основными принципами обеспечения безопасности являются:
-законность;
-соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;
-взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности;
-интеграция с международными системами безопасности.
Система безопасности:
-органы законодательной, исполнительной и судебной властей;
-государственные, общественные и иные организации и объединения;
-граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.
С правовой позиции безопасность нередко определяют как систему установленных законами правовых гарантий защищенности личности и общества, обеспечения их нормальной жизнедеятельности, прав и свобод[6,58].
В юридической литературе отношения безопасности рассматриваются исходя не только из их содержания, но и других признаков, в том числе - объектов.
Поэтому можно анализировать обеспечение безопасности в каких-либо социально обособленных системах, в том числе в уголовно-исполнительной системе, исправительные учреждения которой исполняют наказание в виде лишения свободы. Безопасность в этих учреждениях представляет собой составную часть общественной безопасности.
Применительно к правовому положению осужденных проблема теоретического определения их субъективных прав последовательно рассматривается в работах В.И. Селиверстова, предложившего методологическую конструкцию субъективного права осужденного, применимую при исследовании конкретных прав осужденных и особенностей их реализации.