Файл: Статус нотариуса (История становления и развития социально-правового положения нотариусов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Свобода завещания ограничивается лишь правилами об обязательной доли в наследстве, согласно статье 1149 ГК РФ.

«В соответствии с принципом свободы завещания завещатель не обязан сообщать кому-либо о содержании, совершении, об изменении или отмене завещания, равно как и о причинах принятого решения. Это правило перекликается со ст. 1121 ГК РФ, которая гарантирует тайну завещания.

Статья 1123 ГК РФ, закрепляя тайну завещания, призвана защитить, применительно к принципу свободы завещания, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну граждан».

Завещание носит сугубо личный характер. Завещание - это распорядительный акт одного лица. Не допускается совершение одного завещания двумя или более гражданами.

Для завещания законом установлена строго регламентированная форма и порядок совершения. Процедура совершения завещания должна создавать действенные гарантии того, что в момент совершения завещания завещатель полностью отдавал отчет своим действиям, что выраженная им воля была свободной, что он не действовал под влиянием обмана и заблуждения. Законом установлены строго формальные требования, которые предъявляются к субъективному составу, порядку совершения завещания, его форме и содержанию.

По своей юридической природе назначение душеприказчика есть одностороннее распоряжение завещателя, сделанное в завещании. Для включения этого указания в завещание не требуется предварительного согласия исполнителя завещания.

Исполнитель завещания обязан принять самостоятельно или через нотариуса меры по охране наследства и управлению им в интересах наследников. Полномочия в этой области деятельности душеприказчика предусмотрены в ст. 1171 - 1174 ГК».

В юридическом механизме, обеспечивающем в государстве режим законности и правопорядка, важную роль играют органы нотариата. Нотариат, будучи несудебной формой защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов, является согласно Резолюции Европейского парламента органом превентивного правосудия.

В соответствии с документами Конгресса Международного союза судей функция нотариата заключается прежде всего в том, что нотариус, являясь должностным лицом, наделен полномочиями удостоверять юридические акты, беспристрастно информировать стороны о существе и правовых последствиях таких актов, то есть осуществлять реальную деятельность по предотвращению споров.

Учитывая принципиальную разницу в функциях нотариата и суда, можно сказать, что словосочетание «превентивное правосудие» несет в себе определенное смысловое противоречие. При этом очевидно, что отмеченный подход европейских законодателей к этому институту не случаен. В этой связи вопрос соотношения судебной и нотариальной деятельности представляет как теоретический, так и практический интерес.


Судебную власть законодатель определяет как самостоятельную ветвь государственной власти, на конституционном уровне устанавливая предмет ее ведения, основные полномочия и гарантии. Независимость судей обеспечивается единством их статуса, включающего такие важнейшие элементы, как: несменяемость, неприкосновенность, особый порядок назначения на должность и освобождения от нее.

Наделение полномочиями судей федеральных судов происходит с участием различных ветвей власти, в том числе судебной в лице ее руководителей, которые дают Президенту РФ соответствующее представление, основанное на положительном заключении квалификационной комиссии судей. Причем только по решению последней полномочия судей могут быть прекращены или приостановлены.

Нотариат не образует самостоятельной ветви власти. Его деятельность, осуществляемая от имени государства, может быть доверена не только лицу, состоящему на государственной службе, но и лицу, занимающемуся частной практикой. В последнем случае полномочия нотариусов реализуются не на принципах бюджетного финансирования, а на основе самоокупаемости.

Правовое регулирование деятельности нотариата отнесено законодателем к совместному ведению Федерации и ее субъектов, которые в пределах своего ведения могут нормировать отдельные стороны этой деятельности. Кроме того, функции нотариата не имеют исключительного характера, они могут быть реализованы и иными компетентными органами и должностными лицами.

Так, при отсутствии в регионе государственных и частных нотариусов, действия такого рода вправе совершать должностные лица исполнительной власти и консульских учреждений, а в отдельных случаях - лица, которым данное право предоставлено федеральным законодательством.

