Файл: Субъекты малого предпринимательства (Особенности нормативно-правового регулирования развития малого предпринимательства в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время проблема развития малого предпринимательства в России является весьма актуальной по причине того, что отечественная экономика перешла к рыночной модели развития только в 1990-е годы.

Малый бизнес является одним из важнейших элементов рыночной экономики, без которого не возможно гармоничное развитие социально-экономической сферы государства. Малое предпринимательство реализует такие немаловажные экономические и социальные функции, как борьба с монополизмом, создание новых рабочих мест, обеспечение устойчивости конкурентной среды, содействие инновациям, повышение совокупного дохода широких слоев населения и соответственно расширение потребительского спроса, совершенствование и передача опыта по организации предпринимательской деятельности начинающим коммерсантам, формирование среднего класса как основы политической и социально-экономической стабильности государства.

Также малые предприятия способны быстро адаптироваться к постоянно меняющейся рыночной конъюнктуре. Кроме того малое предпринимательство помогает в обеспечении занятости значительной части трудоспособного населения, расширяет сферу использования труда, стимулирует проявление инициативы и способствует более полной реализации творческого потенциала работников.

Малый бизнес – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законом, государственными органами и другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность данного понятия.

Особенностями малого бизнеса являются: деятельность в хозяйственной сфере с целью получения прибыли, экономическая свобода, инновационный характер, реализация товаров и услуг на рынке, гибкость и оперативность в принятии решений, относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление, более низкая потребность в первоначальном капитале, а также более высокая оборачиваемость собственного капитала.

Важная роль малого бизнеса заключается в том, что он обеспечивает значительное количество новых рабочих мест, насыщает рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяет многочисленные нужды крупных предпринимателей, выпускает специальные товары и услуги. Кроме того, немаловажен вклад малых предприятий в создание валового внутреннего продукта страны и в формирование федерального и региональных бюджетов. Малый бизнес – это базовая составляющая рыночного хозяйства рыночного хозяйства, он играет большую роль в становлении конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения общества в товарах, работах, услугах.


Поэтому изучение данной темы особенно актуально на современном этапе развития рыночных отношений в России.

Одним из перспективных направлений для рыночной экономики на сегодняшний день является развитие малого и среднего бизнеса. Такое положение объясняется его следующими выгодными особенностями:

• повышает уровень благосостояния населения, способствует смягчению социальной напряжённости;

• создаёт дополнительные рабочие места и способствует самозанятости населения;

• увеличивает спектр, предлагаемых товаров и услуг;

• придаёт экономике гибкость за счёт оперативного реагирования на изменения коньюктуры рынка;

• способствует притоку капитала;

• стимулирует развитие инновационной и научной деятельности;

• увеличивает доходную базу бюджетов всех уровней.

Перечисленные выше особенности показывают, что для России и её регионов развитие малого и среднего бизнеса может стать существенным фактором, улучшающим социально-экономические условия жизни населения и развивающим экономику России.

Несмотря на достигнутые успехи в развитии малого предпринимательства, на сегодняшний день существует значительный потенциал для роста этого сектора экономики.

Объектом исследования данной работы является предпринимательская деятельность.

Предметом исследования являются субъекты малого предпринимательства.

Целью работы является раскрыть понятие и особенности функционирования субъектов малого предпринимательства.

В процессе достижения данной цели решались следующие задачи:

  1. раскрыть роль и значение малого предпринимательства как субъекта экономики;
  2. рассмотреть особенности нормативно-правового регулирования и функционировании субъектов малого предпринимательства, а также порядок их регистрации.

Современная отечественная литература о проблемах и сути предпринимательства представлена работами таких авторов, как B.C. Автономов, А.И. Агеев, З.И. Благова, М.И. Левитан, В.Г. Рябков, В.Е. Савченко, В.Г. Смольков, Ф. Шамхалов, Л.Б. Бабаева, А.О. Блинов, A.B. Виленский, A.A. Галаган, В. Гимпельсон, В.Н. Ванов, Н.М. Краева, В.Н. Минеев, А.Ю. Чепуренко и других.

В работе использованы основные законодательные акты, регламентирующие функционирование малого бизнеса, учебная литература, монографии, периодические издания по теоретическим и практическим проблемам функционирования малого бизнеса.


1. Малое предпринимательство как субъект экономики

1.1 Понятие субъектов малого предпринимательства в российском законодательстве

Особенностью малого бизнеса является наличие в законодательстве нескольких определений понятия «малое предприятие». Их можно разделить на три вида.

Во-первых, это определение, содержащееся в п.3ст.3 Закона № 88-ФЗ от 14 июня 1995 года «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (Редакция от 03.07.2016) [2].

Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

в промышленности - 100 человек;

в строительстве - 100 человек;

на транспорте - 100 человек;

в сельском хозяйстве - 60 человек;

в научно-технической сфере - 60 человек;

в оптовой торговле - 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица. Оно определяет субъектов малого предпринимательства, которые вправе претендовать на льготы и преимущества, предусмотренные федеральным законодательством.


Во-вторых, это определения малого предпринимательства, содержащиеся в законодательных актах субъектов федерации. Можно сказать, что понятие малого предприятия в региональном законе может несколько отличаться от того, что содержится в Законе № 88-ФЗ. Региональное законодательство определяет малые предприятия как субъекты, которые вправе претендовать на льготы и преимущества, предусмотренные субъектам малого предпринимательства региональным законодательством.

В-третьих, это определение субъектов малого предпринимательства, которые вправе перейти на специальные налоговые режимы статья 18 Налогового Кодекса РФ. Хотя как в первом, так и во втором случае под малыми предприятиями понимаются субъекты, отнесенные к таковым в соответствии со ст.3 Закона № 88-ФЗ, круг лиц, которые вправе воспользоваться специальными налоговыми режимами значительно уже по сравнению с теми лицами, которые определены в Законе № 88-ФЗ.

Согласно п.1 ст.3 Закона № 88-ФЗ субъектами малого предпринимательства могут быть только коммерческие организации и индивидуальные предприниматели. Соответственно статус малого предприятия не могут иметь такие некоммерческие организации, как учреждения, потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, фонды и др.

При отнесении предприятия к той или иной отрасли необходимо руководствоваться Общесоюзным классификатором «Отрасли народного хозяйства» (ОКОНХ).

При этом, в случае, когда наибольшей долей в годовом объеме оборота обладает один вид деятельности (по ОКОНХ), а наибольшей долей в годовом объеме прибыли обладает другой вид деятельности, предприятие считается малым, если хотя бы по одному из этих видов оно удовлетворяет требованиям к предельной численности работников. То есть предприятие самостоятельно определяет, какой из показателей должен применяться - объем оборота или объем прибыли.

Однако в региональном законодательстве возможны случаи, когда власти субъекта федерации сами определяют, какую деятельность принимать для расчета многопрофильными предприятиями.

Что касается индивидуальных предпринимателей, то они признаются субъектами малого предпринимательства независимо от каких-либо условий, в том числе и от количества наемных работников.

В случае превышения малым предприятием предельной численности работников указанное предприятие лишается предусмотренных законодательством льгот на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.


За реализацию поддержки малого предпринимательства ответственны следующие государственные органы и организации:

- Министерство по антимонопольной политике и развитию предпринимательства и его территориальные органы;

- департаменты (комитеты, комиссии и т.п.) по поддержке малого предпринимательства, которые входят в структуру органов исполнительной власти субъектов РФ и в структуру органов местного самоуправления;

- федеральный, региональные и местные фонды поддержки малого предпринимательства. Фонды осуществляют ряд функций, в том числе: поддержку инновационной деятельности малых предприятий, льготное кредитование, а также компенсируют кредитным организациям соответствующую разницу при предоставлении ими льготных кредитов субъектам малого предпринимательства; осуществляют функции залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам малых предприятий; организуют консультирование по вопросам налогообложения и применение норм законодательства;

- Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса и его региональные отделения. Оно осуществляет обучение и консультирование предпринимателей, проводит экспертизы предпринимательских программ и проектов, осуществляет информационное обеспечение малого предпринимательства, оказывает помощь субъектам малого предпринимательства в подготовке и регистрации их учредительных документов, а также иные функции;

Следует назвать также многочисленные негосударственные некоммерческие организации, союзы, ассоциации по поддержке малого предпринимательства, которые могут оказать помощь в различных вопросах, возникающих у предпринимателей.

Основные направления государственной поддержки обозначены в Законе № 88-ФЗ. Обычно по этим же направлениям за отдельными исключениями и дополнениями осуществляется поддержка и на региональном и местном уровнях.

Назовем эти направления.

- Льготное кредитование. По этому вопросу следует обращаться в фонды поддержки малого предпринимательства. Существует специализированный Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, который оказывает финансовую поддержку высокоэффективным наукоемким проектам, разрабатываемым малыми предприятиями на льготных условиях, а также иную поддержку по своей специализации.

- Льготное страхование. За разъяснением условий льготного страхования следует также обращаться в фонды поддержки малого предпринимательства.

- Преимущественное право на получение заказов по производству продукции и товаров (услуг) для государственных нужд. За информацией можно обращаться в органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ.