Файл: Понятие и виды ценных бумаг (Понятие, юридическая природа, сущность ценных бумаг).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Все эти меры привели к тому, что выросло число вновь организованных акционерных компаний в России и первичных размещений на рынке.

Активное формирование российского фондового рынка произошло в 19-20 веке, в частности была создана необходимая инфраструктура, разрабатываются и вводятся в действие нормативно-правовые акты.

Рассмотрим развитие нормативно-правового обеспечения фондовой биржи в советский период власти.

Первые меры советской власти были направлены на уничтожение фондового рынка, в частности были приняты следующие нормативно-правовые акты:

  1. Декрет СНК РСФСР «О прекращении платежей по купонам и дивидендам» от 29.12.1918 г[17].
  2. Декрет ВЦИК «Об аннулировании государственных займов» от 21.01.1918 г[18].
  3. Постановление Высшего совета народного хозяйства о правилах применения декрета об аннулировании государственных займов от 07.03.1918 г[19].
  4. Постановление СНК об аннулировании государственных бумаг от 26.10.1918 г[20].

Вышеуказанные нормативы спровоцировали следующие последствия:

  1. Запрет на совершение сделок с ценными бумагами;
  2. Аннулирование государственных внутренних займов;
  3. Аннулирование всех правительственных гарантий по займам предприятий и учреждений;
  4. Безусловное аннулирование всех иностранных займов;
  5. Национализация промышленных предприятий.

В 1923 году возобновилась торговля на бирже, но в 1928 году рынок ценных бумаг прекратил свою деятельность и до 1990 года, осуществлялись лишь государственные займы посредством выпуска ценных бумаг.

Начало постсоветского этапа развития биржевого рынка можно отнести в рамках 1988-1994 годы. В 1988 году введено в действие Советом Министров СССР «О выпуске предприятиями и организациями ценных бумаг»[21]. Данное постановление давало возможность вести деятельность на базе негосударственной форме собственности. В это время акции свободного обращения не имели, отсутствовала и сама акционерная организационно-правовая форма юридического лица. Гражданский оборот ценных бумаг как правовое явление не было возможным так как отсутствовало закрепление на законодательном уровне порядка обращения ценных бумаг, а также легального их понятия[22].

В 1990 году принят Закон РСФСР «О собственности в РСФСР», который расширил круг объектов собственности». Так объектами права собственности стали ценные бумаги, которые признавались имуществом. Законодатель разделил субъектов права на право собственности гражданина (частная собственность) и общественных объединений (организаций, предприятий). Оба субъекта могли обладать правом собственности на акции и другие ценные бумаги. Облигациями могли обладать только граждане. Вышеизложенный субъектно-объектный состав отношений на фондовой бирже был нормативно закреплен в упомянутых нормативно-правовых актах. Динамическое развитие рынка ценных бумаг началось с принятием закона РСФСР от 03.07.1991 года №1531-I «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР»[23]. Данное Положение о выпуске и обращении ценных бумаг стало фундаментом для формирования современного финансового рынка. В данном нормативном акте отражены такие понятия как «ценные бумаги», «выпуск ценных бумаг», «государственная регистрация ценных бумаг», «проспект эмиссии», «фондовая биржа». Положение легально закрепило категорию ценные бумаги как денежного документа в российском гражданском праве. В дальнейшем данная концепция была реализована в Гражданском кодексе РФ 1994 года. Ценная бумага могла существовать как в документальной, так и без документальной формы, что также нашло свое отражение в ГК РФ. Положение выделяло следующие виды ценных бумаг: акции, облигации, государственные долговые обязательства и производные бумаги. Следует отметить, что правовой связи Положения с нормами действующего Гражданским кодексом РСФСР в части регламентации режима ценных бумаг не наблюдается. Акции и облигации были закреплены в российском законодательстве значительно позже в 1996 году, а производные ценные бумаги – в период 2002 -2009 годы.


Основные нормы о эмиссии и обращении ценных бумаг, о государственном контроле приобретения крупных пакетов ценных бумаг, о профессиональной деятельности были предусмотрены в данном Положении, а затем развиты в Федеральном законе «О рынке ценных бумаг»[24].

Действующее законодательство не различало понятия эмиссия и выпуск ценных бумаг[25].

