ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 8
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Уровни, формы и виды профилактики преступлений
Рассматривая профилактику преступлений как систему, имеющую свою специфическую структуру, неизбежно рассмотрение и ее уровней. При этом понятие «уровни профилактики» используется для выражения качественно различных видов деятельности. В плане рассматриваемой проблемы сказанное означает, что профилактика правонарушений располагается на разных уровнях управленческой иерархии.
Уровни профилактики характеризуются следующим образом.
Первый уровень (высший) - это решение крупных социальных, экономических и иных проблем жизни общества, совершенствование общественных отношений в стране. Этим обеспечивается планомерное опосредованное воздействие на все звенья антиобщественного поведения, начиная с формирования личности и заканчивая воздействием на уже сформировавшиеся мотивы поведения, на выбор целей и средств при осуществлении того или иного поступка.
Второй уровень (средний) связан с осуществлением профилактического воздействия на конкретные социальные группы (микросреду), в которых складываются конфликтные ситуации, намечаются отрицательные явления. Здесь необходимо оперативное устранение различных недостатков, выявленных в той или иной социальной группе, коллективе.
Третий уровень (низший) - это индивидуальная воспитательная профилактическая работа, суть которой заключается в позитивном изменении системы ценностных ориентации человека, в преодолении его антиобщественных взглядов и установок, в формировании уважения к личности и достоинству окружающих, к правопорядку.
Известно, что правонарушения, как правило, совершаются не вдруг, им предшествует чаще всего длительное антиобщественное поведение. Возникает, таким образом, необходимость осуществления профилактического воздействия не только в отношении лица, находящегося, условно говоря, в состоянии, близком к совершению преступления, но и профилактики, объектом воздействия которой является: личность, характеризуемая отрицательно, находящаяся на стадии, отдаленной от совершения преступления. Следовательно, допустимо говорить о двух формах профилактики: ранней и непосредственной.; Основными критериями разделения профилактики на раннюю и непосредственную являются, во-первых, время, отдаляющее лицо ой момента возможного совершения преступления; во-вторых, степень «социальной испорченности» личности. В профилактической деятельности с конкретным человеком важно не упустить именно время.
Непосредственная профилактика является основной формой профилактической работы. Сущность ее заключается в организации осуществлении превентивной деятельности, направленной конкретно (и непосредственно) на выявление и устранение причин и условий преступлений, на выявление лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, и проведение с ними работы в целях недопущения совершения преступлений. Об этом говорилось еще на заре формирования отечественной теории профилактики преступлений. Непосредственная профилактика тесно связана с предотвращением и пресечением преступлений.
Рассмотрение проблемы ранней профилактики влечет за собой постановку ряда вопросов: «Когда должна начинаться профилактическая работа с людьми?», «Кто должен проводить такую работу?». Какое место занимает ранняя профилактика в системе воспитания подрастающего поколения?». На каждый из этих вопросов однозначно ответить нельзя. Все они тесно связаны между собой. Надо разобраться, прежде всего, в том, что такое ранняя профилактика.
Под общей профилактикой следует понимать деятельность, обеспечивающую нормальное (законопослушное) поведение граждан. Это — сдерживающее воздействие на членов общества, исходящее от социальных норм (в том числе правовых) и соответствующей деятельности и государственных органов и общественных организаций.
Основными элементами системы индивидуальной профилактики являются:
во-первых, тщательное изучение лиц, ведущих антиобщественный образ жизни, с тем чтобы выявить категории из числа таких лиц, в отношении которых особенно полезно (и целесообразно) индивидуальное воздействие;
во-вторых, определение основных мер и мероприятий, опираясь на которые можно было бы на практике осуществлять такую работу;
в-третьих, выработка рациональных методов организации, контроля и определения эффекта индивидуального профилактического воздействия.
Основной задачей индивидуальной профилактики преступлений является установление лиц, в отношении которых она действительно необходима и криминологически обоснована.
Целью индивидуальной профилактики является изменение, перестройки отклоняющегося поведения, с тем, чтобы пресечь антиобщественную направленность индивида
Задачи индивидуальной профилактики можно считать выполненными, если ведущими элементами системы внутреннего контроля стали моральные и правовые предписания и императивы. Социальный контроль представляет собой совокупности норм, институтов и отношений, направленных на обеспечение поведения людей в соответствии с интересами какой-либо социальной группы, общества в целом. Основа социального контроля - это система норм и костей в сферах морали и права, а также в иных областях, которые снижают интересы данной социальной общности.
При определении же основных направлений социального контроля в процессе организации профилактики антиобщественного поведения необходимо учитывать некоторые особенности.
Самопрофилактика - особый вид социальной профилактики антиобщественного поведения.
В свою очередь, формирование самооценки и специфики восприятия социальной ситуации зависит от критериев социальных оценок, которые на уровне индивида образуют индивидуальную шкалу оценок, а на уровне социальной группы - общественную шкалу оценок.
Самопрофилактика — это воздействие индивида на самого себя. Всем людям свойственно не только познавать самих себя, но и влиять на самих себя. Именно поэтому профилактируемому следует прививать методы самовоспитания, показывать огромные возможности самоформирования, самопрофилактики.
Речь идет, прежде всего, о выработке у каждого человека способности к самостоятельному осмыслению своих поступков, к саморегуляции, управлению своим поведением. Любое управленческое воздействие (таковым и является профилактическое воздействие) предполагает, что управляемая подсистема имеет собственные интересы и цели, в соответствии с которыми строит свое поведение. Следовательно, задачи управления в сфере профилактики должны решаться тем успешней, чем в большей степени будут близки цели управляющей и управляемой подсистем. Однако необходимо добиться того (это особенно относится к сфере профилактики), чтобы управляемая подсистема сама стремилась к интересам и целям, заданным управляющей подсистемой. В подобных случаях профилактическое воздействие дополняется самопрофилактикой, саморегулированием личностью своего поведения.
Самопрофилактика является одним из эффективных средств личностного развития, ведущего в итоге к совершенствованию образа жизни. С помощью такой профилактики человек изменяет в лучшую сторону самого себя.
Самопрофилактика - это сознательная целенаправленная деятельность определенных категорий людей по преодолению у самих себя отрицательных качеств и формированию положительных, необходимых обществу и личностному развитию человека. В систему самопрофилактики входят самонаблюдение, самоконтроль, самоанализ, самокритика. Особое значение имеет верная самооценка. Она необходима человеку для осознания своего поведения.