Файл: «Разработка регламента выполнения процесса «Учет реализации лекарственных препаратов через аптечную сеть»».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Редактор «Dia» - это свободный кроссплатформенный редактор диаграмм, часть GNOME Office, но может быть установлен независимо. Он может быть использован для создания различных видов диаграмм: блок-схем алгоритмов программ, древовидных схем, статических структур UML, баз данных, диаграмм сущность-связь, радиоэлектронных элементов, потоковых диаграмм, сетевых диаграмм и других [9].

Для выбора инструментального средства необходимо выделить критерии, по которым выбор будет осуществляться:

  1. Поддержка нотаций IDEF0, DFD, IDEF3.
  2. Кроссплатформенность.
  3. Проверка нотации.
  4. Формирование отчетности.

Проанализируем инструментальные средства по выделенным критериям. Результат представлен в таблице 1.

Таблица 1

Анализ инструментальных средств

Критерий

MS Visio

Bpwin

Ramus

Dia

Поддержка IDEF0

+

+

+

+

Поддержка DFD

+

+

+

+

Поддержка IDEF 3

-

+

-

-

Кроссплатформенность

-

-

+

+

Проверка правильности применения нотации

-

+

-

-

Формирование отчетности

-

+

+

-

2

5

4

3

По результатам проведенного анализа наибольшее соответствие показало CASE-средство Bpwin process modeler, которое будет использовано для моделирования бизнес-процессов предметной области.

Существует ряд нотаций, используемых в структурном подходе. Это нотации IDEF0, DFD, IDEF3. Нотация IDEF0 имеет жесткие правила создания модели бизнес-процесса. Эта нотация позволяет представить изменение информационных, денежных и материальных потоков при прохождении бизнес-процессов. Несмотря на сложности нотации, ее преимуществом является наглядность и понятность модели бизнес-процесса [10].

Нотация DFD используется для моделирования потоков данных, которые сопровождают бизнес-процессы [8]. Эта нотация применяется для моделирования бизнес-процессов при разработке программного обеспечения и баз данных.


Нотация IDEF3 позволяет представить процессы предметной области в виде работ. Получившаяся модель показывает логику выполнения работ [6].

Для моделирования бизнес-процессов выбрана нотация IDEF0, поскольку она позволяет рассмотреть процесс комплексно, обладает неизбыточной детализацией и включает все необходимые инструменты.

  1. Моделирование бизнес-процессов «как есть»

Рассмотрим бизнес-процесс учета реализации лекарственны препаратов аптечной сети с помощью методологии структурного анализа IDEF0. На рисунке 1 представлена контекстная диаграмма бизнес-процесса.

Входами процесса являются документы: требование-накладная и приходный кассовый ордер. Выходами процесса являются документы: реестр требований-накладных, кассовая книга, оборотная ведомость и товарный отчет материально-ответственного лица. Управление процессом осуществляется согласно регламенту и должностной инструкции.

Рисунок 1. Контекстная диаграмма бизнес-процесса

Механизмом процесса является фармацевт.

На рисунке 2 представлена декомпозиция бизнес-процесса учета реализации лекарственных препаратов в аптечной сети. На основании требований-накладных фармацевт заполняет форму реестра требований-накладных. На основании этих данных формируется отчет – оборотно-сальдовая ведомость.

Затем фармацевт осуществляет учет выручки от реализации лекарственных препаратов. На основании составленного приходного ордера заполняется кассовая книга, которая подлежит ежедневному заполнению в конце смены. Затем на основании требований-накладных составляется товарный отчет материально-ответственного лица, в котором указывается сколько было реализовано препаратов по каждой товарной позиции и количество лекарственных препаратов на конец дня.

На рисунке 3 представлена модель процесса формирования реестра требований-накладных. Фармацевт осуществляет отбор накладных на заданную дату. После этого он вносит данные о накладных в форму реестра. На основании накладных составляются оборотно-сальдовые ведомости для каждого клиента, в которых указана стоимость лекарственных препаратов и сумма оплаты по накладной.

На рисунке 4 представлена модель процесса заполнения кассовой книги. Фармацевт проверяет заполнение приходного ордера, сравнивает количество денежных средств в кассе с указанным в документе и оформляет кассовую книгу.


На рисунке 5 представлена модель процесса. При смене материально-ответственного лица осуществляется подсчет фактического наличия товара в аптеке, подсчет наличия товара по документам и оформление товарного отчета, в котором отражается фактическое наличие товара.

Рисунок 2. Декомпозиция контекстной диаграммы

Рисунок 3. Модель процесса составления реестра требований-накладных

Рисунок 4. Модель процесса заполнения кассовой книги

Рисунок 5. Модель процесса составления отчета

Практическая часть

  1. Предлагаемые мероприятия по улучшению бизнес-процессов

Проанализируем выполнение бизнес-процесса учета реализации лекарственных препаратов через аптечную сеть. На основании проведенного анализа бизнес-процессов можно заключить, что он обладает следующими недостатками:

  1. Большое количество форм документооборота, которые необходимо заполнять ежедневно.
  2. Необходимость в строгом учете реализованных лекарственных препаратов, особенно тех, которые продаются по рецептам.
  3. Отсутствие оперативной системы учета продаж.
  4. Отсутствие аналитических механизмов формирования отчетности.
  5. Высокие временные затраты на формирование кассовой книги и товарного отчета материально-ответственного лица.

