Файл: Оценка готовности детей к школе (Методики диагностики мотивационной готовности детей к обучению в школе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Формирование и развитие готовности детей к обучению в школе в настоящее время становится все актуальнее. Это связано с увеличением числа детей не готовых к школе. По некоторым данным число неготовых к школьному обучению в городских школах составляет 10-50 %, а в сельских – 75-90 %. Необходимо отметить, что среди детей, не готовых к обучению в школе, многие умеют читать, писать и владеют счетом. Тем не менее, у таких детей возникают трудности с учебой.

Рассматривая проблему готовности детей к обучению в школе следует отметить, что она традиционно находилась в сфере научных интересов ведущих психологов нашей страны. К ним относятся работы Л.С. Выготского, Л.А. Венгера, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина и др. Предлагая различные структуры психологической готовности детей, авторы включали в нее мотивационную готовность.

Исследуя вопрос готовности детей к обучению в школе, ряд специалистов отмечал отставание развития мотивационной сферы от интеллектуальной. В связи с этим высокий уровень развития мотивационной готовности можно принять за критерий психологической (общей) готовности к обучению в школе. Во многих работах отмечалось, что желание учиться является достаточным условием успешной учебы в начальной школе.

Желание познать новое компенсирует недостаток знаний, полученных в дошкольных общеобразовательных учреждениях (ДОУ). В настоящее время наблюдается прямо противоположная картина. С принятием ФГОС ДО, основное внимание педагогов в ДОУ сосредоточено именно на формировании требуемого объема знаний у детей. Более того, в ФГОС ДО определены жесткие требования по объему учебной нагрузки. Данное обстоятельство резко снижает возможности педагогов по развитию специфических качеств, не отраженных в ФГОС ДО.

Для решения задач всестороннего развития детей необходима разработка комплексных коррекционных программ, которые должны обладать общесистемными свойствами: комплексностью, гибкостью, непрерывностью. Соблюдение данных принципов позволит значительно повысить их эффективность.

Цель исследования – изучить методы оценки готовности детей к школе.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- рассмотреть понятие готовности детей к школе;

- охарактеризовать виды готовности детей к школе;


- изучить методики диагностики мотивационной готовности детей к обучению в школе;

- проанализировать проблемы психологической готовности к обучению в школе и пути их решения.

Объект исследования – методики определения готовности детей к школе.

Предмет исследования – это проблемы готовности детей к школе.

Данная тема неоднократно изучалась как отечественными, так и зарубежными авторами, среди которых можно выделить работы следующих: Сулима Н.А., Холода Е.В., Волчегорской Е.Ю., Кванских Ю.П., Балабекяна Е.С., Зайковой Е.В., Назаренко В.В. и других.

Структура исследования: введение, основная часть, разделенная на главы и параграфы, заключение и список использованной литературы.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

1.1 Понятие готовности детей к школе

До недавнего времени проблему подготовленности детей к обучению в школе специалисты (психологи, педагоги, физиологи и др.) рассматривали как вытекающую из того, что социальная ситуация в обществе делила детей на две группы: посещающих детский сад и не посещающих. Такое деление создавало проблемы для детей, их родителей и вызывало определённые трудности для педагогов, т. к. в школу поступали дети с разным уровнем подготовленности.

Введение в практику образовательных учреждений федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) гарантирует обеспечение государством равных возможностей для всех детей в получении качественного дошкольного образования. ФГОС дошкольного образования вступил в силу с 1 января 2014 года. Одной из его задач является обеспечение преемственности программ дошкольного и начального школьного образования.[1]

Программы дошкольного образования обязаны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического направлений на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, себе и другим людям.[2]

Современная педагогическая наука ищет более эффективные психолого-педагогические подходы, обращённые на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. С этой стороны проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особое значение. Единого определения понятия «готовность к школе» в детской психологии не существует по причине его многогранности.


Готовность к школьному обучению – совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребёнка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому организованному школьному обучению.[3]

Понятие «готовность к школе» в ряде исследований определяется, как «школьная зрелость». Проблема школьной зрелости в отечественной психологии изучалась в различных аспектах. В работах советских исследователей отмечается, что готовность к обучению в школе – многокомпонентное образование. У истоков этого подхода стоит Л.И. Божович. В работах Л.И. Божович выявляются несколько параметров психического развития ребёнка, среди которых определенный уровень его мотивационного развития.[4]

Такую точку зрения разделял и А.В. Запорожец, который считал, что готовность к обучению в школе включает особенности уровня сформированности механизмов волевой регуляции действий, степени развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, мотивации и т.д.[5]

Говоря об определении уровня школьной готовности, Д.Б. Эльконин отмечал необходимость обращать внимание на возникновение произвольного поведения.[6]

А.А. Люблинская отмечала некоторые показатели готовности ребёнка к обучению к школе: владение связной, грамматически и фонетически правильной речи, развитие мелкой мускулатуры кисти руки и пальцев, умение слушать. Но особое внимание обращается на формирование желания учиться, интереса к знаниям, радости от узнавания нового.[7]

Л.А. Венгер считает, что психологическая готовность к школе состоит в том, что ребёнок овладевает предпосылками к последующему усвоению «школьных» качеств. Н.Г. Салмина в качестве показателей психологической готовности к школе выделяет:[8]

- произвольность;

- степень сформированности семиотической функции;

- личностные характеристики (включающие особенности общения).

