Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственный контроль соблюдая законодательства субъектами предпринимательской деятельности - это одна из организационных форм государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Государственная поддержка наряду с остальными, также является одной из форм государственного регулирования предпринимательской деятельности. Речь идет о расширении возможности субъектов хозяйственной деятельности в определенных сферах экономики. «Сюда относятся государственная поддержка субъектов малого предпринимательства; меры по поддержке агропромышленного комплекса; меры по обеспечению деятельности военно-промышленного комплекса; меры по защите отечественных товаропроизводителей»[6].

Защита субъектов предпринимательской деятельности, как форма государственного регулирования предпринимательской деятельности, охарактеризовывается конкретными мерами по восстановлению или признанию нарушенных или оспариваемых прав этих субъектов. Формы защиты подразделяются на судебные и внесудебные.

Потому как, уже было отмечено, формы государственного регулирования предпринимательской деятельности обязаны иметь нормативное закрепление и обеспечение, они выступают в качестве правовых мер. Законы и подзаконные акты считаются основными правовыми формами государственного регулирования предпринимательской деятельности. Отдельные формы государственного регулирования предпринимательской деятельности называются правовыми в соответствующих нормативных правовых актах. К примеру, в Законе о техническом регулировании обозначено, что техническое регулирование - это правовое регулирование. Кроме этого, можно выделить и такие правовые меры регулирования, как договор, имущественная ответственность и т.п.

Что касаемо соотношения форм и методов государственного регулирования предпринимательской деятельности, то большая часть форм такого регулирования имеет основу не одного из методов, а сочетание элементов трех методов предпринимательского права. Таким образом, все три метода предпринимательского (хозяйственного) права применяются при осуществлении антимонопольного регулирования, как одной из основных форм государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Антимонопольный орган:

- выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания;

- адресует рекомендации о развитии конкуренции органам исполнительной власти и органам местного самоуправления;


- подготавливает предварительное согласие (по соответствующему ходатайству) на осуществление определенных действий, направленных на концентрацию капитала[7].

Таким образом, большая часть организационных форм государственного регулирования предпринимательской деятельности по характеру воздействия являются прямыми. Таким образом, некоторые формы государственного регулирования (в первую очередь экономические формы) являются косвенными. В прочем, прямые формы государственного регулирования содержат в себе, в качестве факультативных, элементы косвенных форм регулирования, и наоборот.

1.2. Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности

Принцип свободы предпринимательства, который закреплен в Конституции РФ подвергается ограничению законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, безопасности, защиты жизни, а также здоровья, прав, интересов и свобод других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты окружающей среды, охраны культурных ценностей, недопущения злоупотребления высоким положением на рынке и недобросовестной конкуренции. К таким ограничениям можно отнести различные меры государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Под государственным регулированием предпринимательской деятельности понимается деятельность государства в лице его уполномоченных органов, делегированный на реализацию государственной политики в сфере осуществления предпринимательской деятельности.

Государственное регулирование предпринимательства также необходимо для обеспечения реализации публичных интересов общества и государства, и для создания благоприятных условий для развития предпринимательства.[8]

Задачи государственного регулирования предпринимательства можно разделить на:

- охрана окружающей среды;

- выравнивание экономического цикла;

- обеспечение нормального уровня занятости населения;

- защита жизни и здоровья граждан;

- поддержка конкуренции на рынке;

- поддержка и развитие малого предпринимательства;

- специальные меры защиты прав предпринимателей и др.

Представленный перечень задач государственного регулирования предпринимательства свидетельствует о том, что государственное регулирование необходимо не только государству, но и самим предпринимателям.

Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности, как правило, разделяются на две группы:

1. Прямые (административные) методы – средства непосредственного властного воздействия на поведение субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

К их числу относятся: государственный контроль (надзор) за деятельностью предпринимателей; государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; налогообложение; лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности; выдача предписаний антимонопольным органом и т. д.

2. Косвенные методы – экономические средства воздействия на предпринимательские отношения с помощью создания условий, влияющих на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов.

К ним относятся: прогнозирование и планирование; предоставление налоговых льгот; льготное кредитование; государственный (муниципальный) заказ и др[9].