Принципиальное отличие суда и нотариата заключается также в полномочиях этих двух органов. Предметом юрисдикции суда выступает спорное гражданское правоотношение. Судебное решение по делу превращает его в бесспорное, фактически осуществляется защита нарушенного или оспоренного права заинтересованного лица.

Что касается нотариальной деятельности, то она связана с удостоверением ряда прав и фактов, то есть, в отличие от судебной, она по определению имеет «бесспорный» характер[14, с.108].

Причем судебная власть осуществляет в отношении нотариальных действий контрольные функции, причем этот контроль распространяется как на организацию нотариата, так и на законность и обоснованность его действий. По основаниям, установленным законом, суд принимает решение о лишении частнопрактикующего нотариуса права заниматься профессиональной деятельностью.


Заинтересованное лицо, считающее неправильным действие нотариуса или отказ в его совершении, может обратиться в суд, который в случае удовлетворения соответствующего заявления отменяет его либо обязывает нотариуса его совершить. Проверка деятельности нотариата осуществляется и в административном порядке. В отношении нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, такого рода функции реализуют органы юстиции и налоговые органы. Что касается внебюджетного нотариата, то контроль за его деятельностью осуществляется нотариальными палатами.

Однако при всем различии статусов нотариальных и судебных органов их сближает реализуемая ими общая правозащитная функция. Формулируя задачи суда и нотариата, законодатель определяет их, по сути, как тождественные. Различие между ними проведено только в способах решения этих задач: в первом случае - путем рассмотрения гражданских дел, во втором - путем совершения различного рода нотариальных действий. Отсюда схожесть основных начал организации этих двух институтов.

Конкретизируя понятие наследования, сразу же подчеркнем два обстоятельства: во-первых, права и обязанности наследодателя переходят к наследникам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил ГК РФ не вытекает иное; во-вторых, к наследникам переходят все права и обязанности наследодателя, кроме тех, переход которых в порядке наследования не допускается ГК и другими законами либо противоречит самой природе этих прав и обязанностей. В статье 1111 ГК РФ предусматриваются два основания наследования: по завещанию и по закону. 

Условиями к совершению завещания является следующее: завещание совершается полностью дееспособным гражданином; оно должно быть совершено лично наследодателем; в завещании должно содержаться распоряжение только одного лица.

По форме различают нотариально удостоверенные завещания, приравненные к нотариально удостоверенным; закрытые завещания; совершенные в простой письменной форме.

Предметом завещания, как правило, является имущество, подлежащее регистрации в государственных органах: квартиры, дома, земельные участки. Но предметом завещания могут быть и обычные предметы домашней обстановки и обихода. Хотя при наследовании по закону эти вещи переходят в особом порядке к лицам, проживавшим совместно с умершим, завещатель не лишен права распорядиться ими. Нет необходимости в завещании делать особую оговорку по поводу этих предметов. Если по завещанию переходит «все имущество», значит, туда входят и предметы домашней обстановки и обихода, а если наследнику оставляется часть имущества, то эта часть исчисляется со включением стоимости данных предметов.


Завещатель может установить завещанием легат, завещательное возложение. Сущность завещательного возложения состоит в возложении обязанности на наследника совершить какие-либо действия имущественного или неимущественного характера.

Вопрос о наследовании жилого помещения, находящегося в общей совместной собственности, на практике может быть решен либо на основе нотариально заверенного соглашения остальных сособственников, либо судом с учетом законодательных положений о равенстве долей сособственников и возможности их изменения в случаях, установленных СК РФ. Практические трудности могут возникнуть и в отношении жилого помещения, находящегося в общей долевой собственности, поскольку реализация права на выдел доли в натуре нередко затруднена, а механизм разрешения проблемы ее выдела, если сособственники не в состоянии выплатить ее стоимость, законом не предусмотрен. Реализация наследственных прав в отношении не полностью выплаченного пая в ЖСК затруднена ввиду противоречий, существующих между нормами ГК РФ и ЖК РФ. В любом случае решение вопроса о количестве наследников, имеющих право на вступление в ЖСК, должно быть поставлено в зависимость от характеристик конкретного жилого помещения, а именно - возможности раздела его таким образом, чтобы каждому из лиц, имеющих право на пай, могло быть выделено изолированное жилое помещение. При приобретении права собственности на жилое помещение в порядке наследования следует учитывать возможность предоставления третьим лицам права пользования этим жилым помещением по завещательному отказу, которое сохраняется и при последующем переходе права собственности на имущество, входившее в состав наследства, к другому лицу.

