Файл: Г. Пермь 2020 Задние Заполните Таблицу 1, кратко представьте основные этапы трансформации предмета психологии от души до психики. Цель.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Уральский институт повышения квалификации и переподготовки
Программа профессиональной переподготовки
Логопедия. Содержание и организация коррекционно-педагогической работы по устранению различных нарушений речевой деятельности с дополнительной специализацией в области дошкольной дефектологии (1340)_new
Дисциплина: Общая психология
Практическое задание 1, Модуль 1. Введение в общую психологию
Выполнил:
слушатель Долгая Наталья Константиновна
Преподаватель:
Коломейцева Лидия Владимировна
г. Пермь – 2020
Задние 1. Заполните Таблицу 1, кратко представьте основные этапы трансформации предмета психологии от души до психики.
Цель: закрепить представления о развитии науки психологии, в контексте динамики ее предмета, методов и основных достижений исследователей.
Таблица 1.
Генезис предмета психологической теории | ||||||
Этап развития психологии (века) | Психологи | Научное направление | Предмет психологии | Методы исследования | Основные труды | Вклад в науку |
1. Психология как наука о душе Донаучный период (VII-VI в. до н.э. | Гераклит, Алкмеон, | Мир как единое целое | «Душа - тончайшая материя». Душа- без раскрытия ее конкретного содержания. Изучение, объяснение души и является первым этапом в становлении предмета психологии. | Нет | Гераклит «О природе» | Общее представление об охранительной и активной роли души. Выдвигают представление о мире как едином целом, и это единство мира выступает у них в форме единой мировой материи |
Античность, (VII в. до н.э.– V в. н.э.) | Пифогор, (570—500 гг. до н. э.) Анаксагор Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель Эпикур, Лукреций Кар | Две противоположные точки зрения на психику – материалистическая и идеалистическая | Душа – источник активности тела, обладает функциями познания и регуляции поведения | Нет специальных методов, используются методы других наук. Сократу принадлежит открытие особого педагогического метода — «майевтики» | Платон «Федон», «Государство»; Аристотель «О душе», Демокрит «Большой мирострой», Лукреций «О природе вещей» | Определение основных проблем психологии, связанных с исследованием познания, активности тела, способов регуляции поведения и пределов свободы человека |
Психология в Средневековье до эпохи Возрождения (V-XVI вв.) | Фома Аквинский, Ибн Сина (Авиценна), Ибн Рушд (Аверроэс) | Окрашенный мистицизмом идеализм, борьба между материализмом и идеализмом. | Душа, исследование видов активности тела и особенностей познания, познание чувственного мира | Интроспекция (самонаблюдение) | Ф. Аквинский «Сумма теологии» и «Сумма против язычников», Ибн Сина «Канон», Ибн Рушд «Опровержение опровержения» и «Рассуждение о разуме». | Развитие психофизических исследований и первых работ по психологии масс |
Психология эпохи Возрождения (XVI-XVII вв.) | Людвиг Вивес, Гоклениус, Гасман | Гуманистическая концепция человека | Душа – ее проявление и связи | Наблюдение, интроспекция | Людвиг Вивес «De anima et vita», Гоклениус, Гасман «Философский словарь» | Исследовательский подход к явлениям действительности |
2.Психология как наука о сознании | | | | | | |
Психология Нового времени (XVII век -середина XIX века). | Р.Декарт, Ф.Бэкон, Б.Спиноза, Д. Локк, Г. Лейбниц, Х.Вольф, Т. Гоббс, Д. Гартли, Юм, Беркли, Милль Гербарт | Рационализм, ассоцианистическая психология | Сознание, его содержание и пути его формирования | Интроспекция, частично логика - индукция и дедукция, анализ, методы естественных наук. | Р. Декарт «Мир», Б. Спиноза «Метафизическими размышлениями», Д. Локк «Опыт о человеческом разумении», «Мысли о воспитании», Гербарт «Психология как наука, вновь обоснованная на опыте, метафизике и математике» , Учебник психологии. | Развитие рационалистического и эмпирического подходов, появление первых теорий эмоций, теории рефлекса, попытки ввести в психологию бессознательное, естественно научный подход к изучению психики. Ощущение, представления, чувства, психические процессы и акты поведения. |
Новое время (Вторая половина XIX века) | В. Вундт, Ф. Бретано, Г. Спенсер Г., Э. В Прайер | Экспериментальная психология | Сознание. Элементы психики, их связи и законы, психология народа | Наблюдение человека за самим собой и описание фактов, эксперимент | В.Вундт «Принципы физиологической психологии», Ф.Бретано «Психология с эмпиристической точки зрения», В. Прейера «Душа ребёнка» | Дали импульс в разработке понятия о психической функции как особой деятельности сознания, Оформление психологии в самостоятельную науку. Открытие первой лаборатории экспериментальной психологии. Развитие генетический психологии, зоопсихологии. |
