Файл: Налог на доходы физических лиц (Основные элементы НДФЛ в системе налогообложения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. НДФЛфев=(1500+46000+6000-2800-4000+2700)*0,13=49400*0,12Р

Не облагается налогом доход в виде ценных подарков - в размере 4000 рублей.

  1. НДФЛмар=(1500+45000+18000-2800+49400)*0,13=111100*0,13=14443Р
  2. НДФЛапр=(1500+51000-2800+111100)*0,13=160800*0,13=20904Р
  3. НДФЛмай=(1500+49000-37000-2800+160800)*0,13=171500*0,13=22295Р

Используется социальный налоговый вычет по приобретению медикаментов и расходам на лечение.

  1. НДФЛиюнь=(1500+25000+53000-2800+171500)*0,13=248200*0,13=32266Р

НДФЛМВ=0,35*3739,7=1308,9Р

При получении кредита от организации, за счет получения кредита под низкий процент, у плательщика возникает экономия на процентах. В этом случае необходимо рассчитать материальную выгоду, которая облагается налогом в размере 35%.

  1. ∑НДФЛ= 1308,9+32266=33574,9Р.

За 6 месяцев итого доход полученный плательщиком составляет 251 939,7 рублей, а НДФЛ равен 33574,9 руб.

3.2. Пути совершенствования НДФЛ

Проведение налоговых реформ и мировой опыт показывают, что одна из основных проблем - это обоснование выбора конкретных ставок налогов. Данная проблема многократно усложняется при использовании прогрессивных и регрессивных налогов, поскольку в отличие от пропорционального налога в данном случае необходимо обосновать выбор не одной, а нескольких предельных ставок (их количество, как правило, колеблется от трех до шести). При этом выбор границ диапазонов налогооблагаемой базы, в которых действуют соответствующие ставки, необходимо также обосновывать, а также число этих диапазонов, совпадающее с числом различных ставок налога.

Проблема выбора ставок подоходного налога вызывает наиболее острые дискуссии среди экономистов и политиков. Важность решения этой проблемы объясняется рядом причин. Прежде всего, в основном величину налогового бремени граждан определяет именно индивидуальный подоходный налог. Кроме того, одним из основных источников доходов государственного бюджета составляют поступления по подоходному налогу в развитых странах.

НДФЛ не раз подвергался реформированию за период существования. За это время существенных изменений не произошло. В основном реформированию подвергались порядок представления налоговых вычетов и их суммы, корректировались некоторые ставки и виды доходов. Так, например, стандартный вычет на ребенка был увеличен с 300 (Триста) до 1000 (Тысяча) руб., при этом предельная величина дохода увеличилась с 20 000 (Двадцать тысяч) руб. до 40 000 (Сорок тысяч) руб., при достижении которой прекращается предоставление данной льготы. Была увеличена ставка НДФЛ по доходам, выплачиваемым в виде дивидендов, с 6 (Шесть) до 9 (Девять) процентов. Увеличен с 2 000 (Две тысячи) до 4 000 (Четыре тысячи) руб. размер материальной помощи, освобождаемой от налогообложения. Список доходов, не подлежащих налогообложению, дополнен доходами, полученными в порядке дарения от членов семьи и близких родственников. Размер социального налогового вычета на обучение и лечение увеличен с 25 000 (Двадцать пять тысяч) до 50 000 (Пятьдесят тысяч) руб.


В журнале «Экономика», в свою очередь, опубликована была статья В.В. Казакова «Предложения по совершенствованию налогообложения физических лиц Российской Федерации с учётом зарубежного опыта», где были высказаны несколько другой порядок мер по совершенствованию НДФЛ.

Так предлагается для решения этих задач комплексная программа по совершенствованию налогообложения физических лиц наряду с мерами по снижению социальных налогов, уплачиваемых предприятиями.

1. Личные доходы граждан в размере официального прожиточного минимума исключить из налогооблагаемой базы.

