Файл: Оперативно-розыскная деятельность и права граждан (Действие оперативно-розыскного закона во времени пространстве и по кругу лиц. Сущность и задачи оперативно-розыскного процесса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исходя из этого, рассмотренный печень прав человека, которые подлежат защите, не является исчерпывающим. Защите со стороны государства подлежат все конституционные права и свободы человека. Существенное значение в процессе осуществления ОРД имеет защита таких конституционных прав и свобод, как право частной собственности (ст. 35), право на личную неприкосновенность (ст. 22), право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48), свобода мысли и слова (ст. 29), свобода передвижения (ст. 27) и др.

33

2.3. Законодательные ограничения прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности

Любое право человека и гражданина не является абсолютным, поскольку осуществление неограниченных прав одним субъектом правоотношений всегда приводит к ущемлению прав и интересов других. Соответственно ограничения некоторых прав имеют целью сбалансировать права личности не только с другими отраслями права, но и прежде всего с правами и интересами общества в целом.

В связи с этим во Всеобщей декларации прав человека (п. 2 ст. 29), в Международном пакте о гражданских и политических правах (п. 2 ст. 22) и других документах перечисляются основания ограничения прав и свобод граждан, исходя из того, что благая цель оправдывает ограничение прав и свобод личности. В первом из названных документов отмечается: «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали».

В Конституции РФ (ч. 3 ст. 55) отмечается, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В определении Конституционного Суда РФ от 15 июля 2004 г. № 304-0 говорится о допустимости в конституционно значимых целях возможности соразмерного ограничения федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Ряд подобных ограничений предусматривает и Закон об ОРД, который в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и


34

государства от преступных посягательств возлагает на органы, осуществляющие ОРД, обязанность выявлять, предупреждать, пресекать и раскрывать преступления, а также устанавливать лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

При ограничении прав человека и гражданина в процессе ОРД обязательно соблюдение следующих требований:

  1. допустимость ограничения определенных прав и свобод человека и гражданина Конституцией РФ (ч. 2 ст. 23, ст. 25, ч. 3 ст. 55 и др.);
  2. соблюдение требований оперативно-розыскного законодательства относительно оснований и условий ограничения прав и свобод (полномочия субъектов, ограничивающих права, оформление ими проводимых ОРМ, необходимость санкционирования судом и др);
  3. выполнение временных параметров ограничений и их соразмерность, т.е. возможность их применения на период противоправной деятельности лица и с учетом общественной опасности подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления

По характеру ограничения конституционных прав и свобод выделяются не все права и свободы человека, а преимущественно те права, которые предусмотрены законодательством и вынужденное ограничение которых достаточно для поддержания общественного порядка и законности8.

В процессе проведения ОРМ законодательством предусмотрено ограничению следующих прав:

35

  1. на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23, ч. 1 ст. 24 Конституции РФ);
  2. тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23 Конституции РФ, ч. 2 ст. 8 Закона об ОРД);
  3. неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ, ч. 2 ст. 8 Закона об ОРД).

Перечисленные конституционные права граждан могут быть ограничены при проведении таких ОРМ, как наблюдение:(негласное наружное.

Так же, электронное внутри помещения; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; негласное обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности, транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений и др.

Конституции РФ в ст. 24 устанавливает общее правило, запрещающее сбор, хранение и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. Однако данное право может быть ограничено в процессе осуществления ОРМ. В п. 7 Определения Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998 г. № 86-0 отмечено, что преступное деяние не относится к сфере частной жизни лица, сведения о котором не допускается собирать, хранить и использовать без его согласия, а проведение ОРМ.


Сведения, затрагивающие неприкосновенность частной жизни, могут предаваться огласке без согласия граждан лишь в случаях, предусмотренных федеральными законами. Данное конституционное право граждан не означает, что информация о личных и семейных тайнах, частной жизни лица не может быть предметом свидетельских показаний.

Ограничение права на неприкосновенность жилища допускается только в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения (ст. 25 Конституции РФ).

36

Не является нарушением неприкосновенности жилища проведение ОРМ, сопряженное с вхождением в него без согласия хотя бы одного из проживающих в нем лиц либо вхождением в помещение гостиниц, санаториев, пансионатов, домов отдыха в присутствии администрации этих учреждений, если это предусмотрено правилами проживания, внутреннего распорядка, договорами.