Государственный контроль в сфере предпринимательской деятельности представляет собой систему проверки и наблюдения за соблюдением индивидуальными предпринимателями и организациями требований нормативных актов при осуществлении предпринимательской деятельности.

Порядок проведения государственного контроля (надзора) определен Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», положения которого распространяются на все виды государственного контроля (надзора), за исключением:

- налогового контроля;

- валютного контроля;

- бюджетного контроля;

-банковского и страхового надзора, а также других видов специального государственного контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на финансовом рынке;

- транспортного контроля (в пунктах пропуска транспортных средств через Государственную границу РФ, а также в стационарных и передвижных пунктах на территории РФ);

- государственного контроля (надзора) администрациями морских, речных портов и инспекторскими службами гражданской авиации, аэропортов на территориях указанных портов;

- государственного контроля (надзора), осуществляемого в области обеспечения безопасности движения, экологической безопасности и санитарно - эпидемиологического благополучия на железнодорожном транспорте;

- таможенного контроля;

- иммиграционного контроля;

- лицензионного контроля;

- контроля безопасности при использовании атомной энергии;

- контроля за обеспечением защиты государственной тайны;

-санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля в пунктах перехода Государственной границы Российской Федерации;

- контроля объектов, признаваемых опасными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также особо важных и режимных объектов, перечень которых устанавливается Правительством РФ;

- оперативно – розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия, прокурорского надзора и правосудия;

- государственного метрологического контроля (надзора).

Меры по контролю проводимые на основе приказа органа государственного надзора. Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю либо его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом, осуществляющим мероприятие по контролю, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением.

Мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.

Длительность действий по контролю не может превышать срок в один месяц. За исключением некоторых случаев, которые связанны с возникновением необходимости провести ряд исследований и экспертиз с внушительным объемом мероприятий по контролю, основанных на предложении уполномоченного лица, также руководящим составом государственного надзора, срок может быть продлен еще на один месяц. В отношении субъекта малого предпринимательства плановые мероприятия по государственному контролю могут проводиться не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.

Органами государственного контроля проводятся как плановые, так и внеплановые проверки.

В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) запланированное мероприятие по контролю может проводится не более чем один раз в два года[10].

Внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований.

Внеплановые мероприятия по контролю проводятся органами государственного контроля (надзора) также в случаях:

- получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;

- обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений[11].

Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю.

По результатам мероприятия по контролю должностным лицом (лицами) органа государственного контроля (надзора), осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах.

В акте указываются: дата, время и место составления акта; наименование органа государственного контроля (надзора); дата и номер распоряжения, на основании которого проведено мероприятие по контролю; фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего мероприятие по контролю; наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, фамилия, имя, отчество, должность представителя юридического лица или представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю; дата, время и место проведения мероприятия по контролю; сведения о результатах мероприятия по контролю, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений; сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю, их подписи или отказ от подписи; подпись должностного лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю.

К акту прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контроля (надзора), работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю.

Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа государственного контроля (надзора).

В случае выявления в результате мероприятия по контролю административного правонарушения должностным лицом органа государственного контроля (надзора) составляется протокол в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, и даются предписания об устранении выявленных нарушений.

Результаты мероприятия по контролю, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о защите государственной тайны.[12]

Юридические лица и индивидуальные предприниматели ведут журнал учета мероприятий по контролю в котором должностным лицом органа государственного контроля (надзора) производится запись о проведенном мероприятии по контролю, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), дате, времени проведения мероприятия по контролю, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях, а также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю, и его (их) подпись.

Журнал учета мероприятий по контролю должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя.

При отсутствии журнала учета мероприятий по контролю в акте, составляемом по результатам проведенного мероприятия по контролю, делается соответствующая запись.

При выявлении в результате проведения мероприятия по контролю нарушений юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований должностные лица органов государственного контроля (надзора) в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждением, предотвращением возможного причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу, а также меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности.