Несмотря на прогрессивный характер Положения о выпуске и обращении ценных бумаг (1991 г.) активного правового поля оно не сформировало для развития фондовой биржи в России. На этом этапе отсутствовали базовые законодательные акты специального регулирования. В 1991 году были приняты Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик, которые закрепили базовые понятия современного гражданского права. Так в отличии от норм ранее действующего Гражданского кодекса РСФСР (1964 г.), который поверхностно освещал ценные бумаги, Основы гражданского законодательства относили данную категорию к объектам гражданского права к разряду имущества. В первые был применен специально-правовой режим ценных бумаг как правового института. Дифференциация ценной бумаги была связана только с имущественным правом, а передача рассматривалась как «переуступка права». Ни Положение о ценных бумагах, ни Основы гражданского законодательства, закрепившие ряд базовых принципов правовой регламентации режима и оборота ценных бумаг, не предусматривали оснований видовой классификации и их правого регулирования.

С принятием Конституции Российской Федерации в 1993 году в праве стали различать частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности. В Гражданском кодексе закрепляется правовое положение акционерных обществ, дана легальная дефиниция, основы правового режима и гражданского оборота ценных бумаг. Однако нормы законодательства не способны были обеспечить защиту собственников ценных бумаг.

В ходе массовой приватизации с 1991 по 1995 год не были изданы акты, регламентирующие порядок проведения инвестиционных конкурсов и торгов. Действующее законодательство содержало много пробелов и противоречий, отсутствовал правовой механизм реализации инвестиционного конкурса[26].

В качестве срочных правовых мер был издан указ Президента РФ и принято постановление Правительства РФ. Указ Президента №2063 от 04.11.1994 года «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации» призван регулировать злоупотребление на бирже. Данным Указом был создан легализированный орган государственного контроля гражданско-правового оборота ценных бумаг на рынке ценных бумаг в РФ. Указом Президента РФ №202 от 27.02.1995 года «О статусе Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительству Российской Федерации» ранее созданной комиссии придали статус федерального министра. Защиту документов от подделки признано осуществлять Постановление Правительства РФ №78 от 24.01.1995 года.


В период с 1995 по 1998 годы происходило активное становление законодательства, регулирующее деятельность фондового рынка. Так в 1995 году были приняты Федеральный закон от 26.12.1995 года «Об акционерных обществах» и Федеральный закон от 22.04.1996 года «О рынке ценных бумаг». Данные нормативно-правовые акты были разработаны на базе правовых актов, действующих на тот момент в Соединенных Штатах Америки. Законы закрепляли принципы процесса эмиссии ценных бумаг, характерного для развитого фондового рынка и современной инфраструктуры. Все эти принципы были не характерны рынку ценных бумам в России.

Финансовый кризис 1998 года явился естественным фактором для формирования нового законодательства в отношении фондовой биржи. Система правового регулирования рынка ценных бумаг должна была обеспечить:

  • Легитимность ценных бумаг в системе гражданских прав.
  • Создание системы защиты и охраны средств и механизмов в отношении нарушения законных интересов правообладателей – инвесторов.
  • Баланс частных и публичных интересов на рынке ценных бумаг.
  • Правовые условия для развития инфраструктуры финансового рынка.
  • Владельческой имущественное-правовой защиты частных субъектов, а именно собственников ценных бумаг.

С 1999 года по настоящее время развитие механизмов правового регулирования рынка ценных бумаг и фондовой биржи развивалось и продолжает развиваться с учетом вышеизложенных принципов, которые сконцентрированы в Федеральном законе «О рынке ценных бумаг». Данный федеральный закон постоянно поддается редактированию и доработке со стороны Законодателя в зависимости от современных тенденций и требований существующего рынка ценных бумаг.

1.2. Понятие, юридическая природа, сущность ценных бумаг

Несмотря на многочисленные усилия в сфере развития законодательства, регулирующее рынок ценных бумаг, до сих пор не прекращаются дискуссии и обсуждения в отношении понятия и правовой сущности «ценной бумаги». Закрепленное в законодательстве понятие ценной бумаги с одной стороны легализует его, а с другой не отвечает полноте данного понятия, существующего на практике и наполнено противоречивостью характера содержания. Согласно пункта 1 статьи 142 ГК РФ, ценной бумагой признается документ, подтверждающий с соблюдением установленной действующим законодательством формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможна лишь при его предъявлении. Мы видим, что данное Законодателем определение не включает в себя сущность эмиссии ценной бумаги, содержащееся в Законе о рынке ценных бумаг. Так в указанном законе под эмиссионной ценной бумагой понимается любая ценная бумага, как документарная, так и бездокументарная, которая наделена следующими особенностями[27]:


  1. Закрепляет систему имущественных и неимущественных прав, которые подлежат удостоверению, уступке и безусловному осуществлению;
  2. Размещается выпусками;
  3. Имеет одинаковый объем прав и сроки их осуществления внутри одного выпуска независимо от времени приобретения ценной бумаги.

