Файл: Статус нотариуса (История становления и развития социально-правового положения нотариусов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В годы Великой Отечественной войны в законодательство были внесены изменения в области нотариальных действий. Постановлением СНК СССР от 15 апреля 1942 года устанавливалось, что командиры воинских частей, начальники госпиталей устанавливали порядок удостоверения ими завещаний, доверенностей военнослужащих, обратившихся за совершением такого нотариального действия. В послевоенное время много усилий понадобилось на восстановление нормального функционирования системы нотариата, особенно в районах страны, которые были временно оккупированы. В советский период происходила так называемая инволюция (что является полной противоположностью эволюции), о чем свидетельствует сокращение и сужение функций нотариата. Был принят Закон РСФСР от 1 ноября 1974 г. «О государственном нотариате», по которому нотариат выступал как придаток правовой системы. Нотариусы занимались удостоверением сделок, оформляли наследственные дела9 . Основным значением для развития нотариата в России на современном этапе послужили положения, регламентированные Конституцией РФ, которая закрепила, что право частной собственности охраняется законом, и что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Нотариусы удостоверяли бесспорные права и факты; выполняли охранительную функцию, в том числе, принимали меры по охране наследственного имущества, нотариус налагал запрет на отчуждение имущества. Была существенно расширена сфера деятельности нотариуса, что было обусловлено увеличением количества видов гражданскоправовых сделок. Началом реформы нотариата послужило принятие Верховным Советом Российской Федерации 11 февраля 1993 года действующих и по сей день «Основ законодательства о нотариате». Нотариат больше не находился под государственным подчинением. Основами закреплено 30 видов действий, исполняемых нотариусом, при этом данные перечень не является исчерпывающим. Основы состоят из двух разделов: «Организационные основы деятельности нотариата» (ст. 1–34.5) и «Нотариальные действия и правила их совершения» (ст. 35–109). Проанализировав Основы от 1993 года и сравнив их с нормами Закона «О государственном нотариате РСФСР» 1974 года, можно говорить о том, что значительные изменения были внесены в ст. 1–34, а именно: закреплены новые принципы организации нотариата в России. Изменения претерпела структура нотариата, статус нотариата и нотариуса. Неизменными остались социальные функции нотариата. Был возрожден внебюджетный, негосударственный, частный, свободный нотариат.


Наряду с государственными нотариусами, осуществляющими свою деятельность в государственных нотариальных конторах, появились нотариусы, занимающиеся частной нотариальной практикой. Таким образом, из костяка государственных нотариусов выделились частнопрактикующие нотариусы. Возрос интерес к профессии нотариуса. Статус российских нотариусов приблизился к модели латинского нотариата, основанного на романо–германской правовой системе. Нотариат, построенный по такой системе, считается свободным. В основу концепции возрождения независимого нотариата был заложен опыт развития нотариата в мировой практике. Российская Федерация в 1995 году была принята в систему Международного союза Латинского нотариата (МСЛН), основными целями которого, являются: помощь в развитии национального нотариата в разных странах, являющихся ее членами; выработка единообразного законодательства о нотариате; осуществление взаимодействия национальных нотариальных организаций для разработки и распространения единых идей, инициатив по совершенствованию нотариальной деятельности. В 2005 году МСЛН был переименован в МСН – Международный союз нотариата. 29 декабря 2014 г. был принят ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который внес большое количество существенных изменений в «Основы законодательства РФ о нотариате»: нотариус получил право электронного доступа к сведениям, содержащимся в ЕГРП и кадастре недвижимости; у нотариуса появилась возможность подавать документы на регистрацию в электронном виде; удостоверенные нотариусом факты стали иметь преюдициальное значение; у нотариуса появилась возможность производить расчет по сделкам через депозит нотариуса; был создан компенсационный фонд Федеральной нотариальной палаты; создан фонд социальной поддержки ФНП; внесены изменения, касающиеся требований, предъявляемых к должности; было отменено лицензирование нотариальной деятельности (оно было заменено квалификационным свидетельством); был введен новый институт – приостановление статуса нотариуса; Кодексу профессиональной этики нотариуса в РФ был придан официальный статус; в Законе была закреплена возможность привлечения нотариуса к дисциплинарной ответственности; усовершенствована возможность получения нотариусом информации из ЕИС (единой информационной системы). Важные изменения были внесены относительно статуса нотариусов, а именно, были устранены различия между нотариусами, осуществляющими нотариальную деятельность в государственных нотариальных конторах, и нотариусами, занимающимися частной практикой.