В том случае, если при выполнении мероприятия по контролю обнаруживается, что товар (работа, услуга) имее опасность, и может причинить вред жизни, здоровью, окружающей среде и имуществу потребителей, орган государственного контроля (надзора) должен довести до сведения потребителей данную информацию об опасном товаре (работе, услуге), о способах профилактики возможного вреда, предпринять меры к недопущению причинения вреда, в том числе путем приостановления производства (реализации, выполнения) товара (работы, услуги) и (или) отзыва товара с рынка в порядке, установленном законодательством РФ, с последующим возмещением затрат за счет виновного лица. Орган государственного контроля (надзора) может обращаться в суд с требованием о возмещении расходов на проведение исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований.

Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» закрепляет также особенности правового положения должностных лиц, уполномоченных проводить мероприятия по контролю.

Уполномоченные лица органов государственного контроля (надзора) проводя мероприятия по контролю должны и обязаны:

- своевременно и в полной мере выполнять соответствующие законодательству РФ полномочия по профилактике, раскрытию и пресечению нарушений установленных требований;

- соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- производить мероприятия по контролю на основании и в соответствии с распоряжениями органов государственного контроля (надзора) о проведении мероприятий по контролю;

- посещать объекты (территории и помещения) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с целью проведения мероприятия по контролю исключительно во время исполнения служебных обязанностей, предъявив при этом служебное удостоверение и распоряжение органов государственного контроля (надзора) о проведении мероприятия по контролю;

- не затруднять представителям юридического лица или индивидуального предпринимателя находится в помещении при проведении мероприятия по контролю, разъясняться по вопросам, которые относятся непосредственно к предмету проверки;

ГЛАВА 2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Ответственность субъектов предпринимательской деятельности: понятие, признаки, функции

В целом под понятием «ответственность» принято считать необходимость производить некоторые действия, которые направлены на восстановление установленных обязательств, прав хозяйствующих субъектов, которые не были исполнены ранее. Таким образом, хозяйствующие партнеры, государственные органы несут ответственность перед предпринимателями при неисполнении обязательств по договору, принимая решения, которые нарушают права предпринимателей. Ответственность возникает из-за невыполнения установленных законами обязанностей и обязательств при неисполнении или ненадлежащем исполнении договоров.

Предприниматели несут юридическую ответственность, представляющую из себя необходимость испытывать негативные последствия при невыполнении определенных норм права и обязательств. Исходя из той или иной отрасли правовых норм, которые устанавливают определенную ответственность, могут быть применены как гражданско-правовая так и уголовная, и в некоторой степени, административная ответственность предпринимателя. Также необходимо отметить существование и возможность таких видов ответственности как: моральная, материальная и дисциплинарная.

Предприниматели как субъекты рыночной экономики, участники гражданского оборота несут в первую очередь гражданскую ответственность, которая представляет собой установленные гражданским законодательством негативные последствия невыполнения или неподабающего выполнения предусмотренных обязанностей. Гражданская ответственность выражается в употреблении к правонарушителю по отношению другого лица либо государства заданными законом или договором критериев воздействия, обладающих для правонарушителя негативными последствиями в виде возврата неустойки, уплаты убытков, наложения ареста на имущество, а также возмещения вреда.[13]

Гражданская ответственность является материальной, носит выплатной характер, целью которой в большей степени является возобновление в правах кредитора как потерпевшей стороны. Гражданская ответственность предпринимателей состоит из внедоговорных отношений, устанавливающаяся определенными нормами права, и является договорной, исходящей в процессе невыполнения или ненадлежащего выполнения заключенных ранее договоров. С точки зрения уровня (роли) ответственности виновной стороны, гражданская ответственность подразделяется на долевую, солидарную, субсидиарную и смешанную.

Корреальная (солидарная) ответственность, или солидарное востребование наступает, если совместные обязанности или рекламация предусмотрена договором или определена законом, в том числе при невозможности отделения предмета обязательства. Обязательства должников по обязательству, преемственному с предпринимательской деятельностью, в той же мере как и требования кредиторов в данном обязательстве, считаются солидарными, если законом, иными правовыми актами и условиями обязательства не предусмотрено иное (ст. 322 ГК РФ). При солидарной обязанности должников кредитор имеет право истребовать немедленного исполнения обязательств как от всех должников сразу, так и от любого из них в частности, при этом как полностью, так и частично. Кредитор, не получивший сполна удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет полное право требовать не полученное от остальных солидарных должников, которые остаются должниками до тех пор, пока обязательство не будет выполнено полностью. Выполнение солидарной обязанности в полном объеме одним из должников избавляет оставшихся от исполнения обязательств. Так, участники общества с ограниченной ответственностью, внесшие вклады частично, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости невыплаченной части вклада каждого из участников[14].

