Файл: Отчет по лабораторным работам Дисциплина Теория систем и системный анализ.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Уфимский государственный авиационный технический

университет»
Кафедра АСУ

Отчет по лабораторным работам

Дисциплина: «Теория систем и системный анализ»



Выполнил студент:

Агишева Д.С., ПИ-126Бзу

Принял: старший преподаватель,

Родионова Л.Е.

Уфа
2021


Лабораторная работа № 1


«ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБЪЕКТА В ВИДЕ СИСТЕМЫ»
Цель работы:

Научиться рассматривать сложные объекты в виде систем, выделять надсистемы, подсистемы различных уровней и элементы систем.

Ход лабораторной работы:

Разработана структура системы «Издательство» (7 вариант) в соответствии с рисунком 1.


Рисунок 1 – Модель системы «Издательство»

Заполнена таблица 1 «Классификации подсистем и элементов системы».

Таблица 1 – Классификации подсистем и элементов системы

Обозначение

Тип (подсистема/элемент)

Название (подсистемы/элемента)

Связи с подсистемами/элементами

1

2

3

4

P1

Подсистема первого уровня

Управление

P11, P12, P13, E11, E12, E13

E11

Первый элемент подсистемы первого уровня

Редакционный совет

P1

E12

Второй элемент подсистемы первого уровня

Художественный совет

P1

E13

Третий элемент подсистемы первого уровня

Вспомогательные службы

P1

P11

Первая подсистема второго уровня

Редакционный отдел

P1, E111, E112, E113, E114

E111

Первый элемент первой подсистемы второго уровня

Главный редактор

P11, E112, E113, E114

E112

Второй элемент первой подсистемы второго уровня

Редакторы

P11, E111

E113

Третий элемент первой подсистемы второго уровня

Корреспонденты

P11, E111

E114

Четвертый элемент первой подсистемы второго уровня

Фотокорреспонденты

P11, E111

P12

Вторая подсистема второго уровня

Художественный отдел

P1, E121, E122, E123

E121

Первый элемент второй подсистемы второго уровня

Главный художник

P12, E122, E123

E122

Второй элемент второй подсистемы второго уровня

Художник-иллюстратор

P12, E121

E123

Третий элемент второй подсистемы второго уровня

Художественный редактор

P12, E121

P13

Третья подсистема второго уровня

Отдел организации труда и заработной платы

P1, E131, E132, E133, E134

E131

Первый элемент третьей подсистемы второго уровня

Заместитель директора

P13, E132, E133, E134


Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

E132

Второй элемент третьей подсистемы второго уровня

Специалисты отдела бухгалтерии

P13, E131

E133

Третий элемент третьей подсистемы второго уровня

Специалисты отдела кадров

P13, E131

E134

Четвертый элемент третьей подсистемы второго уровня

Специалисты АХО

P13, E131


Вывод: в ходе выполнения лабораторной работы рассмотрены сложные объекты в виде систем, выделены надсистемы, подсистемы различных уровней и элементы систем.

Контрольные вопросы:

  1. Сформулируйте определение понятий «система», «подсистема», «элемент», «надсистема».

  1. Под системой понимают совокупность взаимосвязанных некоторой структурой элементов, объединенных единством цели (или назначения) и функциональной целостностью.

  2. Подсистема представляет собой подмножество элементов системы, для которых можно указать некоторое системообразующее отношение, позволяющее отделить данное подмножество от других элементов системы

  3. Под элементом понимается далее неделимая единица системы, обладающая самостоятельностью по отношению к данной системе.

  4. Часть внешней среды, в которую входит изучаемая система, называется надсистемой – более общая система, частью которой является рассматриваемая система.

  1. Приведите пример, демонстрирующий что свойства системы не сводятся к сумме свойств ее составных элементов.

Если привести в пример работу издательства, то при слаженной работе редакционного и художественного отделов, будет написан и выпущен издательский материал. При отсутствии связи между отделами, работа будет приостановлена, поэтому ключевым фактором является наличие взаимосвязи, а не сумма свойств ее составных элементов.

  1. Что такое внешняя среда системы?

Под внешней средой понимают совокупность равнозначных систем

, которые взаимодействуют с рассматриваемой системой, задают правила поведения системы, обмениваются с ней ресурсами (веществом, энергией и информацией).

  1. Каким образом осуществляется взаимодействие системы с внешней средой?

Система взаимодействует с внешней средой путем обмена с ней ресурсами (веществом, энергией и информацией).

  1. Перечислите факторы внешней среды, воздействующие на систему.

  1. Экономические.

  2. Социальные.

  3. Климатические.

  4. Правовые.

  5. Прочие.

  1. Приведите основные способы выделения систем.

Существует три основных способа выделения систем:

  1. Явление или процесс расчленяется на множество составных элементов и между ними выявляются системообразующие межэлементные связи и отношения, придающие этому множеству целостность.

  2. Представление не всего исследуемого объекта, явления, или процесса как системы, а только лишь его отдельных сторон, граней, аспектов, разрезов, которые считаются существенными для исследуемой проблемы. В этом случае каждая система в одном и том же объекте выражает лишь определенную грань его сущности. Такое применение понятия системы позволяет досконально и цельно изучать разные аспекты или грани единого объекта.

  3. Способ выделения систем в сложном объекте без разбиения его на части, иначе называемый процессным подходом. Гранями служат существенные процессы, протекающие в сложном объекте, а системы принимают участие в этих процессах.