Файл: Ценные бумаги понятие, виды, общие положения о правовом режиме.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В новой редакции ГК РФ законодателем также сделан выбор в пользу частичного распространения на бездокументарные бумаги режима вещей - именных документарных бумаг. Согласно п. 6 ст. 143 ГК РФ если иное не установлено настоящим Кодексом, законом или не следует из особенностей фиксации прав на бездокументарные ценные бумаги, к таким ценным бумагам применяются правила об именных документарных ценных бумагах, правообладатель которых определяется в соответствии с учетными записями. В соответствии с п. 3 ст. 149.1 ГК РФ к отношениям, связанным с исполнением по бездокументарным ценным бумагам (если это не противоречит существу таких ценных бумаг), применяются некоторые правила о документарных бумагах.

Речь идет о правилах, касающихся ограничения возражений (ст. 145 ГК РФ) и определения последствий исполнения по ценной бумаге ненадлежащему лицу в тех случаях, когда исполнитель знал об этом (п. 2 ст. 144 ГК РФ).

Как видно, о стройном правовом режиме бездокументарных бумаг говорить не приходится. Такой режим остается до конца невыясненным. Очевидно, что законодатель не признает бездокументарные бумаги объектом права собственности. Указание на применение к таким бумагам правил об именных документарных бумагах (в отношении которых ведется учет), по-видимому, преследует цель подчеркнуть, что ведущая роль принадлежит документарным бумагам. И все же, о каких конкретно правилах идет речь? Заметим, что прямо не указывается на применение правил обо всех документарных бумагах. Не вносит ясности и использование формулировок типа "Если иное не установлено настоящим Кодексом, законом или не вытекает из особенностей фиксации прав на бездокументарные ценные бумаги". Между тем речь идет о новом самостоятельном объекте прав, а не о форме фиксации прав как прежде. Представляется, что правовой режим такого объекта должен быть описан предельно ясно. В частности, необходимо прямо указать на возможность применения к бездокументарным бумагам, обладающим не вещной природой, в отдельных случаях норм о праве собственности. Кроме того, нужно решить вопрос о соотношении норм вещного и обязательственного права при регулировании таких бумаг.

ГЛАВА 3. Государственные, муниципальные или частные ценные бумаги


В зависимости от эмитента ценные бумаги могут быть государственными, муниципальными или частными[35].

Под государственными ценными бумагами следует понимать определенный вид ценных бумаг, которые выпускаются от имени государства казначейством, иным уполномоченным финансовым органом либо местными органами власти для цели размещения госзаймов и мобилизации денежных средств для пополнения доходов бюджета государства (местных бюджетов), покрытия бюджетного дефицита и оформления госдолга.

Государственные ценные бумаги в нашей стране выступают наиболее цивилизованным рыночным способом образования госдолга. Они помогают обеспечивать кассовую реализацию госбюджета посредством покрытия коротких разрывов между доходами и расходами, которые возникают из-за несовпадения во времени конкретных налоговых поступлений и расходов бюджета. Путем вложения денежных средств в государственные ценные бумаги мобилизуются средства для финансирования целевых государственных и местных программ, которые имеют существенное социально-экономическое значение.

Ценные бумаги государства имеют, как правило, два очень крупных преимущества перед любыми другими ценными бумагами и активами. Во-первых, это самый высокий относительный уровень надежности для вложенных средств и соответственно минимальный риск потери основного капитала и доходов по нему. Во-вторых, наиболее льготное налогообложение по сравнению с другими ценными бумагами или направлениями вложений капитала.

Государственные ценные бумаги размещаются различными методами, к примеру на аукционных торгах, путем открытой продажи всем желающим по определенным ценам либо закрытого распространения среди конкретного круга инвесторов и пр.

Государственные ценные бумаги, в основном, занимают ведущее место на рынке облигаций, где их доля доходит до пятидесяти процентов, а следовательно, и на всем рынке ценных бумаг, так как на последнем превалируют облигации. В структуре подобных бумаг наибольший удельный вес имеют среднесрочные и долгосрочные облигации, но по некоторым государствам наличествует существенный разброс показателей, которые характеризуют место и структуру рынка государственных ценных бумаг.

Государственные и муниципальные ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций либо других ценных бумаг, которые относятся к эмиссионным ценным бумагам на основании Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ[36].


Целями выпуска подобных бумаг могут выступать покрытие временного дефицита местного бюджета; финансирование бесприбыльных объектов, которые требуют единовременных крупных средств, которыми не располагает ежегодный бюджет; строительство, реконструкция и ремонт объектов соцназначения.

Главными инвесторами для муниципальных ценных бумаг может выступать местное население, коммерческие банки, страховые и пенсионные фонды, иные организации и предприятия. Приобретение подобных ценных бумаг может быть выгодно для инвесторов из-за их более высокой доходностью и надежностью. Обеспечением муниципальных ценных бумаг как правило выступают доходы соответственного бюджета в целом либо их конкретные виды, муниципальное имущество или доходы от осуществления инвестиционных проектов, под которые выпущены муниципальные облигации.

К государственным федеральным ценным бумагам следует отнести: государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), облигации государственного внутреннего валютного займа (ОВВЗ).

Государственная краткосрочная бескупонная облигация (ГКО) - государственная именная ценная бумага, которая имеет срок обращения до года и которая предоставляет ее владельцу правомочия на получение дохода в виде разницы между ценой реализации на вторичном рынке и ценой покупки.