Сотрудники полиции защищают право каждого на неприкосновенность жилища (ч. 1 ст. 15 Закона о полиции). Ограничение этого права допускается федеральным законодательством (ч. 3 ст. 15 указанного Закона), в соответствии с которым допускается проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций):

для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;

  1. задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;
  2. пресечения преступления;
  3. установления обстоятельств несчастного случая.

При выполнении перечисленных действий сотрудник полиции вправе при необходимости произвести взлом (разрушение) запирающих устройств элементов и конструкций, препятствующих проникновению в указанные помещения, на земельные участки и территории, и вправе произвести осмотр находящихся там объектов и транспортных средств (ч. 4 ст. 15 Закона о полиции).

Органы ФСБ в соответствии с п. «з» ст. 13 Закона о ФСБ также имеют право беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в случаях, если имеются достаточные данные полагать, что там совершается или совершено преступление, дознание и предварительное следствие по которому отнесены законодательством РФ к велению органов ФСБ.


37

Из этого следует, что оперативно-розыскное законодательство предусматривает в случаях ограничения рассмотренных прав и свобод человека в качестве основного условия наличие судебного решения (ч. 2 ст. 8 Закона об ОРД). Совершение иного противоправного деяния (административного правонарушения, дисциплинарного проступка) не может являться основанием для ограничения конституционных прав и свобод, и человека, и гражданина.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

38

Оперативно-розыскная деятельность в силу специфики ее средств и методов добывания информации, преимущественно негласным характером, сопряженностью оперативно-розыскных мероприятий с ограничениями конституционных прав и свобод, использования содействия частных лиц, в том числе на конфиденциальной основе, была и остается предметом критики, дискуссий и пристального интереса юристов, философов, политиков, правозащитников и рядовых граждан. Это объясняется тем, что все тайное всегда вызывало и вызывает любопытство, порождает сомнения, содержит предпосылки для злоупотреблений, становится объектом не только правовой, но и нравственной оценки. Вместе с тем оперативно-розыскная деятельность исторически была и остается эффективным и необходимым средством борьбы с преступностью, обеспечения безопасности личности, общества и государства. Федеральный Закон 1995 г. "Об оперативно-розыскной деятельности", как говорится в его преамбуле, определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и закрепляет систему гарантий при реализации оперативно-розыскных мероприятий9.

В соответствии с Законом оперативно-розыскная деятельность определяется как самостоятельный вид государственной деятельности, которая отнесена к компетенции соответствующих государственных органов и оперативных подразделений в установленных для них пределах. Перечень таких органов может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Государственные органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, решают сформулированные в Федеральном законе задачи исключительно в пределах полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации. На практике это означает, что ни один руководитель государственного органа не вправе своим ведомственным актом расширить полномочия оперативно-розыскной службы, находящейся в его подчинении. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности имеет важное значение в охране конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина. Гарантии охраны жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, обеспечения безопасности общества и государства во многом определяются правовым регулированием их обеспечения. Поэтому следует отметить, что Закон об оперативно-розыскной деятельности имеет не только правовое, но и социальное и политическое значение. Принятие 12 августа 1995 г. Федерального закона Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности" явилось важным шагом в создании в Российской Федерации подлинно правового государства.


39

40

Список использованной литературы

1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета от 10 декабря 1998 г.

2. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами, М., 1978 г., вып. XXXII.

3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS № 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 января 2001 г., № 2, ст. 163.

4. Европейская Конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам ETS № 030 (Страсбург, 20 апреля 1959 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 июня 2000 г., № 23.

5. Соглашение о взаимодействии Министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью (Алма-Ата, 24 апреля 1998 г.) // Текст Соглашения официально опубликован не был.

6. Соглашение о сотрудничестве между министерствами внутренних дел в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (Киев, 21 октября 1992 г.) //правовая система Гарант.

7. Конституция Российской Федерации принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 23.

8. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. № 52 (часть I) ст. 4921.

9. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно- розыскной деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г., № 33, ст. 3349.