Файл: Определение, основные задачи, функции бухгалтерского учета (Понятие и классификация расходов организации в бухгалтерском учете).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

В наше нелегкое время особую ценность имеется рациональное использование ресурсов, проще говоря экономия. Формально в обязанности бухгалтера не входит экономия, а лишь учет, но базовым образованием для любого бухгалтера является экономика. Во времена Советского Союза, когда была плановая экономика, производство было глобальным и об экономии мало думали, но с переходом, с начала на хозрасчет, а потом к рыночной экономике, экономия материальных ресурсов стала актуально среди хозяйственных субъектов. Особенно остро этот вопрос встал в период кризиса в стране и санкций против России.

Бухгалтер – это сотрудник, который ведет учет у хозяйственного субъекта и первый видит изменение структуры расходов. Он первый должен сигнализировать руководству или иным должностям лицам об резком отклонении расходной части в учете.

Расходная часть в учете имеет сложную и многогранную структуру. Именно это помогает квалифицированным пользователем данной информации определять характер и взаимосвязь отклонений для принятия правильных решений и рекомендаций руководству.

В наше время компьютерных технологий, основную рутинную работу делает компьютерная программа учета, но без теоретических знаний и с всеобщем возложении квалифицированной работы на программу учета, рано или поздно сложится ситуация, как в басне «Обезьяна и очки». Технический прогресс не должен служить причиной деградации профессиональных качеств специалистов в области бухгалтерского учета.

1. Понятие и классификация расходов организации в бухгалтерском учете

1.1 Понятие «расходы

В отечественной практике понятие «расходы» изложено в ПБУ 10/99 «Расходы организации» и в Налоговом кодексе РФ.

Расходами организации согласно ПБУ 10/99 признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению собственников имущества.


Не признается расходами организации выбытие следующих активов:

  • в связи с приобретением и созданием внеоборотных активов;
  • вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, приобретение акций АО и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи);
  • по договорам комиссий, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.
  • в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;
  • в виде авансов, задатков в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;
  • в погашение кредита, займа, полученных организацией.

Приведенный перечень выбытия активов, не признаваемых расходами, показывает, что понятие «расходы» предусматривает ограничение по цели использования ресурсов. Например, затраты на приобретение основных средств в отчетном периоде не будут признаны расходами. К расходам будут отнесены лишь амортизационные отчисления по приобретенным основным средствам. Кроме того, ПБУ 10/99 предусматривает ряд условий для признания расходов в бухгалтерском учете и в отчете о прибылях и убытках.

Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направления деятельности организации подразделяются:

• на расходы по обычным видам деятельности;

• прочие расходы.

Расходы по обычным видам деятельности — это расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также приобретением и продажей товаров. Учитываются они на счетах учета затрат на производство (20, 23, 25 и др.) и расходов на продажу (44).

Прочие расходы не учитываются на счетах учета затрат на производство. В конечном итоге их отражают на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

Налоговым кодексом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиками (ст. 252).

Обоснованными считаются экономически оправданные затраты. С этой целью по некоторым затратам для целей налогообложения устанавливаются лимиты (нормы расхода), в пределах которых они подлежат признанию, — по оплате суточных при нахождении работников в командировке, полевого довольствия, компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и некоторым другим расходам. В бухгалтерском учете подобные расходы признаются по фактическим затратам.

Документально подтвержденными считаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в установленном законодательством порядке. Следует отметить, что данное условие признания расходов в налогообложении не отличается от признания расходов в бухгалтерском учете, поскольку в бухгалтерском учете все записи в учетных регистрах осуществляются только на основе правильно оформленных бухгалтерских документов.


Состав расходов, признаваемых в налогообложении, несколько отличается от состава расходов, признаваемых в бухгалтерском учете.

Существенно отличаются классификации расходов для целей бухгалтерского учета и налогообложения. В налоговом учете расходы подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией продукции, и на внереализационные расходы.

Понятие «издержки» используется в основном в экономической теории в качестве понятия «затраты» применительно к производству продукции (работ, услуг). Понятия «затраты на производство» и «издержки производства» можно рассматривать как идентичные.

В качестве идентичных можно рассматривать также понятия «затраты на производство и продажу продукции», «издержки производства и обращения» и «расходы по обычным видам деятельности». Понятие «издержки производства и обращения» в настоящее время применяется в основном организациями торговли и общественного питания.

1.2 Классификация расходов организации для целей бухгалтерского учета

Как уже отмечалось, в бухгалтерском учете расходы организации в зависимости от характера, условий осуществления и направлений деятельности подразделяются;

  • на расходы по обычным видам деятельности;
  • прочие расходы.

Данная классификация расходов положена в основу отчета о прибылях и убытках (форма № 2).

Расходы по обычным видам деятельности — это расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также приобретением и продажей товаров.

Расходы по обычным видам деятельности делятся по следующим признакам:

1. по экономической роли в процессе производства.

- основные - расходы непосредственно связанные с техническим изготовлением продукции.

-накладные – образуются в связи с организацией, обслуживанием производства, реализацией продукции и управлением.

2. по способу включения в себестоимости продукции.

- прямые - расходы, которые на основании первичных документов могут быть отнесены на конкретный вид продукции.

- косвенные - сначала собираются на соответствующих собирательно-распределительных счетах , а затем включаются в себестоимость конкретных изделий в соответствии с выбранной базой распределения.


3. по отношению к объему производства.

- переменные - в сумме изменяются в прямой пропорциональной зависимости по отношению к изменению объема производства.

- постоянные – в сумме не изменяются при изменении объема производства.

4. по экономическому содержанию.

- экономические элементы

- статьи калькуляции

В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование своих активов по договору аренды и прав, возникающих из патентов на изобретение, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, а также участие в уставных капиталах других организаций, расходами по обычным видам деятельности считаются расходы, осуществление которых связано с указанными видами деятельности. Если указанные виды деятельности не являются предметом деятельности организаций, то расходы по осуществлению этих видов деятельности относятся к операционным расходам.

Расходы по обычным видам деятельности формируются:

• из расходов по приобретению сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов;

• расходов по переработке материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг;

• расходов по продаже продукции (работ, услуг) и товаров. Расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности. Если оплата покрывает лишь часть признаваемых расходов, то расходы принимаются к учету в сумме оплаты этой части расходов и кредиторской задолженности.

Величина оплаты и (или) кредиторской задолженности определяется исходя из цены и условий, установленных договором между организацией и поставщиком или иным контрагентом. Если цена в договоре не указана и не может быть установлена исходя из условий договора, то для определения величины оплаты или кредиторской задолженности принимают цену, по которой в сравнимых обстоятельствах организация обычно определяет расходы в отношении аналогичных материально-производственных запасов или иных ценностей, работ, услуг либо предоставленных во временное пользование аналогичных активов.

При оплате приобретенных ценностей, работ и услуг на условиях коммерческого кредита, предоставляемого в виде отсрочки и рассрочки платежа, расходы принимаются к учету в полной сумме кредиторской задолженности.


Величина оплаты и кредиторской задолженности по договорам, предусматривающим исполнение обязательств неденежными средствами, определяется стоимостью товаров или иных ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость этих товаров или иных ценностей устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах организация обычно определяет стоимость аналогичных товаров и иных ценностей. При невозможности установить стоимость товаров или иных ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, величина оплаты и кредиторской задолженности определяется стоимостью продукции и товаров, полученных организацией. Стоимость этой продукции и этих товаров устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретается аналогичная продукция (товары).

В случае изменения обязательств по договору первоначальная величина оплаты и кредиторской задолженности корректируется исходя из стоимости актива, подлежащего выбытию, которую устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах организация обычно определяет стоимость аналогичных активов.

Величина оплаты и кредиторской задолженности определяется с учетом всех предоставленных организации согласно договору скидок и наценок (надбавок). При определении величины оплаты учитывают также суммовые разницы, возникающие в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах).

ПБУ 10/99 предписывает организациям вести учет обычных расходов по следующим элементам затрат:

• материальные затраты:

Д20 К10 – списаны основные материалы в производство;

Д25 К10 – списаны вспомогательные материалы в производство;

Д26 К10 – списаны канцтовары.

• затраты на оплату труда:

Д20 К70 – начислена заработная плата основным производственным рабочим;

Д25 К70 – начислена заработная плата цеховому персоналу;

Д26 К70 – начислена заработная плата управленческому персоналу.

• отчисления на социальные нужды:

Д20 К69 – начислен ЕСН на заработную плату основным производственным рабочим;

Д25 К69 – начислен ЕСН на заработную плату цеховому персоналу»

Д26 К69 – начислен ЕСН на заработную плату управленческому персоналу.

• амортизация:

Д20 К02 – начислена амортизация;

Д25 К02 – начислена амортизация производственного оборудования;

Д26 К02 – начислена амортизация на вычислительную технику и легковой автотранспорт.