Нотариальные полномочия имеют не договорную, а публично-правовую природу, и потому деятельность нотариата, как и суда, основана на принципах независимости, беспристрастности и объективности. Законодатель не только декларирует эти начала, но и обеспечивает их рядом правовых гарантий. В частности, установлен особый порядок отбора кандидатов на должность нотариуса и наделения последних соответствующими полномочиями.

Нотариус так же, как и судья, перед тем, как приступить к исполнению своих полномочий, приносит присягу. «Чистоту» профессии нотариуса обеспечивает законодательный запрет членам нотариальной корпорации заниматься, помимо профессиональной, любой иной деятельностью, кроме научной и преподавательской [23, с.147].


1.3 Нотариус как юридическая профессия в современном мире

Нотариус занимает особое место среди других юридических профессий. Читателю, скорее всего, уже известны профессии судьи, адвоката, судебного пристава-исполнителя, следователя, прокурора, частного юриста, преподавателя права, специалиста-эксперта в сфере законотворчества. Все указанные профессии основываются (по крайней мере, в идеале) на том положении, что их носители – конкретные люди, имеющие юридическое образование, при этом профессионально и непрерывно занимающиеся правом.

Несмотря на древность профессии нотариуса, исторически современный облик нотариата сложился во Франции 200 лет назад в соответствии со знаменитым Законом от 25 вантоза XI года [20, с.58], которым, собственно, и была создана модель латинского нотариуса. Значение данного Закона вантоза отмечают многие иностранные специалисты-нотариусы [21, с.45].

Этими незаинтересованными советниками, этими беспристрастными составителями, этими своеобразными добровольными судьями, бесповоротно обязывающими стороны соглашения, являются нотариусы, а этим институтом – нотариат"[17, с.125].

Международный союз латинского нотариата был образован в 1948 г. в Буэнос-Айресе и имеет целью содействовать распространению в мире законодательства стран – членов союза и знакомству с его институтами. Международный союз периодически проводит свои конгресс[18, с.136], а также работает через комиссии, например по европейским делам и Средиземноморью[12, с.78].

В системе латинского нотариата нотариус выступает, во-первых, в качестве независимого представителя государства, наделенного от имени государства полномочиями совершать нотариальные действия, во-вторых, одновременно несущим личную ответственность за совершение нотариальных действий. Независимость нотариуса обеспечивает придание соглашениям сторон «публичной формы и публичного доверия», поскольку нотариус исполняет задачи публичной власти [24, с.98]. Контроль за деятельностью нотариуса осуществляется государством в лице органов юстиции и нотариальными палатами.

Следует иметь в виду, что в ряде стран латинского нотариата параллельно существуют государственный и свободный нотариат, например, только государственный нотариат действует в земле Баден-Вюртемберг в ФРГ и примерно в половине кантонов Швейцарии. В Португалии нотариусы также являются государственными чиновниками.

Кроме того, в странах латинского нотариата организация и система свободного нотариата отличается значительной гибкостью. Например, в ряде земель ФРГ допускается совмещение профессий адвоката и нотариуса, когда одно и то же лицо может одновременно выполнять указанные функции. Такое совмещение возможно в землях бывшей Пруссии: для Берлина, Бремена, Гессена, Нижней Саксонии, отчасти для Северного Рейна-Вестфалии и Шлезвиг-Гольштейна, а также в ряде кантонов (немецкоязычных) Швейцарии. Во Франции с 1990 г. для молодых дипломированных специалистов допускается работа нотариусом по найму в нотариальной конторе до тех пор, пока они не станут самостоятельными нотариусами либо ассоциированными нотариусами в товариществах нотариусов.