Авансовой (субсидиарной) ответственностью принято считать дополнительную ответственность сторон, ответственных вместе с должником непосредственно перед кредиторами за соответствующее исполнение обязательства в случаях, которые предусмотрены законом или договором. Таким образом, в соответствии с ГК РФ участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязанностям товарищества. Участник полного товарищества, который не является его учредителем, несет ответственность совместно с другими участниками по обязательствам, которые возникли домомента его вступления в товарищество. Участник, выбывающий из товарищества, несет отвественность по обязательствам товарищества, принятым до момента его выхода соразмерно с другими участниками в течение 2 лет со дня утверждения отчета о деятельности товарищей, за год, в котором он выбыл из товарищества.

Смешанной ответственностью считается ответственность, возникающая при невыполнении или ненадлежащем исполнении обязательства по вине обеих сторон.

Предприниматель как собственник предприятия в соответствии с трудовым правом обозначивает материальную ответственность работников за причиненный предпринимателю урон по их вине. Материальная ответственность может быть назначена лишь за ущерб, возникший в ходе противоправного и виновного поведения работников. Существуют два вида материальной ответственности: ограниченная (в пределах 1/3 среднего месячного заработка) и полная, устанавливаемая для работника, с которыми заключен договор об индивидуальной или коллективной материальной ответственности. Полная материальная ответственность может быть установлена при получении работником материальных ценностей под отчет по разовым документам, а также, если в действиях работника, нанесшего ущерб, содержатся признаки уголовного преступления.[15]

В учредительных документах предпринимательских организаций требуется в соответствии с трудовым правом определять дисциплинарную ответственность работников как вид воздействия на нарушителей трудовой дисциплины. Основными, часто используемыми дисциплинарными взысканиями являются замечание, выговор, увольнение с работы.

Административная ответственность предпринимателей и должностных лиц предпринимательских организаций установлена за совершение ими административного правонарушения при осуществлении предпринимательской деятельности. Для предпринимателей основной формой административного наказания (ответственности) является штраф - денежное взыскание, установленное в пределах от одной десятой до 100 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, до 5 000 МРОТ - в соответствии с федеральными законами.

Уголовная ответственность - это (в соответствии с положениями Уголовного кодекса РФ) один из видов юридической ответственности предпринимателей, возникающей при совершении противоправных действий в процессе предпринимательской деятельности. Основанием уголовной ответственности предпринимателей является совершение действия, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ, в первую очередь, в гл. 22 «Преступления в сфере экономической деятельности». Виновным в преступлении признается лицо, совершившее противоправноe деяние умышленно или по неосторожности.

Таким образом, видами уголовного оказания за противоправные действия при осуществлении предпринимательской деятельности являются: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; конфискация имущества; ограничение свободы; арест; лишение свободы на определенный срок. Штраф устанавливается судом в пределах от 25 до 1 000 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 недель до одного года. Размер штрафа устанавливается судом в зависимости от тяжести и вида совершенного преступления в сфере экономической деятельности.

2.2. Способы защиты прав субъектов предпринимательской деятельности в процессе государственного регулирования

Способы защиты прав и интересов предпринимателя
Все виды объектов правовой охраны в сфере правового регулирования предпринимательской деятельности могут быть разделены на три группы:

- Имущественные права и интересы;

- Неимущественные права и интересы;

-Организационно-предпосылочные права и интересы предпринимателя.

К первой группе относятся прежде всего вещные права предпринимателя: право собственности (ст. 209 и 213 Гражданского Кодекса), право хозяйственного ведения (ст. 294 Гражданского кодекса), право оперативного управления имуществом (ст. 296 Гражданского кодекса), право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (ст. 268 Гражданского кодекса), сервитуты (ст. 274-277 Гражданского кодекса). В эту же группу входят обязательственные права требования предпринимателей, возникающие из участия в учреждении коммерческих организаций, из заключаемых ими договоров, совершаемых сделок и других оснований, например, вследствие причинения предпринимателю имущественных убытков вне договорных отношений.

