Файл: «Разработка регламента выполнения процесса «Учет реализации лекарственных препаратов через аптечную сеть»».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Аналитическая часть 5

1.1. Описание предметной области. Постановка задачи 5

1.2. Выбор средства для моделирования бизнес-процессов 9

1.3. Моделирование бизнес-процессов «как есть» 12

2. Практическая часть 19

2.1. Предлагаемые мероприятия по улучшению бизнес-процессов 19

2.2. Моделирование бизнес-процессов «как должно быть» 21

Рисунок 10. Модель процесса формирования отчетности 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

Список использованной литературы 30

ВВЕДЕНИЕ

Розничная торговля лекарственными препаратами является завершающим процессом оборота товара, который представляет собой совокупность видов предпринимательской деятельности, связанных с продажей товаров и услуг непосредственно конечным потребителям.

Розничная торговля – это товарообменный процесс, который направлен на удовлетворение потребностей людей с помощью свободной продажи товаров и услуг, которые представляют для них определенную ценность.

Определение термина «розничная торговля» дается в части 2 ГК РФ, в которой говорится, что по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли, передает покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, т.е. розничные торговцы реализуют товар конечным потребителям.

В розничной торговле учитываются интересы продавца, связанные с получением доходов, а также потребности покупателя, связанные с получением высококачественных товаров и услуг.

Именно в розничной торговле производители максимально учитывают запросы общества. Основу розничной торговли составляет теория индивидуального выбора, которая исходит из принципа приоритета потребителя. Поэтому розничная торговля является социальным выражением качества жизни общества.

Розничная торговля является инструментом, который реализует произведенную потребительскую стоимость и связывает производство с потреблением и поддерживает равновесие между спросом и предложением. При этом не имеет значения, кто и где осуществляет реализацию товаров и через какие каналы сбыта они доводятся до конечных потребителей.


Актуальность работы заключается в повышении качества выполнения бизнес-процессов с помощью применения информационных технологий.

Объектом исследования является процесс учета реализации лекарственных препаратов через аптечную сеть.

Предметом исследования является автоматизация процесса учета реализации лекарственных препаратов через аптечную сеть.

Целью работы является разработка регламента выполнения процесса учета реализации лекарственных препаратов через аптечную сеть.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  1. Дать описание предметной области.
  2. Выбрать средства моделирования бизнес-процессов.
  3. Осуществить моделирование бизнес-процессов «как есть».
  4. Описать мероприятия по улучшению бизнес-процессов.
  5. Осуществить моделирование бизнес-процессов «как должно быть».

Аналитическая часть

  1. Описание предметной области. Постановка задачи

Учет реализации лекарственных препаратов в сетевых аптеках включает в себя следующие процессы:

  1. Учет оптовой или розничной реализации препаратов.
  2. Оформлении документации.

Фармацевтические организации, которые занимаются оптовой торговлей, реализуют товары согласно заключенным договорам купли-продажи, комиссии, поставки, мены и т.д.

Чтобы повысить эффективность управления процессом реализации лекарственных препаратов, фармацевтические торговые организации могут использовать прием структурирования товарооборота по составным частям, используя различные признаки.

Например, оптовые организации могут использовать следующие признаки [3]:

  1. Географический;
  2. Характер потребителя;
  3. Условия реализации (форма договорных отношений) и т.д.

При оптовой торговле на лекарственные препараты, отпускаемые из отдела экспедиции аптечного склада, составляется комплект сопроводительных документов в соответствии со следующими параметрами:

  • условия поставки (одного или иногородняя);
  • выбранный вид транспорта (автомобильный, железнодорожный, водный или воздушный);
  • особенностями продукции.

В случае реализации лекарственных препаратов розничными аптечными компаниями, процесс продажи товаров делится на следующие виды:

  • реализация товаров конечным потребителям (населению);
  • реализация товаров институциональным потребителя (организациям).

В зависимости от того кто является покупателем, применяются различные виды документального оформления операций по реализации лекарственных препаратов. Традиционно аптечные компании ведут оперативный учет с помощью внутриведомственных форм первичной учетной документации по составным частям каждого вида реализации, при этом используют натуральные (количественные) и денежные измерители.

