Файл: Субъекты малого предпринимательства (Особенности нормативно-правового регулирования развития малого предпринимательства в Российской Федерации).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Малое предпринимательство как субъект экономики
1.1 Понятие субъектов малого предпринимательства в российском законодательстве
1.2 Роль и значение малого предпринимательства в экономике
2. Государственное регулирование малого предпринимательства
2.2 Особенности функционирования субъектов малого предпринимательства
2.3 Порядок регистрации организаций как субъектов малого бизнеса
политику продления жизненного цикла продукта;
модификацию, поиск новых возможностей использования продукта и потребителей.
5. Прогнозирование продаж продукта — приблизительный
рост объема продаж в натуральной и денежной формах с учетом
прогнозируемого уровня цен на различных рынках.
6. Производственная база и организация производства продукта. В этом разделе:
дается характеристика технологии, которая будет использоваться для производства продукции;
приводится характеристика производственной базы предприятия, в частности производственных площадей, состава оборудования, источников их поступления;
приводится характеристика затрат на приобретение производственной базы, приведение в рабочее состояние и т.д.;
определяются в расчете на год эксплуатационные расходы;
указываются предполагаемые источники, формы и сроки обеспечения производства сырьем, материалами, энергией, водоснабжением, канализацией, комплектующими и т.д., необходимые для этого затраты в расчете на год;
дается характеристика кадрового состава работников, приводится его численный состав по профессиям, специальностям;
приводится прогноз суммарных затрат на предполагаемый объем производства, перечень статей постоянных
затрат, не зависящих от этих объемов (расходы на аренду
здания, содержание администрации и т.п.), и переменных,
обусловленных объемом производства. Этот прогноз дается на год.
7.Затраты на реализацию продукции. В этом разделе приводятся ожидаемые расходы на упаковку, перевозку, складирование, хранение продукции.
8.Ожидаемая прибыль по итогам года. В этом разделе рассчитывается чистая прибыль или разность между поступлениями денежных средств и их расходами.
9. Критический объем продаж. В этом разделе делается расчет
годового объема продаж, при котором предприятие будет функционировать бесприбыльно, но и не убыточно.
Риски и страхование имущества предприятия. Здесь перечисляются существенные риски, которые присутствуют постоянно (стихийные бедствия, уничтожение и порча зданий, строений, оборудования, продукции; невыполнение обязательства партнерами, конфликты с ними и т.д.).
Финансовая политика. В этот раздел с учетом прогнозируемого объема продаж предприятия на год или более длительный
обозримый период включаются сведения:
об источниках формирования финансовых ресурсов;
политике распределения чистой прибыли;
формах контроля за своевременным и правильным поступлением платежей от покупателей продукции предприятия;
формах контроля в отношении обязательств предприятия
перед поставщиками, налоговыми органами и т.д.;
политике в области страхования кредитов;
способах определения и критериях эффективности инвестиций.
Вторым этапом работы оргкомитета является разработка учредительного договора и устава предприятия. В этих документах излагается порядок проведения и применения решений учредительными собраниями. После проведения учредительного собрания перед избранными собранием органами управления малого предприятия возникает задача его государственной регистрации. Малое предприятие считается созданным с момента его государственной регистрации.
Государственная регистрация — это специальный акт государственного органа, фиксирующий законность его создания и предоставляющий ему право заниматься предпринимательской деятельностью. Цель регистрации — зафиксировать правовое положение предприятия, ввести его деятельность в правовое русло, определить предприятие в качестве налогоплательщика. Учредителям малого предприятия необходимо помнить, что оно регистрируется не как таковое, а в качестве производственного кооператива, хозяйственного общества, товарищества, т.е. в определенной организационно-правовой форме.
Регистрация не носит разрешительного характера. Осуществляющий регистрацию предприятия государственный орган вправе отказать зарегистрировать его исключительно по одной причине - если решение о его создании было принято учредителями с нарушением законодательства. Согласно ст. 51 ГК РФ отказ в государственной регистрации может быть обжалован в суд.