Вторая группа охраноспособных объектов - нематериальные блага. Это - деловая репутация, права на объекты промышленной и интеллектуальной собственности. К этой же группе относится право на охрану служебной и коммерческой тайны.

В третью группу охраняемых объектов могут быть выделены права и интересы предпринимателя, которые являются организационно-предпосылочными.

Данное право на государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица, а также право на получение квалификационных сертификатов и лицензий на те или иные виды деятельности, которые согласно закону подлежат обязательному лицензированию. К организационно-предпосылочным относится право на постановку на налоговый учет и присвоение идентификационного номера налогоплательщика, право на получение статуса субъекта малого предпринимательства, право на заключение договора на открытие банковского счета с коммерческим банком на свое усмотрение, право на определение внутренней производственной структуры юридического лица и организацию трудовых правоотношений.[16]

Конституция РФ устанавливает: право каждого защищать свои права и интересы всеми способами (ч. 3 ст. 45), право на судебную защиту (ст. 46, 47), право на компенсацию причиненного ущерба (ст. 52), на возмещение государственного вреда (ст. 53), на гарантии от недобросовестной конкуренции (ч. 2 ст. 34), право свободно перемещать товары, услуги и финансовые средства (ч. 1 ст. 74)[17].

Согласно ст. 15 ГК убытки предпринимателя, которые возникли вследствие нарушения его прав и интересов, будут полностью возмещены. Понятие и состав убытков включают в себя все возможные для предпринимателя имущественные потери, в том числе неполученные доходы, которые мог бы получить предприниматель при повседневных условиях гражданского оборота, в случае если бы его право не было нарушено - упущенная выгода. Ряд действий, направленных на воспрепятствование осуществлению предпринимательской деятельности, может быть квалифицирован как уголовное преступление (ст. 169 «Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности» Уголовного Кодекса РФ)[18].

Способы и механизм защиты прав и интересов предпринимателя

Способ защиты гражданских прав - это предусмотренные Гражданским Кодексом и другими законами РФ правовые средства, применение которых, основанное на признании права, приводит к восстановлению положения, существовавшего до нарушения права, а также пресечению действий, нарушающих право или создающих угрозу его применению. В статье 12 Гражданского кодекса перечислены способы защиты гражданских прав, следующие из которых распространяются на сферу предпринимательской деятельности:

1. Признание права;

2. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

3. Признание оспариваемой сделки недействительной и применение последствий её недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки;

4. Признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

5. Самозащита права;

6. Присуждение к исполнению обязанности;

7. Возмещение убытков;

8. Взыскание неустойки;

9. Прекращение или изменение правоотношения;

10. Неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.

Каждый из данных способов имеет возможность применяться разобщено также вкупе с другими способами. Закон не запрещает применять и такие способы защиты гражданских прав, не перечислены в ст.12 Гражданского Кодекса, но предусмотрены законами. К таким относятся,право на обращение к государственным органам (прокуратуре и т.д.) с требованием принять меры государственно-принудительного характера. А также разные способы защиты предусматривают и различный порядок, механизм защиты прав и интересов предпринимателя. Механизм защиты прав - это осуществление способов защиты. Существуют следующие виды механизмов защиты:

1. Внесудебные - самозащита; урегулирование разногласий во внесудебном порядке; разрешение заявлений и жалоб органами исполнительной власти в порядке подчиненности (в том числе нотариальная форма защиты).

2. Судебные - конституционная защита; рассмотрение экономических споров судами общей юрисдикции, арбитражными судами и третейскими судами. Как правило, действующее законодательство не препятствует предпринимателю избрать для защиты своих прав те способы защиты и порядок их осуществления, которые представляются ему наиболее подходящими в сложившихся обстоятельствах[19].

Защита прав предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора).

Действия контролирующих органов не всегда являются правомерными. Поэтому предпринимателям следует знать положения Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 22.02.2017 (далее Закон). В соответствии со статьей 7 Закона продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц. В исключительных случаях срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен руководителем органа государственного контроля (надзора) или его заместителем, но не более чем на один месяц. По одним и тем же целям, задачам и предмету в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более одного раза в два года[20].

