Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Государственное регулирование предпринимательской деятельности на современном этапе не всегда осуществляется на четкой целевой и систематической основе. Для придания стимула в направлении стабильного роста предпринимательство необходимо подвергать разумному воздействию государства, его регулированию и поддержке. Становление и развитие предпринимательской деятельности не может быть достаточно динамичным, стабильным и эффективным без активного воздействия государства на условия, которые влияют на развитие свободного рынка.

Нерегулируемое, бесконтрольное предпринимательство приводит к значительному диссонансу в экономике страны, предпринимательская деятельность подвержена значительному изменению, в том числе, концентрируется в спекулятивно-посреднической сфере, что негативно сказывается на развитии реального сектора экономики.

Для России особенно важна поддержка малого бизнеса, так как в период плановой экономики он практически полностью отсутствовал в отличие от некоторых стран Восточной Европы, где, например, в сфере услуг сохранялась высокая доля малых частных предприятий.

Актуальность исследования определена необходимостью совершенствования мер государственного воздействия на рыночную экономику, обращенной на создание благополучных условий развития предпринимательства,в том числе, путем ликвидации повторяющихся функций федеральных органов управления и понижения переизбытка участия государства в некоторых сферах предпринимательской деятельности.

Целью работы является исследование государственного регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

Чтобы достигнуть поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:

- исследовать теоретические и нормативно-правовые основы государственного регулирования предпринимательской деятельности;

- выполнить анализ эффективности государственного регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации;

- разработать основные направления совершенствования государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Объект исследования - основные направления взаимодействия государства и предпринимательства в современных условиях.

Предмет исследования - влияние некоторых мер государственного регулирования на процесс развития предпринимательства в целом.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Понятие и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности

Государственное регулирование – комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, а также контрольных функций, основанных на нормативных правовых актах государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации существующей социально-экономической системы[1].

Цель государственного регулирования предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов реализуется через три основные функции:

1) создание условий цивилизованного функционирования рынка, а именно:

- определение формы собственности хозяйствующих субъектов и правил управления;

- формирование механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров;

- предотвращение прений между хозяйствующими субъектами и возможность разрешения их в судебном порядке;

- охрана интересов и прав потребителей продукции хозяйствующих субъектов;

- определение денежной системы;

- введение стандартов и мер на продукцию.

2) стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса;

3) разрешение макроэкономических проблем:

- объем национального производства;

- пропорциональность развития экономики;

- быстрые темпы экономического роста;

- внешнеэкономический баланс страны;

- низкий уровень занятости трудоспособного населения страны;

- социальная защита[2].

Предприниматели заинтересованы в четких взаимоотношениях с органами власти и управления, так как растет роль правового регулирования как самой предпринимательской деятельности, так и контрольных функций государства.

В сфере рыночной экономики можно выделить две наиболее значимые группы отношений, неоднородные по сущности, но тесно связанные между собой: товарно-денежные (имущественные) и управленческие отношения.


Для предпринимателей огромную роль играют управленческие отношения с государственными органами по регулированию предпринимательской деятельности. Для которых характерна повинность адресованных предпринимателям управленческих актов. Эти отношения не попадают под регулирование норм гражданского права, так как оно связано только с процессом товарного обмена и регулирует потребительский оборот. Отсюда следует, что управленческие отношения, являясь по сути административно-правовыми, применяются в сфере регулирования предпринимательских отношений исключительно во взаимосвязи с имущественными, гражданско-правовыми.

Из публично-правовых отношений следует выделять: государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей как первоначальный этап их создания, а также важное условие их существования. Одним из способов государственного регулирования предпринимательской деятельности считается установление порядка лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности и естественно лицензирование[3].

Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется при помощи налогообложения.

Государство осуществляет правовое регулирование природопользования; государственный контроль в сфере торговли и обслуживания; правовое регулирование банковской деятельности, налогообложения, бухучета, отчетности и аудита, правовое регулирование в сфере приватизации, правовое регулирование монополистической деятельности; регулирование внешнеэкономической деятельности.

Государственное регламентирование предпринимательской деятельности облачается в правовую форму акта. Акт государственного регулирования - это в своем роде, определенная модель, линия движения компетентного государственного органа, направленное хозяйствующим субъектам или определенному субъекту, которое содержит обращение о ведении предпринимательской деятельности конкретным образом или о приведении ее в необходимое (положительное) состояние. Это могут быть нормативные акты, направленные к некоторому кругу лиц, или акты определенного регулирования, которые содержат направление конкретному субъекту и являющиеся юридическим фактом. Законодательством предусмотрены акты - предписания (например, о прекращении нарушения антимонопольного законодательства), плановые акты (план - заказ в отношении казенного предприятия) и др[4].