Регистрация коммерческих организаций осуществляется уполномоченными на то органами, узнать о которых можно в местных органах исполнительной власти. Для государственной регистрации предприятия в орган, осуществляющий регистрацию коммерческих организаций, необходимо представить следующие документы:
протокол общего собрания учредителей о создании пред-
приятия. Протокол должен свидетельствовать, что собранием
принято решение об образовании предприятия, утверждении его
устава и избрании его органов управления и ревизионной комиссии (ревизора);
устав предприятия;
гарантийное письмо о предоставлении юридического адреса;
документы, подтверждающие проверку наименования предприятия на повторяемость;
заполненные бланки по образцам, установленным регистрационным органом;
квитанция об уплате государственной пошлины.
Все эти документы представляются учредителями или их уполномоченными в орган регистрации или направляются ему ценным почтовым отправлением с уведомлением и описью вложения. Требования со стороны органа регистрации о предоставлении каких-либо документов сверх указанных — гарантийных писем, справок, подтверждающих каким-либо органом целесообразность создания малого предприятия, и т.п. — запрещено. Получив документы, орган регистрации, в том случае если они составлены правильно, выдает временное свидетельство о регистрации. С этого момента и до получения постоянного свидетельства учредителям предприятия (его уполномоченным представителям) необходимо осуществить следующие действия, имея при себе копии устава и временного свидетельства о регистрации:
обратиться в местный орган Государственного комитета РФ
по статистике для присвоения предприятию кодов Обще-
го классификатора предприятий и организаций (ОКПО);
изготовить печать предприятия, получив декларацию об
изготовлении печати;
поставить предприятие на учет в Пенсионном фонде, Фондах обязательного медицинского и социального страхования, налоговом органе, получив соответствующие справки, необходимые для открытия счета в банке;
на основании укачанных справок, копии устава и банковской кар точки с нотариально заверенными образцами подписей руководителя предприятия и главного бухгалтера открыть счет в банке, получив от него соответствующую справку.
Получив указанные документ и приложив к ним оригинал временного свидетельства о регистрации предприятия, необходимо вновь обратиться в орган регистрации, который выдаст постоянное свидетельство о регистрации предприятии.
Регистрации осуществляется путем присвоения предприятию очередного номера в журнале регистрации поступающих документов и произведения надписи (штампа) с наименованием регистрирующего органа, номером и датой на первой странице (титульном листе) устава предприятии, скрепляемого подписью должностного лица, ответственного за регистрацию.
Для того чтобы встать на налоговый учет, необходимо заполнить заявление, бланк которого следует получить в налоговом органе. В разных регионах эта процедура происходит по-разному: где-то потребуют такое заявление одновременно с пакетом документов на государственную регистрацию, а где-то только после того, как получите свидетельство о регистрации. Это обусловлено тем, что место государственной регистрации и место постановки на налоговый учет юридического лица могут в каких-то регионах совпадать, а в каких-то нет.
Только после того как получили на руки свидетельство о государственной регистрации и свидетельство о постановке на налоговый учет, можно открывать в банке расчетный счет.
Если уставный капитал вносили деньгами и уже открыт накопительный счет, то банк преобразует его в расчетный. Условия расчетно-кассового обслуживания банк устанавливает самостоятельно. У большинства банков эта услуга платная, причем оплата может быть установлена как в твердой ежемесячной сумме, так и в виде комиссионных за каждую банковскую операцию.
Перечень документов, которые необходимо представить для открытия счета, каждый банк устанавливает самостоятельно. Однако в любом случае потребуются учредительные документы, нотариально заверенные подписи руководителя и главного бухгалтера и свидетельство о постановке на налоговый учет. О том, что открыли расчетный счет, предприятие должно сообщить в налоговый орган.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В России, в силу исторических и других причин, существует множество затруднений, которые ограничивают реализацию потенциальных возможностей малых предприятий. В частности, это несовершенство нормативно-правовой базы, существенные налоги на прибыль и выплаты в социальные фонды работников, административные барьеры, коррупция и др.
Поэтому совершенствование законодательной базы, регулирующей деятельность и развитие малого бизнеса, а также увеличение финансовой поддержки со стороны государства в современных социально-экономических условиях является наиболее актуальными задачами, от решения которых будут зависеть дальнейшие направления развития малых предприятий в РФ. При этом в настоящее время реализуются различные федеральные и региональные программы, направленные на создание и развитие малого предпринимательства.
С 1 января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Одним из ключевых нововведений этого закона является принципиально новый подход к критериям выделения субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, с критериями отнесения предприятий к соответствующей категории являются средняя численность работников и предельные значения выручки от реализации или балансовой стоимости активов.
В «Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2018 года» отмечены приоритетные задачи развития экономики страны, в частности повышение национальной конкурентоспособности и производительности труда, создание условий для эффективного развития внутренних и внешних рынков. В рамках этого направления предполагается достижение определенных целей в области регистрации малых предприятий: снижение количества этапов регистрации предприятий с 9 до 3, сокращение времени на прохождение всех этапов с 30 до 3 дней, снижение затрат на регистрацию предприятий с 6,1 до 3 тыс. рублей.
Кроме того, планируется расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием, доступа субъектов среднего предпринимательства к государственному заказу в рамках федеральной контрактной системы. Это позволит улучшить деловой климат, усилит стимулы к инновационной деятельности предприятий.
Таким образом, можно заключить, что развитие в нашем государстве конкурентоспособных, экономически активных, инновационных и социально ответственных малых предприятий будет способствовать экономическому росту страны, формированию среднего класса общества и должно стать одной из главных целей экономической политики России.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014) // Собрание законодательства РФ, 15.08.2014. – №28. – Ст.2790.
- Федеральный закон № 88-ФЗ от 14 июня 1995 года «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (Редакция от 03.07.2016).
- Буздалина О. Б. Развитие государственной финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства в условиях экономической неопределенности / Буздалина О.Б. - М.:Дашков и К, 2015. - 86 с.
- Вилисов В. Я. Инфраструктура инноваций и малые предприятия: состояние, оценки, моделирование: Монография/В.Я.Вилисов, А.В.Вилисова - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 228 с.
- Журавлева, Т.А. Малое предпринимательство: экономические аспекты функционирования [Текст] : учеб.-метод. пособие для студентов экон. и других направлений подгот. / Т.А. Журавлева. – Тольятти: ПВГУС, 2014. – 79 с.
- Иванов Г. Г. Организация коммерческой деятельности малых и средних предприятий: Учебное пособие/Г.Г.Иванов, Ю.К.Баженов - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 304 с.
- Корнеева Т. А. Учет и контроль в субъектах малого бизнеса: риск-ориентированный подход: монография - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 118 с.
- Киперман, Г.Я. Меры государственной поддержки малого предпринимательства [Текст] / Г.Я. Киперман, Б.С. Сурганов. – М. : Экономика, 2013. – 255 с.
- Лапуста М. Г. Предпринимательство: Учебник / Лапуста М.Г. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 384 с.
- Лескина, О.Н. Развитие малого предпринимательства в России (национальный и региональный аспекты) [Текст] / О.Н. Лескина, М.В. Мурысин// Концепт. – 2014. – №1. – 275 с.
- Мамедова Н. А. Малый бизнес в рыночной среде / Мамедова Н.А., Девяткин Е.А. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 152 с.
- Перцовский, Н.И. Развитие кредитования малого и среднего бизнеса с учетом опыта развитых стран [Текст] : учеб. пособие / Н.И. Перцовский, И.А.Спиридонов, С.В. Барсукова : Под ред. Н.И. Перцовского. – М.: Высшая школа, 2013. – 239 с.
- Платов, М.И. Перспективы и проблемы малого и среднего бизнеса в экономике России [Текст] / М.И. Платов. – М.: Альпина Бизнес Букс. – 4-е изд. – 2012. – 710 с.
- Поршнев, А.Г. Малое предпринимательство в социальном контексте [Текст] : Учебное пособие / А.Г. Поршнев, Г.Л. Азоев. – М.: Финстатинформ, 2013. – 93 с.
- Развитие экономики и предпринимательства [Текст] : учеб. для вузов / Г.Л. Азоев [и др.] ; под ред. А. Г. Поршнева [и др.] ; Гос. ун-т упр. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2007. – 735 с.
- Сорокина Л. А. Менеджмент в малом бизнесе / Сорокина Л.А. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 142 с.
- Филатов, Е.С. Государственное регулирование предпринимательской деятельности [Текст] / Е. С. Филатов, Е. В. Попова // Предпринимательство в России и за рубежом. – 2012. – № 6. – С. 107-122.
- Хасанов, Р.М. Организация и управление малым бизнесом [Текст] : Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05. – Москва, 2012 – 165 c.
- Яковлев Г. А. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие / Яковлев Г.А., - 2-е изд. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 313 с.