Проводя мероприятия по контролю, уполномоченные лица органов государственного контроля (надзора) не имеют права (статья 9 Закона):

- проводить проверку исполнения обязательных требований, которые не относятся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица;

- производить плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей, подверженных проверке;

- запрашивать представление документов, информации, образцов и проб продукции, если они не считаются объектами мероприятий по контролю и не имеют отношения к предмету проверки, а также конфисковать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;

- взыскивать образцы (пробы) продукции для исполнения их исследований (испытаний), не оформленной экспертизы акта об отборе образцов (проб) продукции в правильной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;

- рассылать информацию, тайну которая охраняется законом и полученную в итоге проведения мероприятий по контролю, исключая случаи, которые предусматривает законодательство РФ;

- превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю[21].

Согласно статьи 13 Закона юридические лица и индивидуальные предприниматели при проведении мероприятий по контролю имеют право:

- непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

- получать информацию, предоставление которой предусмотрено законом;

- знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора);

- обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации[22].

Из чего следует что, нанесенный ущерб юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю в силу действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля, подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством. В защиту своего положения предприниматель имеет право опротестовать акт государственного органа, осуществляющего контроль, в судебном порядке, а в случаях, прямо предусмотренных законом - в административном порядке, но решение, принятое по жалобе предпринимателя в административном порядке, может быть оспорено предпринимателем в судебном порядке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении нашего исследования, по теме «Государственное регулирование предпринимательской деятельности» нами были сделаны следующие выводы:

1. Государство, как правило, напрямую участвует в экономических отношениях на равнозначных началах с другими участниками - гражданами и юридическими лицами, следовательно, выступая как публично-правовое образование, также считается субъектом экономических отношений, характеризуется гражданской правосубъектностью, реализуемая через его органы. В тоже время с этим государство имеет исключительные права воздействия на экономические процессы. Сегодня данная деятельность государства считается, управлением в фундаментальном, организационно-техническом плане. Управляя экономикой государство обозначает, в первую очередь, свою общесоциальную сущность.

2. Основную функцию в регулировании предпринимательской деятельности осуществляет право. Принимая во внимание недостаточную устойчивость экономической жизни государства, значимость права вырастает. Первое, определение требований к поведению хозяйствующих субъектов должно облачаться в форму правовой нормы. Устанавливая ограничения необходимо руководствоваться исключительно правовыми средствами. Второе, для стабильного функционирования регулируемой экономики, генерирования механизмов хозяйствования необходимо утверждение правовых институтов, узаконивающие определенные отношения между субъектами, возникающие на основе природы рыночного хозяйствования. Иными словами, имеет смысл создать правовое поле для этих процессов. Третье, объект государственного регулирования - это условия, процессы и отношения в сфере общественного производства, стабильное функционирование которых рыночный механизм не гарантирует или не обеспечивает в целом. Нерегулируемый рынок не имеет возвоможности обеспечить решение государством этих задач, потому объективную потребность государственного регулирования считаем базовой первоосновой цивилизованного государства. В чем и проявляется охранительная функция права.

3. Регулирование считается особым, специфическим и комплексным элементом управления, осуществляемым в отношении всех субъектов хозяйствования учитывая их роли и места в системе хозяйственного механизма. Реализовывая свои функции, государство воздействует на ту или иную группу общественных отношений. При том применяя специфические формы, которые соответствуют объекту воздействия. Постольку поскольку этих объектов огромное количество, то нужно отметить достаточное количество и формы регулирования. То есть, государственное регулирование предпринимательской деятельности - это способ государственного воздействия на предпринимательскую деятельность, задачей которого является реализация поставленных экономических целей для достижения положительных показателей экономико-социального развития и который осуществляется совокупностью форм регулирования, основанных на действующем законодательстве.

4. Формы государственного регулирования описывают реальные экономические процессы, основоположником которых выступает государство, использующее данные процессы координирует, направляет, развивает позитивные тенденции в экономике. Таким образом, государственное регулирование, осуществляемое в указанных формах, имеет двойную сущность -юридическую и экономическую.

