Файл: Понятие и виды источников права ( Источники права: общая характеристика ).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Источники права: общая характеристика
1.1. Понятие и признаки источников права
1.2. Источники права в различных правовых семьях
Глава 2. Виды источников права
2.1. Нормативный правовой акт как основной источник права
2.2. Роль правового обычая и юридического прецедента как источников права
Важным признаком источников права являются юридические последствия их установления, введения в действие в виде закрепления основ, начал типичного правового регулирования в определенных сферах общественной жизни. Это означает, что источник права «монополизирует» за собой регулирование особой сферы общественной жизни и целенаправленно воздействует на строго определенные виды общественных отношений. В нем заложены все юридические возможности обеспечения эффективного правового воздействия на общественную жизнь. Определяя истоки, начала правового регулирования, источники концентрируют и распределяют энергию правовой материи по основным институтам и отраслям права.
Возвращаясь к общему пониманию источников права как способов и форм возведения в закон государственной воли, рассчитанной на неоднократное применение, следует обратить внимание на проблему многообразия их видов, раскрывающуюся в различных классификациях.
1.2. Источники права в различных правовых семьях
Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и исторического пути его формирования.
Среди существующих в настоящее время правовых групп романо-германская правовая семья занимает особое место и имеет для развития юридической теории и практики особое значение. По словам Р. Давида и К. Жоффре-Спинози, она является "первой семьей, с которой мы встречаемся в современном мире" и которая выступают как бы продолжением римского права, результатом его эволюции, хотя и "никоим образом не является его копией.
Романо-германская правовая семья охватывает большую часть стран Африки, всю Латинскую Америку, страны Ближнего Востока, Индонезию, Японию, а также страны континентальной Европы.
Правовые системы последних по ряду специфических признаков делятся на две группы: романскую и германскую. В первую группу входят правовые системы Франции, Италии, Испании, Бельгии, Люксембурга и Голландии. Ко второй группе относят правовые системы Германии, Австрии, Швейцарии и ряда других стран.
Общепризнанным центром развития романо-германской правовой семьи считается континентальная Европа. Однако бурное развитие ее за последние столетия наблюдалось и в других частях света и регионах. С учетом этого романо-германскую правовую семью иногда подразделяют на латиноамериканскую, скандинавскую, латинскую и другие правовые подгруппы, хотя это и вызывает со стороны ряда авторов далеко не всегда однозначное отношение.
Свое историческое и генетическое начало романо-германская правовая семья берет в Древнем Риме, в римском праве. Это прежде всего отличает данную правовую семью от англосаксонской и всех других существующих в современном мире правовых семей. Именно в этом заключается ее главная особенность.
Тесная связь с римским правом во многом предопределила другие особенности романо-германского права:
1) основной источник – нормативные правовые акты;
2) главная роль в формировании права отводится законодателю;
3) четко выраженное деление на отрасли права;
4) ярко выраженное деление на частное и публичное право;
5) высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов.
В романо-германской правовой семье, как правило, используются следующие источники права: нормативно-правовые акты; правовые обычаи; нормативные договоры; общие принципы права, именуемые иногда в научной литературе как "высшие принципы"; общие принципы и нормы международного права; доктрины, с помощью которых вырабатываются многие принципы романо-германского права. В романо- германской правовой семье используется и судебная практика, судебные прецеденты, которые, однако, не играют такой важной роли как в странах англосаксонской семьи.
Основы англосаксонской правовой системы были сформированы в Англии. Затем посредством активной колониальной политики были распространены и на другие континенты. В настоящее время данный тип правовых систем существует в Англии, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Северной Ирландии и ряде других стран. Примерно одна треть населения живет в правовых рамках, определенных именно англосаксонской правовой системой. Формирование англосаксонской системы права началось еще в XIII в., когда были образованы и действовали так называемые разъездные королевские суды. В своей деятельности они руководствовались в основном обычаями, а также практикой местных судов. В результате судьи вырабатывали общие нормы, принципы и подходы в рассмотрении споров из разных сфер общественной жизни. Таким образом, складывалось так называемое «общее право», которое первоначально было неписаным. В дальнейшем решения королевских судов стали использоваться в качестве руководства в принятии решений другими судами по аналогичным делам. Таким образом, судебная практика стала одним из основных источников права.
На данный момент в связи с широким распространением ислама и увеличением активности и числа его приверженцев изучение мусульманского права приобретает особую актуальность. Мусульманская правовая семья чрезвычайно колоритна и специфична. Фактически она является не только одной из самых крупных правовых семей, но и единственной сугубо религиозной правовой семьей, сохранившейся в чистом виде до наших дней и продолжающей успешно функционировать в современном обществе.
Выделяют четыре основные формы (так называемые «четыре корня») мусульманского права:
1) Коран (главную священную книгу му- сульман);
2) сунну (жизнеописание пророка Му- хаммеда);
3) иджму (мнения авторитетных ученых- правоведов, то есть фактически юридическую доктрину);
4) кийяс (применение права по аналогии).
Структура мусульманского права своеобразна. Здесь нет деления на право частное или право публичное. Однако существует определенная интеграция однородных норм в соответствующие блоки (отрасли). Можно назвать такие отрасли, как право личного статуса, регулирующее семейные, наследственные и другие отношения; уголовное право, основанное на различии между твердо установленными (худуд) и дискреционными (тазир) наказаниями.