2. Для расчетов налогооблагаемой базы в качестве основополагающего понятия принять официально установленный прожиточный минимум на одного человека в месяц и среднюю заработную плату в месяц работников наемного труда, а не минимальную, как это делается сейчас.

За последний месяц года – декабрь корректировать все налоги и вычеты на основании прожиточного минимума и средней заработной платы. Так как мы не можем с достаточной точностью сейчас установить прожиточный минимум на конец года, возьмем за основу расчетов последние сведения.

3. Сохранить в полном объеме стандартные страховые вычеты, заложенные в существующем Налоговом кодексе, за исключением вычетов на детей и иждивенцев, т.к. механизм льготного налогообложения семьи нами уже учтен в предложенных мероприятиях.

4. Вернуться к прогрессивной системе налогообложения физических лиц. Для составления шкалы доходов основой должен служить размер средней заработной платы в стране. Взимание повышенных ставок налогов начинается с суммы дохода, составляющей в расчете на одного члена семьи среднегодовую заработную плату, исчисленную исходя из ее величины за последний месяц отчетного года.

5. Расчет подоходного налога производить в расчете на семью. При этом неважно, имеет ли какой-либо член семьи личный доход выше прожиточного минимума или нет. Вполне естественно, к членам семьи относятся дети, иждивенцы, инвалиды, пенсионеры и другие граждане, имеющие или не имеющие собственный источник доходов, связанные родственными связями и осуществляющие совместное проживание. Данные о составе семьи имеются в органах ЗАГС, паспортно-визовой службы, домоуправлениях и квартальных комитетах, поэтому проблем определения принадлежности и состава семьи возникать не должно.

В результате этого новшества отпадает необходимость применения некоторых вычетов. Так, стандартный налоговый вычет на детей отменяется, семья на основании нового расчета получает возможность не включать в налоговую базу сумму 18 000 (Восемнадцать тысяч) руб. на каждого ребенка в год, что соответствует прожиточному минимуму. Во многих странах применяется практика семейного налогообложения, в которой семья рассматривается как экономическая общность с общими доходами и потреблением. В Российской Федерации законодательство исходит из раздельного налогообложения доходов членов семьи. Таким образом, необходима концепция развития налогообложения семейного дохода, переход должен осуществляться поэтапно, путем проведения ряда мероприятий, включающих в себя частичное введение совместного налогообложения, переход к учету реального прожиточного минимума, внедрение порядка совместного налогообложения дохода семьи.


6. Применить новую систему взимания отчислений на социальное страхование. Общая налоговая нагрузка фонда оплаты труда снижена, распределена в определенном сочетании между работником и работодателем. Определить общий размер налоговой нагрузки на уровне 30 (Тридцать) %, т.е. снизить ее по отношению к существующей на 5,6 (Пять целых шесть десятых) %.

Переложив всю тяжесть выплат на предприятия, не заботящиеся о повышении оплаты труда сотрудников и освободить наименее обеспеченных работников от ее уплаты

Для расчета соотношения отчислений и выплат между работодателем и сотрудником применить шкалу плавающую. Помимо всего прочего, это будет дополнительным стимулом для предприятий снижать объем отчислений путем указания реальной заработной платы сотрудников, да и сами заработные платы, по всей видимости, вырастут, что позволит перенести налоговое бремя на экономически более состоятельных работников. [7]

Справедливость налогообложения предполагает взимание налога в точном соответствии с материальными возможностями физического лица, при этом повышение дохода должно сопровождаться ростом налоговой ставки.

Заключение

В современной России экономические преобразования и реформирование отношений собственности очень сильно повлияли на реализацию государством своих экономических функций и закономерно обусловили реформирование системы налогов. Налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений на пути к рыночной экономике. В частности, они призваны воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию, ограничивать стихийность рыночных процессов.

Налоги и налоговая система не смогут эффективно функционировать без соответствующего правового обеспечения – это есть особенность реформирования экономики в России. При этом речь идет не только о защите бюджетных интересов, но и об обеспечении законных интересов и конституционных прав каждого налогоплательщика.

