Файл: Оценка готовности детей к школе (Методики диагностики мотивационной готовности детей к обучению в школе).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
1.1 Понятие готовности детей к школе
1.2 Виды готовности детей к школе
2. МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКоЛЕ
2.1 Методики диагностики мотивационной готовности детей к обучению в школе
2.2 Проблемы психологической готовности к обучению в школе и пути их решения
В 2015 году нами был проведён опрос педагогов, работающих с детьми 1 классов. Так как одной из задач определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации, за основу при составлении опросника для учителей взята методика определения уровня дезадаптации первоклассников Л.М. Ковалевой, Н.Н. Тарасенко.[14]
Педагогам было предложено указать количество учащихся класса, которые, по их наблюдениям, имеют проблемы в учении, в связи с тем, что при поступлении в школу были не готовы к обучению и кратко описать эти проблемы. Анализ ответов педагогов показал, что больше всего учащиеся испытывают трудности из-за физической неготовности к обучению в школе: 25,4 % детей поступили в первый класс с низким уровнем физической подготовленности, плохим состоянием общей моторики, осанки и т.д.[15]
В психологической готовности педагоги выделяют интеллектуальную неготовность: 18,8 % учащихся 1 классов интеллектуально не готовы к школе (не достигли необходимого уровня развития познавательных процессов, который позволил бы ребёнку успешно заниматься в школе и выполнять требования учителя и программы первого класса).
Количество учащихся, которые приобрели новый социальный статус, не имея потребности в интеллектуальной активности и желания общаться с другими людьми с целью познания нового, т.е. мотивационно не готовых к обучению в школе, составило 18,1 %. На вопрос о количестве учащихся, которые не умеют контролировать своё поведение, управлять познавательными процессами, поддерживать порядок на рабочем месте, тяжело вступают в контакт с окружающими людьми, педагоги отметили 17,4 % учащихся первых классов. Результаты представлены на рис.1.
Рисунок 1 – Количество учащихся не готовых к обучению в школе (причины)
Проведённое анкетирование позволяет сделать вывод о том, что для увеличения числа детей, готовых к обучению в школе, нужно объединение усилий детского сада, семьи, а также школы. Главная задача такого взаимодействия в организации условий наиболее полного общего развития ребёнка с учётом его возрастных потребностей и особенностей.[16]
Семья – это первая среда развития ребёнка, однако 10% родителей учащихся первых классов устранились от воспитания, почти не бывают в школе. Очень часто дети таких родителей, как показали результаты опроса, имеют эмоциональные, интеллектуальные отклонения, проблемы с мотивацией, так как структурные компоненты школьной зрелости связаны между собой.
Необходимо помнить о том, что, если недостаточный уровень развития ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста из-за отсутствия или несовершенства дошкольного образования можно исправить, то недостатки и упущения в развитии ребёнка старшего дошкольного возраста влекут за собой серьезные проблемы на этапе обучения в школе.
В связи с этим большие усилия учёных теоретиков и практиков направлены на реализацию программ развития российского образования, связанных с разработкой, апробацией и внедрением моделей предшкольной подготовки детей на базе дошкольных образовательных учреждений; образовательных комплексов типа «начальная школа – детский сад» и др.
Предшкольная подготовка не повторяет образования дошкольного и начального. Основная цель предшкольной подготовки – формирование мотивации к школьному обучению и развитие качеств, необходимых для осуществления процесса обучения.[17]
Таким образом, можно сказать, что существуют различные модели предшкольной подготовки. Основными на данный момент являются подготовительные к школе группы детского сада и группы кратковременного пребывания по подготовке к школе при образовательных организациях «СОШ с дошкольными группами». В соответствии с концепцией содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено, утверждённой Федеральным координационным советом по общему образованию необходимого уровня развития познавательных процессов, который позволил бы ребёнку успешно заниматься в школе и выполнять требования учителя и программы первого класса).
2. МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКоЛЕ
2.1 Методики диагностики мотивационной готовности детей к обучению в школе
Переход ребенка из дошкольной образовательной организации (ДОО) в начальную школу является наиболее значимым в его жизни событием. Для успешного вхождения ребенка в школу необходимо определить уровень его готовности. Ключевым элементом оценки готовности является психолого-педагогическая диагностика.
Диагностика – главный механизм научно-педагогической экспертизы, позволяющий получить достоверную информацию о воспитательно-образовательной работе в каждой возрастной группе критически проанализировать собранный материал, дать ему экспертную оценку и принять на этой основе обоснованное управленческое решение, направленное на повышение качества образовательных услуг.[18]
С точки зрения практической реализации диагностических методик наибольшие трудности вызывает оценка качественных, слабо формализуемых показателей. Одним из таких показателей является мотивационная готовность ребенка к обучению в школе. Значимость данного показателя переоценить сложно, но, с другой стороны, дать ему количественную оценку также весьма затруднительно.
На базе теоретических исследований разрабатывались практические методики оценки мотивационной готовности. Мотивационная готовность является составной частью общей (психологической) готовности ребенка к обучению в школе. На рисунке 2 приведен анализ концепций готовности детей к обучению в школе указанных выше авторов.