В целом мусульманское право не сливается с религией и не выступает частью ислама как религиозной системы, хотя многие нормы права совпадают с религиозными правилами поведения.
Глава 2. Виды источников права
2.1. Нормативный правовой акт как основной источник права
В современном мире наиболее распространенным источником права является нормативный-правовой акт. Нормативный-правовой акт - это официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий обязательные юридические нормы (правила поведения). Нормативный-правовой акт в отличие от таких источников права, как юридический прецедент или правовой обычай, занимающих второстепенное положение при регулировании общественных отношений, играет самую важную роль в государстве, так как содержащиеся в нём нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения.
Основными признаками нормативного-правового акта, отличающими его от других актов являются:
1.Нормативный акт, содержит определенные нормативы (предписания). Именно этим он отличается от акта применения или акта толкования права.
2.Правовой акт, т.е. содержит не любые нормы, а именно нормы права. Этим он отличается от других нормативных актов, не содержащих норм права (например, инструкции по использованию бытовых приборов).
3.Акт, создаваемый в результате правотворческой деятельности государства или всенародным волеизъявлением (референдумом).
4.Нормативный-правовой акт обладает общей обязательностью, т.е. они рассчитаны не на заранее определенный круг субъектов правоотношений, а не любого, кто попадает в сферу действия нормативного-правового акта. Это отличает нормативный-правовой акт от индивидуального правового акта, рассчитанного на конкретный случай и на конкретное лицо.
5.Нормативный правовой акт оформляется в виде официального письменного государственного документа.
6.Нормы в нормативно-правовом акте группируются по определенным структурным образованиям (разделам, статьям, главам).
Классификация нормативно-правовых актов производится по различным основаниям: по срокам действия, сфере действия, содержанию по субъектам правотворчества и по юридической силе.
В зависимости от срока действия нормативные акты подразделяются на акты неопределенно длительного действия и акты временного действия, в которых содержится конкретное указание на временное действие данных актов.
По сфере действия нормативные-правовые акты бывают:
1. Общефедеральными например, Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 года, принятый Государственной Думой РФ, является общефедеральным, так как компетенция и полномочия Государственной Думы РФ распространяются на всю территорию РФ.
2.Нормативные-правовые акты субъектов федерации, например, распоряжение губернатора Челябинской области от 10. 03. 99г. № 210-д «О проведении итогов предварительного этапа конкурса на звание «Самый благоустроенный город России»».
3.Нормативные-правовые акты муниципалитетов, например, «Постановление районного совета депутатов от 12. 04. 2000г. об утверждении положения об экономическом стимулировании инвестиций в экономику Варненского района».
4.Локальные нормативны-правовые акты, например, Устав Современного Гуманитарного Университета, распространяющий свое действие только внутри данного учреждения.
По содержанию. Такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы одного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права. Наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни.
По субъектам правотворчества и в зависимости от их правового положения, нормативные-правовые акты подразделяются на:
1.Акты, принятые в порядке референдума. Актом, принятым в порядке референдума является конституция РФ 1993 года.
2.Нормативные акты, принятые законодательными органами. Постановления же судов являются обязательными только для нижестоящих судов, а для остальных лиц они служат источником толкования.
3.Нормативные-правовые акты общественных объединений и организаций. .Совместные нормативные акты.
4.Локальные нормативные-правовые акты.
Наиболее распространенной является классификация нормативно-правовых актов в зависимости от их юридической силы. Итак, в зависимости от их юридической силы, нормативные акты можно подразделить на две группы: законы и подзаконные акты.
Закон - это нормативный-правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют основные вопросы жизни общества и государства в целом.
Во-первых, закон принимается только высшими представительными органами государственной власти, представляющими в формально-юридическом смысле весь народ или же непосредственно самим народом с помощью референдума.
Во-вторых, закон обладает высшей юридической силой среди всех остальных источников права, имеет верховенство и является главенствующей формой права. Высшая юридическая сила состоит закона в том, что: они не нуждаются в каком-либо утверждении другими органами; законы никто не вправе отменять, кроме органа их издавшего все остальные акты должны соответствовать законам и никогда им не противоречить.
В-третьих, закон содержит общезначимые нормы, которые должны выполняться всеми.
В-четвертых, закон, как источник права, представляет волю и интересы всего общества или народа и волю государства. Для отечественной и зарубежной правовой теории довольно традиционным стало рассмотрение закона как выразителя общей воли.
В-пятых, законы принимаются для регулирования наиболее важных общественных отношений: в них регламентируется государственное устройство, система органов власти, их компетенция, права и свободы граждан, а также перечислены деяния, которые признаются преступлениями.
В-шестых, законы принимаются, изменяются и дополняются в особом, строго установленном порядке. В каждой стране существует свой собственный порядок принятия, изменения и дополнения законодательных актов. Однако, все принимаемые законы, как правило, проходят через одни и те же стадии процесса правотворчества, начиная с момента внесения законопроекта в высший законодательный орган, его обсуждения, принятия, одобрения и утверждения, заканчивая опубликованием (обнародованием) принятого закона.