На роль общения в развитии ребёнка при характеристике психологической готовности детей к школе делается упор и в работах Е.Е. Кравцовой. Ею выделены три сферы – отношение к себе, к сверстнику и к взрослому.[9]

Значимый компонент готовности Г.А. Урунтаева связывает с развитием познавательной сферы ребёнка, так как в школе он переходит к систематическому усвоению научных понятий, основ наук. Она подчеркивает, что более важным является уровень развития познавательных процессов и познавательного отношения к окружающему, а знания сами по себе не выступают показателями готовности к обучению в школе.


В психологическую готовность к школе О.А. Карабанова включает:[10]

- сформированность психологических способностей и свойств, обеспечивающих принятие ребёнком новой социальной позиции школьника;

- возможность выполнения им учебной деятельности сначала под руководством учителя, а затем самостоятельно;

- наличие предпосылок для усвоения системы научных понятий;

- освоение новых форм кооперации и учебного сотрудничества в системе отношений с учителем и одноклассниками».

М.С. Ткачёва, М.Е. Хилько дают объяснение понятию психологической готовности к обучению в школе – это высокий уровень мотивационной, интеллектуальной и произвольной сфер.

Зарубежные психологи (А. Анастази, Я. Йирасек, А. Керн, Й. Шванцара и др.), рассматривают понятие школьной зрелости как приобретение определённой степени в развитии, когда ребёнок становится способным принимать участие в школьном обучении, или как овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками.[11]

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что готовность детей к обучению в школе является важным фактором, который определяет дальнейшее развитие личности ребёнка, успешность обучения, взаимоотношения со сверстниками, старшими школьниками и педагогами.

1.2 Виды готовности детей к школе

Анализ современной ситуации требует определения общих подходов к оценке готовности ребёнка к школе с позиции самоценности дошкольного детства (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин) и обеспечения положительного перехода ребёнка к школьному обучению. Такая оценка основывается на понимании того, что в содержание готовности входит достижение детьми определенного уровня познавательного, физического, социального развития и овладение предпосылками учения.[12]

Многие исследования подтверждают, что можно уметь читать, писать и не быть готовым к школьному обучению, потому что готовность определяется еще и тем, в какую деятельность данные умения включены. Поэтому нельзя оценивать школьную зрелость только по формальному уровню умений и навыков письма, чтения, счета. В настоящее время практически общепринято (Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, Я.Л. Коломинский и др.), что составными элементами психологической готовности ребёнка к обучению в школе являются:


- мотивационная (личностная) – наличие у ребёнка желания учиться, отношение ребёнка к школе, учебной деятельности и учителям;

- эмоционально-волевая – адекватные переживания, связанные со своими достижениями, с отношениями с окружающими, с появлением осознанности и произвольности своих чувств, поступков и поведения в целом;

- интеллектуальная – развитие познавательных психических процессов: мышления, памяти, внимания, воображения, речи.

Наряду с психологической готовностью (эмоционально-волевой, интеллектуальной и мотивационной), выделяют физическую и педагогическую готовность к школьному обучению.

Педагогическая готовность ребёнка заключается в достаточном уровне речевого развития и сформированности элементарных математических представлений. Кроме того, у него должны быть сформированы предпосылки к учебной деятельности – интерес к учению, отдельные учебные умения и навыки.

Физическая готовность ребёнка к обучению – это состояние здоровья, необходимая степень развития двигательных навыков и качеств, определенный уровень морфо-функциональной зрелости его организма, умственная и физическая работоспособность.

Таким образом, по проблеме готовности ребёнка к школьному обучению в настоящее время существует много исследований, в которых:[13]

- раскрывается понятие готовности к обучению (Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова и др.);

- приводятся разные диагностические программы для определения сформированности необходимых новообразований личности ребёнка, поступающего в первый класс (Г. Бардиер, Ю.З. Гильбух, И. Ромазан, Л.Л. Семаго, Т. Чередникова и др.);

- предлагаются меры помощи детям, неготовым к обучению (Р.С. Буре, Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс, Н.В. Калинина и др.).

Но наличие исследований по проблеме готовности детей к школьному обучению на сегодняшний день ее не разрешают. В результате, до сих пор рассматриваемая проблема не получила своего окончательного решения. В соответствии с ФГОС ДО, специфика дошкольного детства, особенности дошкольного образования обуславливают необходимость измерения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Традиционные формы работы в нашей школе не позволяют учителю распознать, какие психологические трудности мешают конкретному ребёнку справиться с учебным заданием. Определение готовности к школе должно помогать педагогам планировать направления работы с каждым ребёнком, выбирать программы обучения, а также давать родителям необходимые рекомендации по улучшению состояния здоровья ребёнка и устранению недостатков воспитания.