Сравнив два понятия, можно сказать, что Гражданский кодекс наделяет ценную бумагу только имущественными правами, а Закон о рынке ценных бумаг еще и неимущественными. Такое противоречие приводит к различной трактовке данной категории и ее прав. Мнение исследователей также разделилось. Одни поддерживают позицию наличия у ценной бумаги только имущественных прав, другие – наличия как имущественных, так и неимущественных прав. Существует и третья позиция, с которой выступает Г.Н. Шевченко, а именно ценная бумага может быть наделена либо имущественными правами, либо имущественные и связанные с ними неимущественные права. Только неимущественные права ценная бумага иметь не может, поскольку является объектом имущественных правоотношений и наделена качеством оборачиваемости[28].

Данное противоречие требует устранения и редактирования норм законодательства. Существует мнение, что необходимо разграничить понятия «ценная бумага» и «эмиссионная ценная бумага», так как они имеют разную юридическую природу, а также ввести в гражданско-правовой оборот альтернативные понятия такие как «инвестиции» и «фондовые ценности» соответственно[29].

На наш взгляд признание любого финансового инструмента в качестве ценной бумаги крайне спорное как это гласит статья 143 ГК РФ.

А уточнение понятия ценной бумаги подзаконным актом также не приемлемо.

Критично в отношении правовой природы ценной бумаги высказывается В.А. Белов, который говорит о том, что связь понятия ценной бумаги не идет с правом дальше уровня декларативного позитивизма: ценными бумагами являются те субстанции, которые таковыми объявляет закон[30], в части статьи 143 Гражданского кодекса РФ.

То есть если закон называет тот или иной документ ценной бумагой, то он таковой и является, даже если он не обладает необходимыми качествами присущей данной категории. И наоборот, если документ наделен всеми признаками присущими ценной бумаге, но не указан в законе, то он таким не является.

На наш взгляд следует четко закрепить в правовой системе понятие и признаки ценной бумаги, во избежание недоразумений в право применении данной категории.


Так на сегодняшний день ценная бумага представляет собой единство двух типов правоотношений – это эмиссионное, которое выражает отношения между эмитентом ценной бумаги и ее инвестором и инвестиционные – отношения отчуждения между инвестором по поводу ценной бумаги[31].

Так как современное законодательство имеет существенные пробелы в квалификации ценных бумаг, то рассмотрим признаки данной категории сначала в рамках различных исследований, а затем с теми, которые закрепил Законодатель.

По мнению Г.Ф. Шершеневича ценная бумага обладает основными четырьмя свойствами, отличающие ее от других смежных понятий. Это:

  1. Признание ценной бумаги документом;
  2. Ценная бумага – это носитель права
  3. Является движимым имуществом;
  4. Ценная бумага содержит субъект права.

Существует множество признаков, выделенные другими авторами в процессе изучения и накопления знаний в отношении этой категории.

Так В.А. Лапач характеризует ценные бумаги как совокупность признаков абстрактности, публичной достоверности и исполнимости при предъявлении бумаги[32].

По мнению А. Трофименко ценная бумага обладает следующими четырьмя свойствами:

  1. Данный документ удостоверяет субъективные гражданские права;
  2. Соответствует началу презентации;
  3. Обладает свойством публичной достоверности;
  4. Соответствует легальным основаниям отнесения к числу ценных бумаг (причислена законом и т.п.)[33].

Е.А. Суханов[34] выделяет следующие шесть свойств ценной бумаги:

  1. Возможность требовать исполнения только того, что прямо обозначено в ценной бумаге;
  2. Соблюдение строго формальных реквизитов;
  3. Легитимация субъекта права, выраженного в ценной бумаге;
  4. Предъявление обязанному лицу;
  5. Абстрактность закрепленного в ней обязательства;
  6. Ценная бумага придает выраженному в ней праву свойство автономности.

О.Н. Садиков, Т.Е. Абова, Е.Ю.Кабалкин выделяют следующие три признака:

  1. Это документ установленной формы и с обязательными реквизитами;
  2. Ценная бумага должна удостоверять определенные права;
  3. Для осуществления или передачи прав, удостоверенных ценной бумагой, необходимо ее предъявление.

В совокупности на практике выделяют следующие признаки ценной бумаги как объекта гражданско-правовых отношений[35]: