ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
БЛОК 2
БЫТИЕ И ПОЗНАНИЕ
2.1. Онтология (теория бытия)
(с\р – 6 часов; семинары № 3)
-
Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-научн. фонд; Научно-ред. совет: предс. В.С. Степин. – Москва: Мысль, 2010 (https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/page/about) -
История философии: Учебник для вузов / Под. ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В. Бугая. – Москва: Академический проект, 2005 (http://yanko.lib.ru/books/philosoph/mgu-ist_filosofii-2005-8l.pdf) -
Пивоваров Д. В. Категории онтологии в 2 ч. Часть 1 : учебное пособие для вузов / Д. В. Пивоваров. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 279 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06295-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454794
2.1.1. Ключевые понятия *
Найдите в учебнике (см. литература к 2.1. – п.3) определения ключевых понятий философской онтологии, раскройте происхождение слов, обозначающих эти понятия в русском и в древних языках, заполните таблицу.
Понятия:
Чистое бытие. Абсолют. Единое. Существование. Субстанция. Сущность. Вещь. Время. Реальность. Имманентное. Трансцендентное. Объективный закон. Детерминизм. Форма. Материя. Целое. Ничто.
Понятие | Определение |
Чистое бытие Абсолют Единое Существование Субстанция Сущность Вещь Время Реальность Имманентное Интериоризация Экстериоризация Объективный закон Детерминизм Материя Части Целое Ничто | Самая абстрактная философская категория, обозначающая исход и универсальную основу всякого конкретного существования. Мыслится философами как самодостаточное начало. Оно абсолютно, неопределённо, вечно, едино, пусто, тождественно ничто, непредставимо, мистически гарантирует любому предмету ту или иную степень реальности и предохраняет от небытия и хаоса. Безусловное средоточие всего существующего; одна из предельно общих категорий, обозначающих всеобщую основу мира, полноту бытия и совершенство. Абсолют есть ничем не обусловленное творческое первоначало сущего. А)Сплошное, неделимое на части, простое, непрерывное, массивное; б) Парменидово бытие, божественное первоначало, непостижимый безличностный Абсолют; в) единица – единое, материя числа, сопоставимость, точка. Мера тождественности единиц множества. Тождество нераздельных и растворённых в друг друге сторон. Существование, т. е. экзистенция это 1) внешнее бытие вещи; 2) индивидное бытие в составе мирового порядка, космоса; 3) бытие компонентов сознания --различных чувств, мыслей, волевых актов; 4) по Гегелю, существование это бытие, которое обрело основание; сущность в своем существовании есть явление. Субстанция: a) в алхимии вечные, не поддающиеся разложению и превращениям первичные вещества (субстраты), из которых образуются разные сложные вещи, реактивы; б) в философии категория, обычно обозначающая абсолютное либо относительное основание сущего, безусловный субъект всех мировых изменений; в более широком смысле--это самобытность, т. е. то, что основано на самом себе. Сущность есть насыщенность бытием, сверхчувственный концентрат бытия. Она виртуально коренится в глубине явления, представляя собой сово- купность всех отношений и возможностей. Вещь есть способ субстратного обособления субстанции; индивидуализированное бытие единого во многом, простого в сложном; это качество в единстве его свойств, связей и отношений. Вещь — единица бытия ( весть ), отдельное одно, индивид. вещность — бытийственность, истечение бытия; вещество — разновидность материи, для которой характерна масса покоя; вещь же — это предмет (или объект), обладающий целостностью, относительной независимостью и устойчивостью существования.
Обыденное мышление склонно подразумевать под реальностью все то, что есть, и отождествлять между собой понятия реальности и действительности, тогда как философская традиция в известной мере разводит эти понятия: степень бытия, присущая той или иной вещи; вещественный аспект бытия;– действительность Одна из категорий, выражающих особые аспекты категорий внутреннего и внешнего. Имманентное— это то, что атрибутивно предмету, внутренне присуще вещи или процессу, свойственно качеству, характеризует самость изнутри Интериоризация — понятие, указывающиее на переход, движение действия. Интериоризация— переход извне вовнутрь, поэтапное свертывание и овнутривание внешнего действия. Впервые это понятие сложилось во французской социологической школе (Э. Дюркгейм) и означало процесс социализации, прививания элементов идеологии к сознанию индивидов. Противоположность интериоризации. Экстериоризация -- процесс перехода внутренних умственных действий в развернутые внешние предметно-чувственные действия. Объективный закон— существенное отношение явлений, обладающее признаками необходимости, какой-либо степени общности, бесконечности, повторяемости и устойчивости. закон природы чувственно не воспринимаем, он, вероятно, есть виртуальная. Детерминизм — философское учение о различных видах обусловленности явлений материального и духовного мира. Представления о порождении стихиями вещей и зависимости одних явлений от других возникли с незапамятных времен. Они уходят корнями в древние мифы о сотворении мира, кроются в религиозных учениях о божествах, предопределении и судьбе, обнаруживаются в анимизме, тотемизме, фетишизме и магии. В понятии материи выделяют следующие альтернативные смыслы: 1) в субстанциальном аспекте — то беспредельное (или чистая возможность), из чего возникают и становятся любые определенности, вещи и качества; первичный хаос, бесформенный и безвидный; материнское начало мира; 2) в субстратном плане — это либо предельно пластичное и элементарное строительное сырье 3) в феноменальном смысле — совокупность оформленных и пространственно ограниченных объектов, твердость, упругость, непроницаемость и сопротивляемость которых внешним воздействиям обнаруживается органами чувств субъекта и запечатлевается в восприятиях; объективная реальность, независимая от человеческого сознания и данная человеку в его внешних ощущениях сырье, ил, а также греч. Хора Части — то, из чего состоит и на что может распадаться целое; доли или единицы целого. В отношении уровня Rn они могут различаться по степеням простоты (самые простые, более сложные, самые сложные в данном целом), масштабам (мелкие, крупные) и по их роли в целом (существенные, второстепенные). Целое — способ существования и кооперации частей, сложное единство простых, качественная определенность взаимоувязанных слагаемых. при внешнем воздействии на некоторое целое А в последнем может измениться и даже нарушиться взаимное расположение его частей. Категория идеалистической онтологии, означающая: 1) отсутствие конкретного объекта либо бытия вообще; 2) становящееся бытие с ещё не определившимися свойствами и отношениями. Противопоставлено понятиям нечто. Сущее, определённое бытие. |
2.1.2. Ключевые концепции
Заполните таблицы (стремитесь к максимальной краткости без потери смысла)
2.1.2.1.Проблема первоначальности субстанций**
Концепция | Сущность | Один из представителей и краткая сущность его идей |
Материализм | 123123213321312321 | |
Объективный идеализм | | |
Субъективный идеализм | | |
2.1.2.2. Проблема количества субстанций
Концепция | Сущность | Один из представителей и краткая сущность его идей |
Материалистический монизм | | |
Идеалистический монизм | | |
Дуализм | | |
Пантеизм | | |
Плюрализм | | |
2.1.3. Парменид и проблема бытия **
Сравните тезисы Парменида и Р. Декарта
«мыслить и быть – одно и то же» (Парменид) «мыслю, следовательно, существую» (Декарт) |
|
2.1.4. Платон и проблема бытия **
Прочитайте фрагмент из диалога Платона «Софист». Ответьте на вопросы после текста.
Чужеземец. Одни всё совлекают с неба и из области невидимого на землю, как бы обнимая руками дубы и скалы. Ухватившись за все подобное, они утверждают, будто существует только то, что допускает прикосновение и осязание, и признают тела и бытие за одно и то же, всех же тех, кто говорит, будто существует нечто бестелесное, они обливают презрением, более ничего не желая слышать.
Теэтет. Ты назвал ужасных людей; ведь со многими из них случалось встречаться и мне.
Чужеземец. Поэтому-то те, кто с ними вступает в спор, предусмотрительно защищаются как бы сверху, откуда-то из невидимого, решительно настаивая на том, что истинное бытие — это некие умопостигаемые и бестелесные идеи; тела же, о которых говорят первые, и то, что они называют истиной, они, разлагая в своих рассуждениях на мелкие части, называют не бытием, а чем-то подвижным, становлением. Относительно этого между обеими сторонами, Теэтет, всегда происходит сильнейшая борьба.
Теэтет. Правильно.
Чужеземец. Значит, нам надо потребовать от обеих сторон порознь объяснения, что они считают бытием.
Теэтет. Как же мы его будем требовать?
Чужеземец. От тех, кто полагает бытие в идеях, легче его получить, так как они более кротки, от тех же, кто насильственно все сводит к телу, труднее, да, может быть, и почти невозможно. Однако, мне кажется, с ними следует поступать так...
Теэтет. Как?
Чужеземец. Всего бы лучше исправить их делом, если бы только это было возможно; если же так не удастся, то мы сделаем это при помощи рассуждения…
1. | Сформулируйте смысл общего содержания отрывка. | |
2. | Как понимают бытие те, кто «насильственно всё сводят к телу»? Каковы могут быть их аргументы в свою пользу? | |
3. | Каковы могут быть аргументы тех, кто полагает бытие как умопостигаемые идеи? | |
4. | Почему Теэтет называет сторонников «телесного» бытия ужасными людьми? | |
2.1.5. Трубка? Бытие и небытие вещи**
Изучите картину бельгийского художника Рене Магритта (René Magritte, 1898–1967) «Это не яблоко» (1964). Напишите мини-эссе о том, как идея картины связана с проблемами философии бытия?
|