В системе налогообложения физических лиц центральное место занимает налог на доходы физических лиц.

Налог на доходы физических лиц является одним из экономических рычагов государства, как и любой другой налог, с помощью которого оно пытается решить различные трудно совместимые задачи.

Налог на доходы с физических лиц является федеральным налогом, который взимается на всей территории страны по единым ставкам. Он используется для регулирования доходов нижестоящих бюджетов и относится к регулирующим налогам..


Необходимо формирование законодательства по вопросам семейного налогообложения для становления Российской Федерации как социального государства. Поэтому на начальном этапе реформирования действующего законодательства, необходима разработка этапов развития семейного налогообложения, которые должны учитывать как специфические особенности государственной системы России, так и общемировой опыт. Для перехода к семейному налогообложению предложена система, включающая в себя ряд определенных этапов, последовательная реализация которых должна способствовать внедрению в налоговую практику России семейного налогообложения.

Выполнение поставленных задач должно раскрыть потенциал налога на доходы физических лиц, как это происходит в развитых странах. А реализация выводов и предложений по совершенствованию государственной политики налогообложения доходов физических лиц, изложенных в работе, будет способствовать укреплению налогового потенциала и доходной базы бюджетов всех уровней, улучшению формирования налогового законодательства и повышению результативности налогового администрирования.

Список используемых источников

  1. Налоговый кодекс РФ;
  2. Алиев А.М. «Состояние, тенденции и проблемы налогообложения доходов физических лиц», 2010 г
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года №51-ФЗ (ред. от 05.05.2014)
  4. Косарева Т.Е. Налогообложение организаций и физических лиц: учебник / Т.Е. Косарева, Л.А. Юринова, Л.Г. Баранова и др.; под ред. Т.Е. Косаревой. – 7-е изд., испр. и доп. – СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2011;
  5. Качур О.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие / О.В Качур. – М.:КНОРУС, 2007;
  6. «ВШЭ» экономический журнал, №4 2009 г. Занадворов В.С. «Теория налогообложения»;
  7. Майбуров И.А. Налоговые реформы. Теория и практика: монография для магистрантов, для обучающихся/ [И.А. Майбуров и др.]; под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2010;
  8. Озеров И.Х. Подоходный налог в Англии: Экономические и общественные условия его существования // Уч. зап. Императорского московского университета. -- М„ 1898. -- Вып. 16..
  9. «Экономика» от 4 июня 2007 г. В.В. Казакова «Предложения по совершенствованию налогообложения физических лиц Российской Федерации с учётом зарубежного опыта»;

10. Основы налогового права: Учебно-методическое пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. -- М., 2008. -- С. 198.


11. Финансы России. 2006: Стат.сб./ Росстат - М., 2017;

12. Финансы России. 2006: Стат.сб./ Росстат - М., 2010;

13. http://www.audit-it.ru/

14. http://www.e-college.ru/ Курс «Налоги и налогообложение» Закирова Э.Х.;

15. http://www.nalog.ru/;

16. http://www.pravcons.ru/ аналитическая статья Елены Перевозчиковой;

Приложение 1

Таблица 2. - Перечень налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, установленных Налоговым кодексом РФ. [4, 201-207]

Размер вычетов

Лица, имеющие право на вычеты

Основания, дающие право на вычеты

Стандартные налоговые вычеты

500 рублей за каждый месяц налогового периода

Лица, имеющие почетное звание Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации, и лица, награжденные орденом Славы трех степеней; лица вольнонаемного состава Советской Армии и Военно-Морского Флота СССР, органов внутренних дел СССР и государственной безопасности СССР, занимавшие штатные должности в военных частях, штабах, учреждениях; блокадники и узники концлагерей;

участники ВОВ; инвалиды с детства, а также инвалиды I и II групп; родители и супруги военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья при защите СССР, РФ и иных обязанностей военной службы; граждане, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах.