3. Психология как наука о поведении Новейшее время (начало XX в.) | З. Фрейд, А. Адлер, К.Г. Юнг, А. Фрейд, К. Хорни, Г.С. Салливан Дж. Уотсон, Э. Торндайк, И.П. Павлов, Э.Ч. Толмен, К. Халл, Б.Ф. Скиннер, А. Бандура М.Вертхаймер, В. Кёлер, В.М.Бехтерев И.М.Сеченов | Экспериментальная психология, психоанализ, бихевиоризм, гештальт-психология, когнитивизм, интеракционизм, экзистенциально-гуманистическое | Отсутствие единого предмета (кризис зарубежной психологии) | Появление новых методов, важнейшие из которых – психоанализ и проективные методы (глубинная психология), экспериментальное изучение процесса научения, формирование связи между стимулом и реакцией (бихевиоризм), экспериментальное исследование познавательных процессов и потребностей (гештальтпсихология), инструментальный метод (советская психология) | З. Фрейд, «О психоанализе», « Ведение в психоанализ» Лекции «Психология масс и анализ человеческого «Я», Юнг К. Г.. Г. Психология бессознательного «Архетип и символ». « Психология бессознательного». Уотсон «Поведение: введение в сравнительную психологию», «Бихевиоризм». В.Бехтерев «Невропатологические и психиатрические наблюдения» «Внушение и его роль в общественной жизни.» Сеченов И. М. «Психологические этюды « | Оформление различных направлений и научных школ. Наблюдение за тем, что можно увидеть, поступки, реакции. Появление первых концепций личности, теории сознания, в том числе и измененного сознания, теорий научения и развивающего обучения, творческого мышления. Появление первых экспериментальных исследований личности, введение в ее исследование культуры и социального окружения как новых парадигм. Развитие отраслей психологии |
4. Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики Новейшее время (XX–XXI век) | Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, А. Маслоу, К. Роджерс, Д. Майерс и др. | Развитие предмета психологии в рамках отдельных психологических школ | Личность и ее потенциал (самореализация) | Совершенствование методов экспериментального исследования психики, появление разнообразных диагностических методик | Выготский Л.С. «Педология подростка», «Сознание как проблема психологии поведения», Леонтьев А.Н. «Проблемы развития психики», «Деятельность. Сознание. Личность» . Роджерс К. Р. «Взгляд на психотерапию. Становление человека». Майерс Дэвид Дж. «Социальная психология» | Появление тенденции к объединению, синтезу наиболее значительных достижений отдельных школ |
Задание 2.
Цель: формирование практических навыков при работе с мотивами личности.
Методическое обеспечение: Приложение 2, источники в интернете.
Пользуясь приложением №2 во вкладке «Приложения к модулю 1», либо в вашей личной библиотеке, объясните, с точки зрения теории деятельности А.Н. Леонтьева, какой психологический феномен послужил причиной такого поведения:
Сотруднику было поручено задание, соглашаться на которое по началу он не хотел, поскольку существенных перемен в зарплате в связи с ним не ожидалось. Но по прошествии некоторого времени в его отношении к данной деятельности произошли существенные перемены. Он не только довел данный проект до конца, он увлекся чтением специальной литературы по данной теме, а затем решил получить дополнительное образование на тренинге, чтобы в дальнейшем продолжить заниматься подобными проектами (на его заработной плате это не отразилось).
В данном случае рассматривается психологический феномен, имеющий название «сдвиг мотива на цель». Механизм этого феномена в деятельности человека, наиболее тщательно описанный А. Н. Леонтьевым, традиционно ассоциируют, связывают с расширением круга мотивов, появлением новых предметов деятельности, словом, с позитивными сдвигами в развитии мотивационной сферы личности. «Рождение новых высших мотивов и формирование соответствующих им новых специфических человеческих потребностей...— писал А. Н. Леонтьев,— происходит в форме сдвига мотивов на цели и их осознания». Так произошло и в этом случае, когда деятельность, которая не нравилась сначала сотруднику, постепенно наполнилась особым (иным) смыслом и в результате он захотел заниматься этой деятельностью. Т.е. начальный мотив (осознанное побуждение, обосновывающее и оправдывающее деятельность) – выполнить неинтересное (притом и бесплатное) поручение, которое необходимо сделать по распоряжению начальства (куда деваться), заместился целью (сознательное представление о результате деятельности) - разобраться в данном проекте, потому, что эта тема для него оказалась реально интересной (даже бесплатно).
В данной ситуации видим путь возникновения нового мотива (цели):
- включение в деятельность с соответствующими целями;
- привлекательность, значимость деятельности с соответствующими целями;
- осознание и осмысление целей и смысла деятельности.
Таким образом, образуется следующая цепочка последовательности: Во-первых включение – привлекательность – осмысление. Во-вторых, деятельность, которой занимается человек, в значительной степени определяет развитие его
мотивов и жизненных ценностей, определяющих общую направленность субъекта. Следовательно,
особенные виды деятельности влияют на закономерности психического развития человека.