Полагаем, что под формами государственного регулирования предпринимательской деятельности понимается закрепленные в правовых нормах и осуществляющиеся в рамках законодательства конкретные меры экономического, правового и организационного влияния на предпринимательскую деятельность.

Что касается методов государственного регулирования предпринимательской деятельности, считаем что будет достаточно указать на три основных метода, используемых в предпринимательском (хозяйственном) праве: метод автономных решений (метод согласования), метод обязательных предписаний, метод рекомендаций. Данные методы характерны отношениям, складывающимся в процессе регулирования хозяйственной деятельности и охватываемым предметом предпринимательского права. Выделение иных методов государственного регулирования предпринимательской деятельности называются искусственным.

Метод обязательных предписаний обязателен и в условиях развитого рыночного хозяйства, также и на переходном этапе к нему. Метод автономных решений (метод согласования) свойственен как для горизонтальных хозяйственных отношений, и также применяется и при государственном регулировании предпринимательской деятельности. Такие формы государственного воздействия, как договор и государственная поддержка, имеют большие перспективы для рыночной экономики. Схожие перспективы имеет и метод рекомендаций. Но для того, чтобы оба названных метода функционировали в полной мере, имеет смысл навести порядок в экономике, в том числе путем улучшения хозяйственного законодательства.

Метод автономных решений (метод согласования) в вертикальных хозяйственных отношениях закрепляется и регламентируется, к примеру, в Законе об особых экономических зонах. В соответствии со ст. 6 данного закона Правительство Российской Федерации (далее по тексту РФ), высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на территориях которых создается особая экономическая зона, заключают соглашение о создании такой зоны. А хозяйствующие субъекты для того, чтобы получить статус резидентов особых экономических зон, вступают в соглашение с органами управления особыми экономическими зонами, о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности (ст. 9 и гл. 5, 6 закона).

Как и направления (сферы) государственного регулирования предпринимательской деятельности, формы такого регулирования многообразны. В целом они разделяются, соответственно мерам государственного регулирования экономики, на экономические, правовые и организационные.


Экономические формы в условиях рыночного хозяйства должны занимать одно из ведущих мест. Экономические формы государственного регулирования экономики характеризуются как меры, заключающиеся в определении направлений и стратегии развития экономики в целом или ее отдельных сфер и видов хозяйственной деятельности, а также меры стимулирования определенных сфер экономики, видов и субъектов хозяйственной деятельности[5].

Первоочередной формой государственного регулирования предпринимательской деятельности является налоговое регулирование, так как без налогов не представляется возможным реализация публичных интересов. К экономическим формам имеют отношения таможенное и валютное регулирование. Помимо этого, важнейшей формой государственного регулирования предпринимательской деятельности является прогнозирование и программирование социально-экономического развития. Разумеется, что налоговое, валютное и таможенное регулирование не представляется возможным без использования некоторых элементов организационных форм регулирования, таких как мероприятия по контролю. К тому же, Налоговый кодекс (далее по тексту НК РФ) РФ к примеру, характеризует некоторые меры государственной поддержки предпринимательства. Вместе с эти, основное предназначение названных форм регулирования предпринимательской деятельности выделяют в применении экономических мер воздействия.

Не имея форм государственного регулирования не сможет сущестовать ни одно более менее развитое рыночное хозяйство. Организационные формы государственного регулирования экономики представляют собой меры управленческого порядка, применяемые в порядке, установленном законами, компетентными государственными органами в отношении экономики в целом, ее отдельных сфер, и видов, а также субъектов хозяйственной деятельности. К организационным формам государственного регулирования предпринимательской деятельности можно отнести, государственную регистрацию субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование, обязательные предписания, применение нормативов и лимитов, установление квот.

Организационные формы государственного регулирования отличаются от санкций, применяемых к хозяйствующим субъектам - правонарушителям в вертикальных хозяйственных отношениях, их разграничение является немаловажным. К примеру, приостановление операций по счетам предприятия и индивидуального предпринимателя (ст. 76 НК РФ) является не формой регулирования, а оперативно-хозяйственной санкцией.