Книжка героя СССР или РФ, орденская книжка, справка военного комиссариата, удостоверение инвалида

3000 рублей за каждый месяц налогового периода

Лица, получившие лучевую болезнь и другие заболевания, а также ставшие инвалидами вследствие

чернобыльской катастрофы, аварии на производственном объединении «Маяк» и радиационного загрязнения реки Теча; ликвидаторы последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; лица, участвовавшие в испытаниях ядерного оружия; инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды из числа военнослужащих I, II и III групп вследствие ранения, контузии, увечья

Справка врачебно-трудовой комиссии, специальное удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и других аварий, удостоверение инвалида

1000 рублей за каждый месяц налогового периода

На каждого ребенка у налогоплательщиков, на иждивении которых находится ребенок, при доходе до 280000 рублей нарастающим итогом; вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам или попечителям налоговый вычет производится в двойном размере (если ребенок инвалид I или II группы, вычет равен 4000 руб.)

Вычеты производятся на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, студента или учащегося дневной формы обучения до 24 лет на основании письменных заявлений и документов, подтверждающих право на вычет

400 рублей каждый месяц налогового периода

Налогоплательщики, доход которых не превысил 40000 рублей нарастающим итогом

Доход по основному месту работы, декларация о полученном доходе

Фактически произведенные расходы на лечение и медикаменты, но не выше 50000 рублей

Налогоплательщики, оплатившие лечение в медицинских учреждениях РФ, как свое так и супруга (супруги), своих родителей, детей до 18 лет, а также стоимость медикаментов, назначенных врачом

Вычет предоставляется при наличии лицензии у лечебного учреждения и документа, подтверждающего произведенные затраты

Фактически произведенные расходы на обучение, но

не более 50000 рублей (в т.ч. родителями) на каждого ребенка до 24 лет

Налогоплательщики, перечисляющие плату за обучение в образовательных учреждениях

Вычет предоставляется при наличии у образовательного

учреждения соответствующей лицензии и при наличии документа, подтверждающего произведенные расходы

Социальные налоговые вычеты в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 % дохода, полученного в налоговом периоде

Налогоплательщики, перечисляющие суммы на благотворительные цели организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и т.п.

Доход, полученный в налоговый период, и документы, подтверждающие произведенные расходы

Имущественные налоговые вычеты.

Сумма не более 1000000 рублей,

полученная от продажи жилых домов, квартир, дач, садовых домиков и земельных участков, находящихся в собственности менее 3 лет.

Фактически полученная сумма, если срок нахождения в собственности выше перечисленного имущества более 3 лет.

Сумма не более 125000 рублей от продажи иного имущества, находящегося в собственности менее трех лет.

Фактически полученные суммы от продажи иного имущества, находящегося в собственности более 3 лет.

Фактически произведенные расходы на новое строительство либо покупку жилья, а также погашение ипотечного кредита и процентов по нему, но не более 2000000 рублей

Налогоплательщики, получившие доход от продажи указанной собственности.

//-//-//

//-//-//

//-//-//

Налогоплательщики, осуществляющие расходы на строительство или покупку дома, квартиры

Документально подтверждены доходы и расходы, связанные с получением доходов

Заявление плательщика и документы, подтверждающие право собственности на приобретенный дом или квартиру и платежные документы, при подаче декларации в налоговый орган.

Вычет не предоставляется повторно

Профессиональные налоговые вычеты.

Фактически произведенные расходы, связанные с получением доходов

Индивидуальные предприниматели, нотариусы и лица, занимающиеся частной практикой.

Налогоплательщики, получающие доходы от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданского характера.

Налогоплательщики, получающие авторские вознаграждения

Документально подтвержденные расходы. При отсутствии документов расходы принимаются в размере 20 % от общей суммы до-ходов.

При отсутствии документов, подтверждающих произведенные расходы, применяются вычеты по установленным нормативам (ст. 27 НК РФ)