5. Современный период экономического развития Российской Федерации подвергается реформированию технического регулирования, преследуя цель повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции. ФЗ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года заложил основы такого реформирования. Закон сполна отображает общепринятые направления государственного регулирования экономики, проявляющиеся в ее либерализации. В первую очередь, это отображенно и отмечено двухуровневой системой технического регулирования. Первый уровень состоит из технических регламентов, которые принимают в целях безопасности жизни и здоровья людей, животных, растений, охраны природной среды, имущества, предупреждение негативных действий по отношению к потребителям. Требования технических регламентов носят обязательный характер. Второй уровень составляют национальные стандарты, имеющие широчайший спектр целей,а также являются свободными к применению. Государство, при установке такой системы технического регулирования, значительно ограничивает неогранисенность своего воздействия в этом направлении. Одновременнос этим, отечественный и зарубежный опыт указывает на неоспоримую полезность и значимость стандартизации в национальной экономике.

6. Ответственность принято считать компонентом государственного регулирования. Также следует выделить системный характер юридической ответственности в сфере предпринимательских правоотношений, что проявляется в разных областях: во-первых, в зависимости от характера правонарушения в сфере предпринимательских правоотношений, субъект может нести как гражданско-правовую ответственность, так и административную; во-вторых, каждая из функций ответственности в различной степени обеспечивает все ее цели. Таким образом, стимулирующая функция, в первую очередь имеет направление на стимулирование соответствующего поведения сторон в правоотношении. Но обеспечить данное поведение может также и компенсационная функция, основной целью которой является восстановление утраченных ценностей потерпевшей стороне. В свою очередь, в рамках функции зашиты правопорядка происходит применение штрафных санкций к не исполняющей в полной мере обязанностей стороне, что объединяет и стимулирующую, и правовосстанавливающую задачи.

7. Ведущей целью ответственности в сфере предпринимательской деятельности - упорядоченность предпринимательских правоотношений. Анализируя ее более подробно, мы выделили следующие компоненты: предупреждение правонарушений, воздействие на правоотношения (выражается в двух аспектах: принуждения субъектов к должному поведению и воздействие на субъекты для вступления в правоотношения), возобновление материальной базы потерпевшей стороны, защита правопорядка. Данные цели конкретизируются и реализуются через функции юридической ответственности.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые акты:

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017)// Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.

Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства РФ, 13.08.2001, № 33 (часть I), ст. 3431.

Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 22.02.2017)// Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, № 52 (ч. 1), ст. 6249

Постановление Правительства РФ от 16.10.2003 № 630 (ред. от 30.05.2013) «О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № 438 и 439» (вместе с «Правилами ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений») // Собрание законодательства РФ, 27.10.2003, № 43, ст. 4238.

Постановление Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 (ред. от 09.03.2010) «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства РФ, 01.07.2002, № 26, ст. 2586.

Судебная и арбитражная практика

«О рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей»: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №51 от 30 июня 2011 г. (ред. от 06.06.2014) // Вестник ВАС РФ.- 2011. - № 9

«О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»: Постановление пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 2/1 от 28 февраля 1995 г.// Бюллетень Верховного Суда РФ.-№ 5.- 1995.


Специальная литература:

Актуальные проблемы предпринимательского права. Выпуск 3 / под ред. А. Е. Молотникова. М.: Стартап, 2013.

Авдеев В.В. Индивидуальный предприниматель - налоговый агент // «Налоги» (газета).-2009.- №15.

Беляева О.А. Предпринимательское право: Учебное пособие / под ред. В.Б. Ляндреса. 2-е изд., испр. и доп. М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2009.- 352 с.

Гусева Т.А. Ларина Н.В. Индивидуальный предприниматель от регистрации до прекращения деятельности. М. 2008.-142с.

Зенин И.А. Предпринимательское право. М.: Высшее образование, 2009.

Каминка А.И. Основы предпринимательского права. - М.: Зерцало-М, 2015. - 320 с.

Практика рассмотрения коммерческих споров: Анализ и комментарии постановлений Пленума и обзоров Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации / под ред. Л.А. Новоселовой, М.А. Рожковой. М.: Статут, 2010.

Райзберг, Б.Г. Азбука предпринимательства - М.: Экономика, 2010. - 312 с.

Ручкина Г.Ф. Предпринимательское право России / Под ред. В.С. Белых. - М.: Проспект, 2015. - 650 с.

