Файл: Налог на доходы физических лиц (Основные элементы НДФЛ в системе налогообложения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В период становления рыночной экономики главным инструментом российского правительства выступали налоги, уровень собираемости которых оказывал существенное влияние на реализацию целевых задач реформ и формирование доходов государственного бюджета.

Подоходный налог с физических лиц считается наиболее эффективным прямым налогом в современной налоговой системе различных стран, который в силу передачи полномочий по сбору и перечислению в бюджет переданы предприятиям, имеет высокий уровень собираемости. Особенную актуальность исследование данного налога приобрёл в разгар мирового финансового кризиса, когда, несмотря на общий спад производства, оставался одним из основных источников получения доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации.

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов вопроса о налоге на доходы физических лиц, анализ его расчёта и поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации, а также рассмотрение ряда мер по совершенствованию налоговой системы Российской Федерации на ближайшие годы в целом и НДФЛ в частности (особенно в части возможных изменений ставки по налогу).

Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

  1. изучить основные элементы НДФЛ, её роль в налоговой системе РФ.
  2. проанализировать порядок расчёта НДФЛ и его поступление в консолидированный бюджет;( исследовать порядок исчисления и уплаты налога;)
  3. рассмотреть ряд предложений по совершенствованию НДФЛ;

Непосредственно налог на доходы физических лиц относится к объекту исследования.

Предмет исследования - это современное положение данного налога и возможные пути его совершенствования

Исходя из выше изложенного, выбранная мною тема курсовой работы является актуальной.

Глава 1. Теоретические основы Налога на доходы физических лиц

1.1. История становления налога на доходы физических лиц


Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) или подоходный налог довольно «молод» по сравнению с другими видами налогов. В 1798 г. он впервые был введен в Англии в виде утроенного налога на роскошь. Этот налог, построенный на чисто внешних признаках (обзаведение мужской прислугой, владение каретой и т.п.), действовал вплоть до 1816 г. При вторичном его введении в 1842 г. он уже более-менее отвечал основным критериям, положенным в основу принципа подоходного налогообложения.

В других странах НДФЛ стали применять с конца XIX - начала XX в. (Пруссия - с 1891 г., Франция - с 1914 г.). Что касается России, то в 1812 г. был введен прогрессивный процентный сбор с доходов от недвижимого имущества, представляющий собой своеобразную форму подоходного налога. А специальный закон о подоходном налоге был принят лишь 6 апреля 1916г., и там наиболее полно воплотились принципы подоходного налогообложения.

На введение данного налога были свои внутренние причины в той или иной стране. При всем различии этих причин может быть выделена общая причина, характерная для всех стран. Государства остро нуждались в дополнительных средствах, это было вызвано ростом задолженности, военными и другими расходами, которые перестали покрываться реальными налогами, зачастую размер которых не соответствовал истинной платежеспособности граждан. В то же время набравшие силу социальные движения требовали устранения несправедливости косвенного налогообложения, не делавшего различий между бедными и богатыми и более тяжело ложившегося на менее состоятельных граждан. Поэтому и был введен НДФЛ, идея которого заключается именно в обеспечении равного налогообложения на основе прямого определения доходов каждого плательщика.

Что же касается нашей страны, то переход России на рыночные экономические отношения обусловил создание к 1992 г. новой налоговой системы, которая состояла более чем из 60 видов налогов и сборов. В частности Верховным Советом РСФСР был принят Закон "О подоходном налоге с физических лиц" от 7 декабря 1991 г. Основными принципами данного налога являлись: перечень необлагаемых налогом доходов, единая шкала прогрессивных ставок с совокупного годового дохода, вычеты из этого дохода по социальным группам и уменьшение налогооблагаемой базы на расходы, связанные со строительством или приобретением жилья, предпринимательской деятельностью и благотворительностью. В этот закон за период 1991-2000 г.г. были внесены изменения и дополнения 21 (Двадцать один) раз, 9 (Девять) раз менялась шкала ставок налога, но всегда была прогрессивной. Минимальная ставка оставалась в размере 12 (Двенадцать) %, а максимальная ставка в разные годы изменялась от 60 (Шестьдесят) % до 30 (Тридцать) % годового совокупного облагаемого дохода.


Однако дальнейшее развитие рыночных экономических отношений потребовало создания Налогового кодекса и в XXI век Россия вступила с этим важным документом.

Основными чертами новой системы налогообложения являются:

- отказ от прогрессивной ставки налога и введение единой минимальной налоговой ставки в размере 13 (Тринадцать) % для большей части доходов физических лиц;

- внесение изменений в определение налогооблагаемой базы;

- значительное расширение применяемых налоговых льгот и вычетов.

С 2001 года по настоящее время НДФЛ регулируется гл.23 НК, но ежегодно вносятся изменения, меняются ставки налога, сроки уплаты, предельная сумма, добавляются категория льготников. Так с 2002 года НДФЛ был переведен в распоряжение региональных и местных бюджетов, а до 2005 года доходы в виде дивидендов облагались по ставке 6%, (с 2005 года 9%).

Налоговые системы развиваются под влиянием политических экономических и социальных процессов, происходящих в той или иной стране. Тосно сплетены с развитием экономики. Рост общественного благосостояния, возникновение корпоративных форм организации производства, появление новых форм получения дохода, расширение круга собственников - эти и другие факторы самым непосредственным образом оказали и оказывают эволюционирующее воздействие на развитие системы подоходного налога.