Общий объем эмиссии ГКО устанавливается Минфином Российской Федерации в границах лимита государственного внутреннего долга, который устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответственный финансовый год. Каждый выпуск может быть оформлен глобальным сертификатом в двух экземплярах, которые имеют одинаковую правовую силу, один из которых остается на хранении в Минфине Российской Федерации, а второй экземпляр хранится в депозитарии.

Банк Российской Федерации выступает генагентом по обслуживанию выпусков ГКО и регулируется по согласованию с Минфином Российской Федерации вопросы размещения и обращения ГКО. Данный Банк дает гарантии своевременности погашения выпущенных ГКО при размещении выпуска ГКО Минфином Российской Федерации. Размещение ГКО и заключение всех сделок по ним реализуется через уполномоченные Банком организации на выполнение депозитарной и дилерской деятельности с ГКО.

Облигации федерального займа (ОФЗ) – это государственная именная купонная ценная бумага, которая имеет срок обращения больше одного года и которая предоставляет владельцу правомочие на получение процентного дохода, который начисляется к номинальной стоимости облигаций, и суммы основного долга, выплачиваемого при погашении облигаций федерального займа.


Эмитент облигаций федерального займа - Минфин России от имени Российской Федерации. Эмиссия облигаций федерального займа осуществляется время от времени в форме отдельных выпусков на основании Генеральных условий выпуска и обращения облигаций федеральных займов[37].

Общий объем эмиссии облигаций федерального займа устанавливается Министерством финансов Российской Федерации в рамках лимита государственного внутреннего долга, определяемого федеральными законами о федеральном бюджете на соответственный финансовый год.

Банк России по указу Минфина Российской Федерации может также продавать облигации федерального займа, не проданные в период размещения отдельного выпуска, и досрочно выкупать облигации федерального займа на вторичном рынке (в течение торговой сессии).

Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) – это государственная ценная бумага на предъявителя, которая выпускается в документарной форме и предоставляет их владельцу правомочия на приобретение процентного дохода, который начисляется к номинальной стоимости облигации, и номинальной стоимости при погашении.

Эмитентом облигаций государственного сберегательного займа выступает Минфин Российской Федерации.

Эмиссия ОГСЗ реализуется на основании Генеральных условий выпуска и обращения облигаций государственного сберегательного займа России[38]. Общий объем эмиссии облигаций государственного сберегательного займа устанавливается Минфином Российской Федерации в рамках лимита государственного внутреннего долга, который определяется федеральным законом о федеральном бюджете на соответственный финансовый год. Эмиссия облигаций государственного сберегательного займа осуществляется в форме определенных выпусков.

Владельцами облигаций государственного сберегательного займа могут выступать как юридические, так и физические лица. Минфин Российской Федерации утверждает условия определенных выпусков облигаций государственного сберегательного займа.

Размещение облигаций государственного сберегательного займа осуществляется путем проведения подписки среди профессиональных участников рынка ценных бумаг, которые затем на основании договора с Минфином России продают приобретенные облигации государственного сберегательного займа на вторичном рынке. Платежный агент по облигациям государственного сберегательного займа - Сберегательный банк РФ.


Облигация внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ) – это облигации, которые эмитированы Минфином Российской Федерации и номинированные в долларах США.

Основной классификацией ценных бумаг выступает их разделение на эмиссионные и неэмиссионные. Критерием разделения ценных бумаг на эмиссионные и неэмиссионные выступает форма их размещения. Эмиссионные ценные бумаги могут быть выпущены как в документарной, так и бездокументарной формах.

Федеральный закон о РЦБ включает характеристику эмиссионных ценных бумаг. Эмиссионной ценной бумагой выступает любая ценная бумага, которая соответствует одномоментно таким признакам, как: фиксирует совокупность имущественных и неимущественных прав, которые подлежат удостоверению, уступке и безусловному выполнению с соблюдением определенных федеральным законом формы и порядка; размещается выпусками; обладает равным объемом и сроками реализации правомочий внутри одного выпуска вне зависимости от времени получения ценной бумаги.

К эмиссионным ценным бумагам можно отнести акции, облигации, опцион эмитента, отечественные депозитарные расписки.

Выпуск эмиссионных ценных бумаг - это совокупность всех ценных бумаг одного эмитента, предоставляющих одинаковый объем прав их владельцам и имеющих одинаковую номинальную стоимость в случаях, если наличие номинальной стоимости предусмотрено законодательством РФ. Выпуску эмиссионных ценных бумаг присваивается единый государственный регистрационный номер, который распространяется на все ценные бумаги данного выпуска.

Весь ход эмиссии ценных бумаг можно разделить на отдельные этапы:

- принятие эмитентом решения о размещении ценных бумаг;

- принятие эмитентом решения о выпуске ценных бумаг;

- подготовка проспекта эмиссии.

Проспект ценных бумаг – это документ, содержащий дословную информацию об эмитенте, его финансовом состоянии, выпущенных и выпускаемых ценных бумагах;

- государственная регистрация выпуска ценных бумаг и в необходимых случаях - регистрация проспекта эмиссии ценных бумаг;

- изготовление сертификатов ценных бумаг и раскрытие информации, которая содержит в проспекте эмиссии ценных бумаг;

- размещение ценных бумаг;

- регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг;

- раскрытие информации, содержащейся в отчете об итогах выпуска ценных бумаг в случае, если государственная регистрация сопровождалась регистрацией проспекта эмиссии ценных бумаг.