Помимо этого в процессе учета реализации товаров могут использоваться следующие организационные единицы:

  • отделы: рецептурно-производственный, готовых лекарственных форм, безрецептурного отпуска и т.д;
  • ассортиментные группы: лекарственные препараты, предметы ухода за больными, косметическая продукция, оптика и др.).

Процесс реализации лекарственных препаратов конечному потребителю делится на 3 части [7]:

  1. Оборот по амбулаторной рецептуре, который является особым видом продажи. Причина реализации препарата по амбулаторной карте устанавливается медицинскими работниками, которые выписывают рецепт на экстемпоральную или готовую лекарственную форму. Для учета реализации экстемпоральных лекарственных форм за единицу принимается одна рецептурная пропись независимо от входящих в нее ингредиентов и их количества. Готовые лекарственные формы (ГЛФ) подлежат ежедневному учету согласно их стоимости (только бесплатные и льготные учитываются ежедневно и по количеству, и по стоимости). В случае автоматизированного учета движения товаров также появляется возможность ежедневного учета количества всех отпущенных ГЛФ. За одно готовое лекарственное средство промышленного производства принимают оригинальную единичную упаковку в готовом для отпуска населению виде. В этом случае сумма выручки фиксируется в «Журнале учета рецептуры», «Кассовой книге» и расходной части «Товарного отчета» материально-ответственного лица. Для осуществления количественного учета ГЛФ за любой период времени (чаще квартал) при отсутствии автоматизированных средств попредметного учета каждой реализованной ассортиментной позиции можно использовать условный расчетный метод, который заключается в том, что в течение 5 дней в начале периода и 5 дней в конце периода определяют количество и стоимость готовых лекарственных форм, отпущенных населению. С помощью этих данных рассчитывают среднюю стоимость одной ГЛФ в изучаемом периоде. Получив из «Журнала учета рецептуры» стоимость готовых лекарственных средств за весь период и зная среднюю стоимость одной ГЛФ, рассчитывают количество ГЛФ в этом периоде. В случае учета бесплатных и льготных рецептов дополнительно к названным первичным документам по экстемпоральным и готовым лекарственным формам составляется «Сводный реестр», на основе которого аптечная организация, осуществившая отпуск товаров декретированным группам населения на бесплатных и льготных условиях, выписывает счет для оплаты лекарственных препаратов. К счету прилагается первый экземпляр «Сводного реестра» и первые экземпляры рецептов формы № 148-1/у-88. Счета регистрируются в «Реестре выписанных покупателям требований-накладных (счетов)» (форма № А-2.22).
  2. Учет оборота по безрецептурному отпуску ведется в денежной форме. Величина оборота определяется по данным контрольно-кассовой ленты как выручка отдела безрецептурного отпуска и фиксируется в «Кассовой книге», а также расходной части «Товарного отчета» материально ответственного лица.
  3. Оборот мелких розничных аптек может учитываться как с использованием только денежного измерителя, так и с использованием денежного и натурального измерителей.

Процесс отпуска товаров в мелких розничных сетях проводится согласно требованиям-накладным, которые выписываются заведующими аптечными киосками или пунктами.

Выручка мелкорозничных аптек приходуется в кассу аптеки ежедневно и оформляется приходным кассовым ордером. Прием денежных средств учитывается в «Кассовой книге».

Процесс реализации лекарственных препаратов институциональным потребителям делится на следующие виды:

  • оборот по стационарной рецептуре, где, как и в обороте по амбулаторной рецептуре, выделяют лекарственные формы, изготавливаемые по требованиям лечебно-профилактических учреждений, и готовые лекарственные формы;
  • оборот по мелкооптовому отпуску, который включает весовой отпуск, который осуществляется в результате однократного отмеривания или отвешивания товара (без деления на дозы), а также прочий отпуск готовых товаров аптечного ассортимента.