Рисунок2 – Концепции психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе
Из рисунка видно, что во всех рассмотренных концепциях мотивационная готовность присутствует, хотя в некоторых – в неявном виде.
Мотивационная готовность детей к обучению в школе имеет несколько компонентов. В первую очередь, сформировавшаяся у ребенка мотивационная готовность, отражает его положительное отношение к школе, желание учиться и относиться к этому процессу как к осознанной и серьезной деятельности.
Другим важным компонентом мотивационной готовности является формирование у детей качеств, способствующих их общению между собой и со старшими, прежде всего с учителем. Данный фактор важен, поскольку процесс обучения в школе носит коллективный характер и предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться, способности справляться с ролью школьника.[19]
Наиболее важным на взгляд авторов является, компонент, связанный с формированием позиции школьника. Этот компонент включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей.
Мотивационно готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни – портфель, учебники, тетради), а возможность получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлятьсвоим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов.
Если ребенок пришел в школу подготовленным, то успехи, которых он достигает, повышают уровень его учебно-познавательной мотивации и наоборот, слабая подготовка влечет за собой отставание ученика, и его изначальное положительное отношение к учению постепенно исчезает.
Проведенный анализ понятия мотивационной готовности, констатирующая часть которого приведена в данной статье, позволил сформировать систему критериев оценки мотивационной готовности ребенка к обучению в школе. В указанную систему вошли:
- критерий преобладания учебного мотива над игровым;
- критерий сформированности внутренней позиции школьника;
- критерий эмоционального отношения к школе.
Исследованию рассмотренных критериев мотивационной готовности посвящено множество работ, в которых предлагаются различные методики для их оценки. Но, несмотря на это Н.И. Гуткина сделала вывод о том, что «методически определить мотивацию учения очень сложно, поскольку имеющиеся для этого методы являются скорее исследовательскими, чем диагностическими».[20]
Тем не менее, проведенный анализ позволил в качестве базовых выбрать следующие методики:
- для оценки преобладания учебного мотива над игровым – методика М.Р.Гинзбурга;
- для оценки сформированности внутренней позиции школьника – методика Т.Д.Марцинковской;
- для изучения эмоционального отношения к школе – методика «Веселый-грустный».
Данные методики позволяют оценить сформированность мотивационной готовности по всем трем критериям соответственно. На рисунке 3 приведены результаты тестирования по указанным методикам для подготовительной группы детского сада.
Рисунок 3 – Результаты тестирования по методикам
Из рисунка3 видно, что разница между методиками довольно существенна и достигает ~ 12 %. Такая погрешность недопустима, когда речь идет о детях,особенно в случае определения их готовности к обучению в школе. Приведенный пример, хотя и не вполне является репрезентативным, может служитьаргументом для оппонентов, утверждающих, что о мотивационной готовности можно судить по любой из методик, которые зарекомендовали себя напрактике. В связи с указанным обстоятельством вопрос создания комплекснойметодики оценки мотивационной готовности становится актуальным.
Ребенок считается мотивационно готовым к обучению в школе только в том случае, еслидостигнут уровень готовности по всем критериям. Математически это можно записать следующим образом:[21]
(1)
где G – общий уровень мотивационной готовности;
G1, G2, G3 – готовность по частным критериям, описанные выше.
Данная модель задает «жесткий» уровень мотивационной готовности.
Т.е. если ребенок признан мотивационно готовым, то этот результат является гарантированным.
С другой стороны, может быть предложена другая модель:[22]
(2)
В этом случае ребенок считается мотивационно готовым, если выполнен хотя бы один из критериев. Данную модель можно назвать «мягкой».
Анализируя данные модели можно сказать, что «истина лежит где-то по середине». Для определения этой «золотой» середины возможно использование различных методов, основанных на использовании аддитивной илимультипликативной сверток, экспертных оценок, методов теории нечетких множеств и т.п.[23]
Кроме численных методик можно предложить другой подход, основанный на введении в рассмотрение шкалы оценок мотивационной готовности.
Предлагается ввести следующие уровни:
- высокий (выполняются все три критерия готовности);
- средний (выполнение критерия преобладания познавательной деятельности над игровой обязательно, остальные критерии могут невыполняться);
- низкий (критерий преобладания познавательной деятельности над игровой не выполняется, выполнение других критериев обязательно в любой комбинации);
- очень низкий (ни один из критериев не выполняется).
В таблице 1 приведена предложенная структура уровней мотивационной готовности детей к обучению в школе.[24]
Таблица 1 – Уровни мотивационной готовности детей к обучению в школе
Уровень готовности |
Критерии |
||
Критерий 1 |
Критерий 2 |
Критерий 3 |
|
Высокий |
+ |
+ |
+ |
Средний |
+ |
± |
± |
Низкий |
– |
± |
± |
Очень низкий |
– |
– |
– |
В таблице 1 приняты следующие обозначения:
- критерий 1 – преобладание познавательного мотива над игровым (методика М.Р. Гинзбурга);
- критерий 2 –сформированность внутренней позиции школьника (методика Т.Д. Марцинковской);