1.2 Роль НДФЛ в РФ и в развитых странах

Подоходное налогообложение обладает колоссальными возможностями воздействия на уровень реальных доходов населения, позволяет с помощью системы льгот, выбора объекта и ставок налогообложения стимулировать стабильные доходы бюджета за счет повышения ставок налога по мере роста заработков граждан. Кроме того, тяжесть бремени индивидуального подоходного налога во многом определяет уровень обложения и другими налогами. Основные черты подоходного налога в России и цели их взимания во многом схожи с аналогичными налогами, принятыми во многих промышленно развитых странах. Его место в налоговой системе определяется следующими факторами:

  1. основной способ взимания подоходного налога – у источника выплаты дохода – является достаточно простым и эффективным механизмом контроля за своевременностью перечисления средств в бюджет;
  2. подоходный налог является личным налогом, т.е. его объектом является не предполагаемый усредненный доход, а доход, полученный конкретным плательщиком;
  3. подоходный налог в большей степени отвечает основным принципам налогообложения – всеобщности, равномерности и эффективности;
  4. налог относительно регулярно поступает в доходы бюджета, что немаловажно с точки зрения пополнения бюджетных средств.

Можно выделить общие черты подоходного налогообложения физических лиц, сравнивая налоговое законодательство стран с развитой рыночной экономикой в сфере подоходного налогообложения физических лиц. Они следующие:

1. Во многих странах одним из важнейших источников государственных доходов является подоходный налог с физических лиц. Так, наибольший удельный вес в структуре доходов федерального бюджета США занимают поступления от подоходного налога - около 40 (Сорок) %, в Великобритании - 35 (Тридцать пять) %, в Дании примерно 50 (Пятьдесят) %. Кроме того, подоходный налог с граждан имеет приоритетное значение в доходах бюджетов таких экономически развитых стран, как Канада, Германия, Австрия, Япония, Норвегия.

2. Во всех странах подоходный налог взимается по прогрессивной шкале. Диапазон ставок налога широк: от 0 (Ноль) до 56,8 (Пятьдесят шесть целых восемь десятых) % во Франции, от 19 (Девятнадцать) до 53 (Пятьдесят три) % в Германии, от 10 (Десять) до 50 (Пятьдесят) % в Австрии и Италии. Предельная ставка подоходного налога в Дании в 1996 году составляла 61 (Шестьдесят один) %. Казалось бы, ставки налога очень высоки, но следует учесть, что во всех странах установлены довольно значительные налогооблагаемые минимумы и представлены льготы по различным основаниям.

Например, физические лица в Японии уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей 5 ставок: 10, 20, 30 40, 50 %. Кроме того, действует подоходный префектурный налог, взимаемый по трем ставкам: 5, 10, и 15 %, а также существуют местные подоходные налоги. Но кроме налогооблагаемого минимума, гражданин может исключить из годового дохода льготы, учитывающие его семейное положение, а также сумму средств, затраченных на лечение. Таким образом, налогооблагаемая база получающего среднюю заработную плату гражданина Японии может быть уменьшена более чем на 30 %.

3. В результате реформ, проведенных во многих странах, произошло резкое сокращение максимальных ставок налога и их количества. Так, до 1986 г. в США действовали 14 (Четырнадцать) ставок подоходного налога, величина которых возрастала с 11 (Одиннадцать) до 50 (Пятьдесят) %. В ходе налоговой реформы 1990-х гг. шкала ставок была упрощена: максимальная ставка снижена до 39,6 (Тридцать девять целых шесть десятых) %, а число ставок сократилось до 5 (Пять).

Также претерпело ряд изменений налогообложение доходов граждан РФ. На протяжении 90-х годов двадцатого века в основе исчисления этого налога был принятый в декабре 1991 г. Закон «О подоходном налоге с физических лиц». С 01.01.2001 г. доходы физических лиц стали облагаться в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (ч. II гл. 23). [4, 197-198]


1.3. Основные элементы НДФЛ в системе налогообложения.

В Российской Федерации, как и в большинстве стран мира, налог на доходы с физических лиц является одним из главных источников доходной части бюджета. Следует отметить, что это прямой налог на совокупный доход физического лица, включая доходы, полученные от использования капитала.

Для региональной казны значение налога на доходы физических лиц велико, он является одним из основных источников дохода и зачисляется в бюджет области.

Налогоплательщики НДФЛ

Налогоплательщиками НДФЛ признаются:

1) физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ (физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12-ти следующих подряд месяцев);

2) физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ (физические лица, фактически находящиеся в РФ менее 183 календарных дней в течение 12-ти следующих подряд месяцев) (ст. 207 Налогового кодекса РФ).

Объект налогообложения НДФЛ

Объектом налогообложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками:

1) от источников в РФ и от источников за пределами РФ – для физических лиц – налоговых резидентов РФ (полная налоговая ответственность);

2) от источников только в РФ – для физических лиц – налоговых нерезидентов РФ (ограниченная налоговая ответственность) (ст. 209 Налогового кодекса РФ).

К доходам от источников в РФ и от источников за пределами РФ относятся:

1) дивиденды и проценты;

2) страховые выплаты при наступлении страхового случая;

3) доходы, полученные от использования авторских или иных смежных прав;

4) доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества;

5) доходы от реализации недвижимого имущества, акций или ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций, в том числе полученные от участия в инвестиционном товариществе, прав требования к организации в связи с ее деятельностью, иного имущества, принадлежащего физическому лицу;

6) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия, в том числе получаемые членами экипажей судов, плавающих под государственным флагом РФ;

7) пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты;

8) доходы, полученные от использования любых транспортных средств, а также штрафы и иные санкции за простой (задержку) таких транспортных средств;