Внесены изменения относительно совершения нотариальных действий: расширена возможность обеспечения нотариусом доказательств (признана утратившей силу ч. 2 ст. 102 «Основ законодательства РФ о нотариате»); введена обязанность регистрации уведомлений о залоге недвижимого имущества; регламентирован порядок совершения нотариусом удостоверения решения органа управления юридического лица и т.д. Законодатель продолжил совершенствование норм о нотариате, 29 декабря 2015 года был принят ФЗ № 391–ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»11, что обусловило внесение следующих поправок в «Основы законодательства РФ о нотариате»: повышена доказательственная сила нотариального акта (введена в действие ч.5 ст. 61 ГПК РФ); было закреплено, что раздел имущества между супругами должен осуществляться в рамках обязательной нотариальной формы; у нотариуса появилось право удостоверения электронных документов. Важная поправка была внесена в область защиты наследственных прав: нотариус получил возможность устанавливать доверительное управление наследуемым имуществом до истечения срока на принятие наследства. В АПК РФ были внесены аналогичные ч.5 ст. 61 ГПК РФ изменения о повышении доказательственной силы нотариального акта в рамках арбитражного процесса. Исходя из вышеизложенного, мы приходим к выводу о том, что функции нотариата выступают отражением основных направлений деятельности нотариуса. Проведя анализ эволюции нотариальных функций, мы видим, как они усложнялись и модернизировались: от функций писца, оказывающего помощь неграмотным в составлении документов до возможности составления официальных документов. История развития нотариальных функций свидетельствует о взаимосвязи социальных, культурных, экономических и политических отношений. Появление функции писца повлекло за собой возникновение расширяющихся структур в виде артели писцов, корпораций нотариусов, и в дальнейшем становление нотариата, закрепление за ним структурообразующей функции по ведению бесспорных дел, возможности урегулирования юридических конфликтов вне судебного разбирательства. Вывод: Функции нотариуса прошли этап их огосударствления: нотариус стал осуществлять свою деятельность от имени государства; стали образовываться нотариальные корпорации, внутри которых развивалось свое внутреннее самоуправление; нотариус стал представителем независимой профессии. В разные исторические эпохи, в разных странах нотариальные функции имели свою структуру и конфигурацию, однако суть оставалась неизменной и заключалась в возможности создания письменных доказательств, совершения нотариальных актов от имени государства, имеющих основной целью защиту граждан от конфликтов. В итоге, современный нотариус, совершая нотариальные действия, выступает и в роли писца, и в роли консультанта, и в качестве лица, придающего документам официальную силу.


Следует отметить, что в Средние века развивался преимущественно церковный нотариат. Нотариальными полномочиями наделялись епископы, аббаты и некоторые другие служители церкви. Так, монах Андрей Критский находился на должности нотария при церкви, основными функциями которого было секретарское дело и ведение протокола во время беседы епископа с народом.

Дальнейшее развитие нотариата в эпоху Средневековья на Западе было обусловлено присутствием нотариусов на службе в общественных учреждениях или на службе у частных лиц за определенное вознаграждение. С последующим падением верховной монархической власти и усилением власти отдельных князей при княжеских дворах возникали канцелярии со своими нотариусами. При этом существовали так называемые свободные писцы, принадлежавшие духовенству [17, с.89].

В России до настоящего времени среди исследователей истории российского нотариата нет единого мнения о времени его возникновения. Одни авторы полагают, что прообраз нотариата в России можно обнаружить в X веке, вторые утверждают, что история русского пронотариата восходит к периоду федеральной раздробленности XII - XIV вв., третьи – история нотариата в России начинается с конца XV века. При этом и те, и другие исследователи сходятся в одном: возникновение нотариата связано с развитием гражданского оборота [16, с.74].

В годы правления Петра Великого были значительные реформы, затронувшие практически все сферы жизни, в том числе и нотариат. При Петре I особое значение имела гербовая бумага, на которой совершали акты площадные подьячие, в противном случае акт являлся недействительным, о чем был вынесен Указ «Об употреблении гербовой бумаги для писания крепостей». «Крепость – акт, документ, подтверждающий право на владение какой-либо собственностью», в основном недвижимостью. Однако вскоре вместо площадных подьячих нотариальные функции выполняли уже крепостные писцы, а в 1729 году было официально введено слово «нотариус».

Социально-правовой статус нотариусов в дореволюционной России регулировался преимущественно Положением о нотариальной части, принятым 14 апреля 1866 года (далее – Положение)12. Этот нормативный документ, включавший в себя 377 статей, подробно регламентировал общие основы устройства нотариальной части, перечень и порядок осуществления нотариусами своих должностных обязанностей, надзор за их действиями и ответственность. В то же время, несмотря на довольно большой объем и детальную проработку многих сторон деятельности нотариата, Положение содержало ряд существенных пробелов, одним из которых являлся вопрос о месте и роли младших нотариусов в общей иерархии чиновников Министерства юстиции13. Необходимо отметить, что правовое положение старших нотариусов закон определял однозначно. Они считались состоящими на государственной службе и приравнивались к членам окружных судов, имели право на получение жалованья и пенсии, а также возможность продвижения по карьерной лестнице согласно общей иерархии чинов Министерства юстиции [25, с.78].


Анализ архивных документов и опубликованных источников, проведенный на примере деятельности нотариата Вятской губернии, позволяет внести некоторую ясность в решение этой проблемы, не получившей однозначного освещения в законодательных актах второй половины XIX века [17, с.43].

Формально служащие нотариальных контор в уездных городах были отнесены к числу чинов Министерства юстиции. Им присваивался VIII класс по должности, что приравнивало младших нотариусов к переводчикам и помощникам секретарей при окружных судах [20, с.112].

Как и старшие нотариусы, младшие имели право на получение правительственных наград и поощрений. В этом отношении показателен послужной список одного из старейших нотариусов г. Вятки Александра Егоровича Витта. Занимаясь нотариальной практикой на протяжении 40 лет (1876 - 1915), он был удостоен орденов Святой Анны III степени, Святого Владимира IV степени и знака «За 40 лет беспорочной службы»17.

Для младших нотариусов предусматривалась некоторая свобода действий в исполнении профессиональных обязанностей. Например, они могли сами выбирать те места в населенных пунктах, которые считали наиболее удобными для открытия контор.

Однако на этом список их льгот и привилегий заканчивался, и в целом младшие нотариусы не являлись государственными служащими в полном смысле этого слова, поскольку они не обладали всем набором прав чиновников Министерства юстиции. В частности, младшие нотариусы не могли быть присяжными поверенными и заниматься адвокатской практикой.

Не вызывает сомнения, что власти желали привлечь к службе в нотариальных учреждениях честных и порядочных людей, вместе с тем закон не предполагал каких-либо высоких требований к личностям кандидатов.

Для занятия должности младшего нотариуса требовалось российское подданство, достижение совершеннолетия, отсутствие судимости. Не предусматривалась и необходимость юридического образования.

Юридические познания желающих открыть нотариальную контору ограничивались необходимостью сдать комиссии в составе председателя окружного суда, старшего нотариуса и прокурора специальный экзамен « в умении правильно излагать акты и в знании форм нотариального делопроизводства, и необходимых для исполнения этой должности законов».

Проведению испытания предшествовало заявление от кандидатов, которое отправлялось на имя председателя окружного суда, последний в свою очередь уведомлял об этом старшего нотариуса.

Если испытания проходили успешно, председатель окружного суда готовил представление на имя старшего председателя судебной палаты, а также сообщал старшему нотариусу о сроках вступления кандидатов в должность. Непосредственно же приступить к выполнению своих обязанностей нотариус мог после приведения его к присяге, во время которой он давал клятву честно и добросовестно исполнять все обязанности по службе, «не превышать предоставленной власти и не причинять с умыслом никому ущерба или убытка», защищать вверенные ему интересы «как свои собственные» [21, с.156].