Фармацевт, работающий в аптеке, помимо основных функциональных обязанностей, должен осуществлять учет реализации лекарственных препаратов. Учет осуществляется с помощью заполнения отчетных форм, применение которых зависит от способа реализации лекарственных препаратов (оптовая продажа или розничная) и от вида реализации (отпуск по рецепту, отпуск без рецепта).

Текущая практика учета реализации лекарственных препаратов аптечной сети заключается в том, что фармацевт ежедневно в конце рабочей смены осуществляет заполнение отчетных форм документов и формирование отчетности. Товарный отчет материально-ответственного лица осуществляется при смене материально-ответственного лица. Как правило, фармацевты работают по графику 2/2, поэтому отчет формируется в конце смены фармацевта. Все перечисленные документы заполняются вручную. А формы документов закупаются в типографии. При допущении ошибки в документе, его приходится заполнять заново.


Ручной способ формирования документооборота задачи обладает следующими недостатками:

  1. Высокие временные затраты на сбор исходных данных.
  2. Высокие временные затраты на осуществление расчетов, связанных с итоговыми показателями продаж билетов.
  3. Высокая вероятность совершения ошибки в расчетах.
  4. Высокие временные затраты на оформление документации.

В связи с перечисленными недостатками, необходимо организовать единое хранилище данных, в котором будет содержаться информация:

  • О поступлении лекарственных препаратов на склад аптеки.
  • О реализации лекарственных препаратов.

Доступ к хранилищу данных должен быть у фармацевтов и кладовщиков аптечной сети, которые отвечают за распределение лекарственных препаратов по торговым точкам [5].

Ввиду перечисленных недостатков, к единому хранилищу данных необходимо добавить функционал, автоматизирующий процессы формирования документооборота и анализа отчетности по продажам.

После ввода в действие перечисленных изменений, бизнес-процесс будет полностью автоматизирован. Все формы документов будут формироваться информационной системой. Вручную будет вводиться только количество реализуемых препаратов. Процесс будет включать в себя только действия, направленные на учет реализации лекарственных препаратов покупателю.

Процесс учета реализации лекарственных препаратов аптечной сети будет включать в себя следующие подпроцессы:

  1. Выбор лекарственного препарата.
  2. Ввод данных о количестве реализуемого препарата.
  3. Учет оплаты.
  4. Печать товарного и кассового чека.
  5. Формирование приходных документов.
  6. Формирование отчета по продажам.

Перечисленные действия будут занимать значительно меньше времени, чем при существующем ручном способе учета реализации лекарственных препаратов. Основные трудозатраты в этом процессе будут приходиться на ввод данных в систему. Формирование документации и отчетов по продажам будет полностью автоматизировано.

  1. Моделирование бизнес-процессов «как должно быть»

Рассмотрим изменения в бизнес-процессах, которые произойдут после внедрения информационных технологий. На рисунке 6 представлена контекстная диаграмма бизнес-процесса учета реализации лекарственных препаратов через сети аптек.

Входом процесса является информация о товаре. Выходами процесса являются документы: требование-накладная, приходный кассовый ордер, реестр требований-накладных, кассовая книга, оборотная ведомость и товарный отчет материально-ответственного лица. Управление процессом осуществляется согласно регламенту и должностной инструкции. Механизмами процесса являются фармацевт и информационная система.


После того как процесс был автоматизирован с помощью информационной системы, произошла его реорганизация. Процесс учета реализации лекарственных препаратов стал включать в себя следующие процессы:

  • Ввод данных;
  • Формирование документов;
  • Формирование отчетности.

Декомпозиция бизнес-процесса представлена на рисунке 7.

Рисунок 6. Контекстная диаграмма

Рисунок 7. Декомпозиция бизнес-процесса

На рисунке 8 представлена модель процесса ввода данных о реализации товара. Фармацевт создает в ИС запись о продаже препарата, выбирает из справочника нужные препараты и вводит количество проданных препаратов.

На рисунке 9 представлена модель формирования документов. На основании созданной записи о продаже товара создаются формы документов, которые доступны для печати. Процесс полностью автоматизирован и осуществляется без участия фармацевта.

На рисунке 10 представлена модель процесса формирования отчетности. Фармацевт осуществляет ввод параметров для формирования отчетности: выбор вида отчета и даты. На основании введенных данных информационная система осуществляет выборку данных и создание отчетной формы, доступной для печати.

Рисунок 8. Модель процесса ввода данных о реализации товара

Рисунок 9. Модель процесса формирования документов

Рисунок 10. Модель процесса формирования отчетности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе выполнения работы был рассмотрен процесс учета реализации лекарственных препаратов в сети аптек. Процесс заключается в формировании первичных учетных документов, сопровождающих продажу и составлении отчетных форм.

Для моделирования бизнес-процессов предметной области был выбран системный подход, который включает следующие нотации: IDEF0, DFD, IDEF3. Для моделирования бизнес-процессов выбрана нотация IDEF0, поскольку она позволяет рассмотреть процесс комплексно, обладает неизбыточной детализацией и включает все необходимые инструменты.

Выбранная нотация реализована в ряде средств моделирования бизнес-процессов. К таким средствам относятся: Ramus Education, Dia, MS Visio и BPwin process modeler. Для выбора инструментального средства был выделен ряд критериев, согласно которым была проведена экспертная оценка перечисленных средств моделирования бизнес-процессов предметной области. В результате анализа было выбрано средство BPwin process modeler.