Серова О.А. Крестьянское (фермерское) хозяйство в системе субъектов предпринимательской деятельности // «Российский судья», 2006, №2

Скворцова, Т.А. Предпринимательское право: Учебное пособие / Т.А. Скворцова, М.Б.Смоленский; под ред. Т.А.Скворцовой. - М.: Юстицинформ, 2013. - 404с. // ЭБС «Книгафонд» [Электронный ресурс]. - Сетевой режим доступа: http//www.knigafond.ru. (Дата обращения: 04.04.2017).

Смагина И.А. Предпринимательское право: учеб.пособие. 3-е изд., испр. и доп. М.: Омега-Л, 2009.

Сытова Е.В. Типичные ошибки начинающего предпринимателя // Налоги. 2010. №4. С. 13 - 16.

Тихомиров М.Ю. Индивидуальный предприниматель: правовое положение и виды деятельности. 3-е изд., доп. и изм. М., 2009.

Тихомирова Л.А. «Порядок осуществления государственного контроля (надзора) согласно Федеральному закону от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». М., 2009.

Тихомиров М.Ю. Индивидуальный предприниматель: правовое положение и виды деятельности. 3-е изд., доп. и изм. М., 2009.

Филина Ф.Н. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2009

Чемерикина Е.В. Особенности правового режима имущества в договоре простого товарищества // «Юридический мир», 2009, №2

  1. Смагина И.А. Предпринимательское право: учеб.пособие. 3-е изд., испр. и доп. М.: Омега-Л, 2009.

  2. Ручкина Г.Ф. Предпринимательское право России / Под ред. В.С. Белых. - М.: Проспект, 2015. –С.251

  3. Ручкина Г.Ф. Предпринимательское право России / Под ред. В.С. Белых. - М.: Проспект, 2015. – С.364-С.367

  4. Каминка А.И. Основы предпринимательского права. - М.: Зерцало-М, 2015. – С.297

  5. Беляева О.А. Предпринимательское право: Учебное пособие / под ред. В.Б. Ляндреса. 2-е изд., испр. и доп. М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2009-С.301

  6. Скворцова, Т.А. Предпринимательское право: Учебное пособие / Т.А. Скворцова, М.Б.Смоленский; под ред. Т.А.Скворцовой. - М.: Юстицинформ, 2013. - 404с. // ЭБС «Книгафонд» [Электронный ресурс]. - Сетевой режим доступа: http//www.knigafond.ru. (Дата обращения: 04.04.2017).

  7. Зенин И.А. Предпринимательское право. М.: Высшее образование, 2009.

  8. Каминка А.И. Основы предпринимательского права. - М.: Зерцало-М, 2015. – С. 169.

  9. Актуальные проблемы предпринимательского права. Выпуск 3 / под ред. А. Е. Молотникова. М.: Стартап, 2013.

  10. Ручкина Г.Ф. Предпринимательское право России / Под ред. В.С. Белых. - М.: Проспект, 2015. – С.297-С.310.

  11. Райзберг, Б.Г. Азбука предпринимательства - М.: Экономика, 2010. – С.34.

  12. Ручкина Г.Ф. Предпринимательское право России / Под ред. В.С. Белых. - М.: Проспект, 2015. – с.358-366.

  13. Райзберг, Б.Г. Азбука предпринимательства - М.: Экономика, 2010. – С.253-260.

  14. Беляева О.А. Предпринимательское право: Учебное пособие / под ред. В.Б. Ляндреса. 2-е изд., испр. и доп. М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2009.- С.147-С.149

  15. Гусева Т.А. Ларина Н.В. Индивидуальный предприниматель от регистрации до прекращения деятельности. М. 2014.-С.167.

  16. Смагина И.А. Предпринимательское право: учеб.пособие. 3-е изд., испр. и доп. М.: Омега-Л, 2014. – С.140

  17. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

  18. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017)// Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.

  19. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017)// Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32-Ст. 12

  20. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 22.02.2017)// Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, № 52 (ч. 1), -Ст.7

  21. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 22.02.2017)// Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, № 52 (ч. 1), - Ст.9

  22. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 22.02.2017)// Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, № 52 (ч. 1), -Ст.13