Основными документами оперативного учета процесса реализации товаров институциональным потребителям являются:

  • «Журнал учета оптового отпуска и расчетов с покупателями» (форма № А-2.19), в котором для каждого покупателя открывается отдельный лицевой счет или коллективный счет;
  • «Накладная-требование» ведомственной формы № А-2.20; «Счет» или «Счет-фактура»;
  • «Реестр выписанных покупателям требований-накладных (счетов)» (форма № А-2.22);
  • «Оборотная ведомость по лицевым счетам покупателей и прочим расчетам» (форма № АП-23) служит для ежемесячной выверки взаиморасчетов между аптекой и потребителями-организациями;
  • «Товарный отчет» материально-ответственного лица.
  1. Выбор средства для моделирования бизнес-процессов

Для проектирования информационной системы будет использована методология функционального моделирования. SADT – методология (Structured Analysis and Design Technique ) является распространенной в связи с тем, что ориентирована на комплексное представление структуры материальных, информационных, финансовых и управленческих потоков, отображение организационной структуры. В силу этого, SADT – это методология в большей степени нацеленная на реорганизацию всей системы управления, чем другие методологии функционального моделирования, основанные на использовании диаграмм потоков данных, главная цель которых проектирование информационных процессов [11].

Функциональная модель бизнес-процессов состоит из диаграмм, фрагментов текстов и глоссария, имеющих ссылки друг на друга. Диаграммы - главные компоненты модели, которые отображают последовательности взаимосвязанных через общие объекты функций (операций, действий, работ – activity) бизнес-процесса.


Методология SADT реализована в следующих инструментальных средствах:

  1. Microsoft Visio.
  2. Bpwin process modeler.
  3. Ramus Educational.
  4. Dia [12].

Программный продукт Microsoft Visio -  векторный графический редактор, который обеспечивает работы с диаграммами и блок-схемами для Windows. Редактор выпускается в трёх редакциях: Standard, Professional и Pro for Office 365 [4].

Аналогично с Adobe Reader, в стандартный набор программ MS Office входит только средство для просмотра и печати диаграмм Microsoft Visio Viewer. Полнофункциональная версия Microsoft Visio Professional для создания и редактирования монограмм и диаграмм в пакеты MS Office не входит и распространяется отдельно. Первоначально Visio разрабатывался и выпускался компанией Visio Corporation. Компания Microsoft приобрела компанию в 2000 году, тогда продукт назывался Visio 2000, был выполнен ребрендинг, и продукт был включен в состав Microsoft Office. Редактор поддерживает множество типов диаграмм, в которые входит IDEF0, DFD и другие методологии моделирования.

Редактор «Bpwin process modeler» - это программный продукт, разработанный компанией ltd. Logic Works. Он предназначен для поддержки процесса создания информационных систем. Относится к категории CASE средств верхнего уровня. BPwin является достаточно развитым средством моделирования, которое позволяет проводить анализ, документирование и улучшение бизнес процессов. С его помощью можно моделировать действия в процессах, определять их порядок и необходимые ресурсы. Модели BPwin создают структуру, необходимую для понимания бизнес процессов, выявления управляющих событий и порядка взаимодействия элементов процесса между собой [1].

«Bpwin» поддерживает функциональное моделирование, моделирование потока работ и потока данных. Соответствующие диаграммы реализованы на основе стандартов IDEF0, IDEF3 и DFD. Функциональное моделирование дает возможность осуществлять систематизированный анализ бизнес процессов, обращая внимание на регулярно выполняемые задачи (функции). Моделирование потока работ обеспечивает анализ логики выполнения процесса. Моделирование потока данных позволяет сконцентрировать внимание на обмене данными между различными задачами. Кроме того, что в BPwin создаются отдельные модели, также могут создаваться и смешанные модели [2].

Редактор «Ramus Educational» - кроссплатформенная система моделирования и анализа бизнес-процессов. В функционал редактора входят:

  • разработка графических моделей бизнес-процессов (поддерживаются нотации IDEF0 и DFD);
  • разработка систем классификации и кодирования (с привязкой к моделям процессов);
  • формирование отчётности по моделям и системе классификации (в виде регламентов бизнес-процессов, должностных инструкций и т.п.).